Тема 1.Экологическая функция государств

Для понимания роли и места экологического права как формирующейся интегрированной отрасли права в системе Российского права необходимо разобраться в сущности тех проблем, с которыми столкнулось общество и для решения которых требуется установление специальных правовых требований. Охрана природы возникла как проблема и выделилась в самостоятельный вид деятельности людей постепенно под влиянием процессов и явлений, сопутствующих развитию общества. Охрана природы развивается как консервативная охрана природы, как сохранение природных ресурсов и обеспечение их рационального использования и как сохранение благоприятной для человека среды обитания и предупреждение возникновения глобального экологического кризиса. Причины возникновения возможного экологического кризиса включают рост народонаселения в условиях ограниченного пространства, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей, рост производства, которое влечет расширение вмешательства человека в природные явления.

Право как универсальный регулятор человеческого поведения является основным инструментом решения экологических проблем. Путем принятия нормативных правовых актов и обеспечения их реализации государство поддерживает такой режим деятельности общества, который бы соответствовал законам природы и гарантировал бы обществу экологическое благополучие.

Развитие экологического права представляет собой историческую необходимость для людей. Его историческая обусловленность состоит в следующем:

· Возникновение экологического права предопределено ходом предшествующего развития общества

· Дальнейшее развитие общества не снимает потребность в правовом регулировании экологических отношений, т.к. продолжают действовать факторы, обуславливающие экологические проблемы

· Развитие экологического права носит перманентный характер.

Концепции экологического права – это системы научных взглядов ученых, теории, официальные позиции государств, выраженные в программных документах относительно направлений развития экологического права, его места в системе национального права, задачах, целях, способах правового воздействия на поведение человека. Концепции экологического права включают концепцию экологической безопасности, систему теоретических взглядов о соотношении экономики и экологии, теорию устойчивого развития и некоторые другие. В качестве примеров следует назвать Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», а также Экологическую доктрину России, одобренную правительством РФ 31 августа 2002 г.

Современные экологические проблемы разрешаются на различных уровнях: глобальном, создающем механизм обеспечения планетарной эко­логической безопасности; национальном, формирующем правовую систе­му, эффективно регулирующую экологические отношения в пределах юрис­дикции данного государства; региональном и местном, призванным приме­нительно к конкретным природным и социально-экономическим услови­ям строить экологически обоснованную хозяйственную конструкцию, ре­шать накопившиеся проблемы охраны окружающей среды.

К глобальным экологическим проблемам относятся: сохранение био­логического разнообразия, охрана Мирового океана, озонового слоя, пре­дотвращение антропогенного изменения климата, охрана лесов и лесовосстановление, борьба с опустыниванием, развитие системы особо охраняе­мых природных территорий, обеспечение безопасного уничтожения хими­ческого и ядерного оружия, экологически безопасное освоение космичес­кого пространства и другие.

Государственная стратегия России по охране окружающей среды ис­ходит из необходимости обеспечить экологически безопасное развитие в условиях рыночной экономики (экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленнос­ти, энергетики, транспорта, коммунального, сельского хозяйства, неистощительное и рациональное использование возобновимых и невозобнови­мых природных ресурсов, расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов); оздоровление (вос­становление) разрушенных экосистем (выведение из кризисной ситуации ряда крупных городов и промышленных центров, преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий, сохранение природного комплек­са озера Байкал, восстановление нарушенных экосистем Волги и прибреж­ной полосы Черного моря, защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря, сохранение природных ком­плексов Онежского, Ладожского озер, Невской Губы, сохранение и восста­новление особо охраняемого эколого-курортного региона «Кавказские Минеральные Воды», решение экологических проблем Севера); решение на межгосударственном уровне вопросов трансграничного загрязнения, проблем Балтийского, Кас­пийского, Черного, Азовского и Аральского морей, Арктического региона.

Однако помимо национальных экологических проблем конфликты в системе «общество – природа» могут носить и менее острый, локальный характер и решать их возможно силами отдельных субъектов РФ либо орга­нов местного самоуправления. Идеи формирования региональных моделей развития изложены в «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных указом Президента РФ от 03.06.1996 г.

Ставропольский край не относится к самым неблагоприятным, с точ­ки зрения качества окружающей среды, территориям. В то же время у нас сложилась достаточно тревожная ситуация в области охраны земель, что вызвано негативными природными и техногенными процессами: оползня­ми, эрозией почв, их подтоплением, засолением, загрязнением. Необходи­мо принятие мер по утилизации и обезвреживанию отходов, в том числе и радиоактивных. Остается высокой загрязненность атмосферного воздуха.

Основные экологические показатели, а также тенденции их дальней­шего развития содержатся в публикуемых ежегодно Государственных док­ладах «О состоянии окружающей природной среды Ставропольского края». Кроме того, на уровне исполнительной власти края принимаются соответ­ствующие правовые акты, предусматривающие комплекс мероприятий по охране окружающей среды, например Постановление Правительства Ставропольского края от 28.09.2009 N 258-п «О долгосрочной краевой целевой адресной инвестиционной программе на 2010 - 2012 годы» (Подраздел IX. Ведомственная целевая программа «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2009 - 2011 годы»).

Наши рекомендации