Глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции
§ 1. Криминалистическая характеристика взяточничестваи других видов коррупции
Взяточничествокак криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти», в то же время является ярким проявлением другого остронегативного и более общего социального явления — коррупции. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами продажи своих должностных полномочий должностными лицами разного служебно-государственного уровня за получение незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ, в том числе неимущественного характера). При этом они действуют (бездействуют), покровительствуют, попустительствуют по службе, прикрывают криминальные структуры и совершают иные действия в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.
Как типовые оба эти криминальные явления чрезвычайно общественно опасны, ибо не только объективно ведут к разложению государственного аппарата, дискредитируют и подрывают и без того недостаточно высокий его авторитет в нашем обществе, но и оказывают разлагающее влияние на все другие стороны жизни (экономическую, банковско-финансовую, политическую, социальную и правоохранительную).
В содержательном смысле коррупция более масштабное понятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее часто встречающихся проявлений коррупции. Коррупция предполагает систематический подкуп должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной власти, влекущий за собой принятие ими решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы, и их осуществление в пользу коррумпирующей структуры, поста-
714 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции
§ 1. Криминалистическая характеристика взяточничества__________ 715
новку их в зависимость от указанной структуры. Соответственно круг коррупционных преступлений весьма широк, но все они втой или иной степени посягают на авторитет государственной иместной власти.
В силу масштабности коррупции как социального явления правоохранительные органы справиться, с этой проблемой в одиночку не могут. Ее должны решать сообща государство и общество. В уголовно-правовом же смысле борьба с коррупцией прежде всего связана с раскрытием, расследованием ипредупреждением взяточничества.
Взяточничество не только довольно распространенное, но и достаточно сложное для раскрытия и расследования преступление. Сложности его расследования обусловлены целым рядом обстоятельств. Во-первых, все его участники — взяткополучатель, взяткодатель, заинтересованы в тщательном сокрытии следов своих преступных действий, ибо каждый из них несет уголовную ответственность в случае разоблачения. Поэтому данные преступления в подавляющем большинстве случаев совершаются без свидетелей и с тщательной маскировкой его следов.
Во-вторых, нередко взятки дают за совершение законных действий для их ускорения или маскируют под внешне законные способы получения имущественных выгод и т.п. При отсутствии свидетелей это обстоятельство еще более затрудняет процесс раскрытия взяточничества.
В-третьих, по этим делам зачастую преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой процедуры доказывания с использованием самых различных связей между расследуемым событием и явлениями действительности (причинных, временных, пространственных и т.д.).
В связи сэтим особое значение приобретает умелое выявление и использование криминалистически значимых данных об особенностях преступного поведения субъектов взяточничества и коррупции. В частности, выявление признаков, свидетельствующих о неделовых, особых связях между, например, руководителями выше- и нижестоящих органов одной системы или между конкретными должностными лицами и гражданами, добивающимися желательных для них решений, а также сведений о конкретных способах преступных действий или бездействия должностного лица. Именно эта информация часто помогает установить, где и каким образом следует искать и изымать недостающую информацию о взяточничестве и коррумпированных связях.
Предметом взяткиобычно являются любые материальные ценности и услуги материального свойства, представляющие определенную имущественную выгоду для их получателя. Знание их характера, индивидуальных особенностей помогает определить направление и способы их обнаружения, а в необходимых случаях и способы идентификации. Знание особенностей предмета взятки позволяет разобраться в деталях механизма этого преступления (в наличии особых связей между субъектами взяточничества, предварительной договоренности между ними), а также вымогательства и его способе. Коррумпированный субъект может не иметь ничего материального за свои услуги, а может действовать на основании иных интересов или обязательств, имеющих значение для коррумпировавшей его структуры.
Способы совершения взяточничества,как и всех остальных должностных преступлений, во многом зависят от отрасли служебной деятельности, где они совершаются, должностного положения взяткополучателя и объема его правомочий, сложившейся общей обстановки в государстве и локальной ситуации в конкретном регионе и учреждении, от предмета взятки, а также от личностных качеств взяточников.
С криминалистической точки зрения взяточничество по способу его совершения может быть разделено на ряд видов в зависимости от особенностей передачи взятки, наличия какого-либо давления на взяткодателя со стороны взяткополучателя и характера служебных действий (бездействия) взяткополучателя, наличия предварительного сговора между группой лиц, сговора с организованной преступной группой.
По особенностям передачи взятки обычно выделяют два основных способа взяточничества: без посредников; с посредниками. По второму основанию — наличию давления — выделяют взяточничество: с вымогательством; без вымогательства. По характеру служебных действий можно выделить взяточничество, связанное с совершением: незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя; законных действий (бездействия) в пользу взяткодателя. По четвертому основанию — наличию сговора — различают взяточничество: с предварительным сговором на получение в определенной форме одной взятки от конкретного лица; с предварительным сговором на получение взятки в разных формах в течение какого-то периода от неопределенного круга лиц; получение систематических взяток в разных формах, но от организованной преступной группы.
