Тема 1.Экологическая функция государств
Для понимания роли и места экологического права как формирующейся интегрированной отрасли права в системе Российского права необходимо разобраться в сущности тех проблем, с которыми столкнулось общество и для решения которых требуется установление специальных правовых требований. Охрана природы возникла как проблема и выделилась в самостоятельный вид деятельности людей постепенно под влиянием процессов и явлений, сопутствующих развитию общества. Охрана природы развивается как консервативная охрана природы, как сохранение природных ресурсов и обеспечение их рационального использования и как сохранение благоприятной для человека среды обитания и предупреждение возникновения глобального экологического кризиса. Причины возникновения возможного экологического кризиса включают рост народонаселения в условиях ограниченного пространства, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей, рост производства, которое влечет расширение вмешательства человека в природные явления.
Право как универсальный регулятор человеческого поведения является основным инструментом решения экологических проблем. Путем принятия нормативных правовых актов и обеспечения их реализации государство поддерживает такой режим деятельности общества, который бы соответствовал законам природы и гарантировал бы обществу экологическое благополучие.
Развитие экологического права представляет собой историческую необходимость для людей. Его историческая обусловленность состоит в следующем:
· Возникновение экологического права предопределено ходом предшествующего развития общества
· Дальнейшее развитие общества не снимает потребность в правовом регулировании экологических отношений, т.к. продолжают действовать факторы, обуславливающие экологические проблемы
· Развитие экологического права носит перманентный характер.
Концепции экологического права – это системы научных взглядов ученых, теории, официальные позиции государств, выраженные в программных документах относительно направлений развития экологического права, его места в системе национального права, задачах, целях, способах правового воздействия на поведение человека. Концепции экологического права включают концепцию экологической безопасности, систему теоретических взглядов о соотношении экономики и экологии, теорию устойчивого развития и некоторые другие. В качестве примеров следует назвать Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», а также Экологическую доктрину России, одобренную правительством РФ 31 августа 2002 г.
Современные экологические проблемы разрешаются на различных уровнях: глобальном, создающем механизм обеспечения планетарной экологической безопасности; национальном, формирующем правовую систему, эффективно регулирующую экологические отношения в пределах юрисдикции данного государства; региональном и местном, призванным применительно к конкретным природным и социально-экономическим условиям строить экологически обоснованную хозяйственную конструкцию, решать накопившиеся проблемы охраны окружающей среды.
К глобальным экологическим проблемам относятся: сохранение биологического разнообразия, охрана Мирового океана, озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, охрана лесов и лесовосстановление, борьба с опустыниванием, развитие системы особо охраняемых природных территорий, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия, экологически безопасное освоение космического пространства и другие.
Государственная стратегия России по охране окружающей среды исходит из необходимости обеспечить экологически безопасное развитие в условиях рыночной экономики (экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального, сельского хозяйства, неистощительное и рациональное использование возобновимых и невозобновимых природных ресурсов, расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов); оздоровление (восстановление) разрушенных экосистем (выведение из кризисной ситуации ряда крупных городов и промышленных центров, преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий, сохранение природного комплекса озера Байкал, восстановление нарушенных экосистем Волги и прибрежной полосы Черного моря, защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря, сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер, Невской Губы, сохранение и восстановление особо охраняемого эколого-курортного региона «Кавказские Минеральные Воды», решение экологических проблем Севера); решение на межгосударственном уровне вопросов трансграничного загрязнения, проблем Балтийского, Каспийского, Черного, Азовского и Аральского морей, Арктического региона.
Однако помимо национальных экологических проблем конфликты в системе «общество – природа» могут носить и менее острый, локальный характер и решать их возможно силами отдельных субъектов РФ либо органов местного самоуправления. Идеи формирования региональных моделей развития изложены в «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных указом Президента РФ от 03.06.1996 г.
Ставропольский край не относится к самым неблагоприятным, с точки зрения качества окружающей среды, территориям. В то же время у нас сложилась достаточно тревожная ситуация в области охраны земель, что вызвано негативными природными и техногенными процессами: оползнями, эрозией почв, их подтоплением, засолением, загрязнением. Необходимо принятие мер по утилизации и обезвреживанию отходов, в том числе и радиоактивных. Остается высокой загрязненность атмосферного воздуха.
Основные экологические показатели, а также тенденции их дальнейшего развития содержатся в публикуемых ежегодно Государственных докладах «О состоянии окружающей природной среды Ставропольского края». Кроме того, на уровне исполнительной власти края принимаются соответствующие правовые акты, предусматривающие комплекс мероприятий по охране окружающей среды, например Постановление Правительства Ставропольского края от 28.09.2009 N 258-п «О долгосрочной краевой целевой адресной инвестиционной программе на 2010 - 2012 годы» (Подраздел IX. Ведомственная целевая программа «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2009 - 2011 годы»).