716 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции
§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования 717
Причем каждый из этих общих способов совершения взяточничества может быть детализирован с учетом видов посреднической связи, особенностей предмета взятки и его передачи, своеобразия вымогательства, сферы деятельности взяткополучателя и особенностей предварительного сговора, характера взаимосвязи с организованной преступной группой.
Выявление признаков примененного способа в каждом конкретном случае расследования, его сопоставление с типичными комбинациями способов взяточничества позволяет четче определить, где необходимо искать недостающие данные об обстоятельствах расследуемого преступления.
Для взяточничества и иных коррупционных преступлений наиболее характерна обстановка бесконтрольности в решении важных служебных вопросов, бесхозяйственности, бюрократизма, волокиты, наличие элементов круговой поруки в тех организациях, где оно совершается. Знание особенностей обстановки способствует уяснению механизма и деталей происшедшего, а главное, причин и условий, способствовавших взяточничеству.
К субъектам взяточничества и иных коррупционных преступлений относятся представители власти разного уровня и иные должностные лица, перечисленные в ст.285 УК РФ. В то же время сейчас к числу таких субъектов целесообразно относить полномочных представителей некоммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами. В личности взяточников (главным образом взяткополучателей) чаще всего преобладают элементы корысти, стяжательства, неразборчивости в средствах повышения материального положения и получения легкой наживы, безответственности и правового нигилизма. В настоящее время происходит все большее преступное сближение лиц, располагающих крупными денежными средствами, часто добытых мошенническим и иным криминальным и связанным с преступным миром путем, и должностных лиц, наделенных соответствующими властными функциями.
Для такого рода преступлений самостоятельным элементом их криминалистической характеристики может быть устойчивая и достаточно организованная группа взяточников, действующая в течение длительного времени. В этих случаях важное криминалистическое значение имеют данные о численности исвязях группы, характере преступного сговора между ее участниками, распределение ролей с учетом властных полномочий
каждого, мерах по нейтрализации контролирующих и надзирающих органов и т.д.
Взяточничество часто бывает связано с другими преступлениями (хищениями, сокрытием налогов, мошенничеством и др.), и нередко с деятельностью организованных преступных групп. Поэтому при криминалистической оценке информации по таким делам необходимо обращать внимание на то, нет ли в ней криминалистических признаков, свойственных иным преступлениям, не просматривается ли наличие коррумпированных связей с преступными группами. Это крайне важно для установления не только ближайших, но и отдаленных преступных целей правонарушителей и соответственно для успешного раскрытия всех эпизодов преступной деятельности, и для определения профилактических мер.
Криминалистические особенности взяточничества влияют и на определение круга обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования.
Первая группатаких обстоятельств связана с установлением факта, обстоятельств и способа подкупа должностного лица, и в частности, получения и передачи предмета взятки (время, место, способ, наличие или отсутствие вымогательства, характер предмета взятки, его признаки и особенности и др.).
Вторая группаобстоятельств — с установлением характера служебного поведения взяткополучателя, обусловленного фактом взяточничества.
Третья группаобстоятельств — с установлением круга участников преступления и обстоятельств, влияющих на степень и характер их ответственности.
Четвертая группаобстоятельств — с установлением обстоятельств, способствовавших взяточничеству и иных коррупционных преступлений.
§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
При расследовании взяточничества и иных коррупционных преступлений на первоначальном и последующих этапах следственной деятельности складываются различные типовые следственные ситуации:
Ситуация 1— наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;
718 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции
§ 3. Первоначальные и последующие следственные действия 719
Ситуация 2— наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;
Ситуация 3— сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве и иных фактах коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.
На первоначальном этапе расследованияследственные версии прежде всего выдвигаются для установления того, действительно ли имело место взяточничество и иной факт коррупции. Наиболее характерными при этом являются следующие версии: 1) должностное лицо действительно получило взятку, было подкуплено другим способом при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных; 2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка (подкуп), а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гонорара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следствием добросовестного заблуждения или оговора; 3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу определенного лица и не получило взятки; 4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.
Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным, а также возможное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.
Следственные ситуации на последующем этапе расследования обычно складываются с учетом результатов его первоначального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленному ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма взяточничества и коррупции (о приемах, процедурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).
Соответственно новые следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер» нежели в начале расследования, и направляются на уяснение от-
дельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместе с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных, непроверенных еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.
План расследованияпо этим делам должен быть четко согласован с планом оперативно-розыскных мероприятий. От подобной согласованности во многом зависит успех расследования таких преступлений, требующих проведения значительного комплекса негласных действий и мероприятий, а также проведения задержания с поличным. При этом в плане большое внимание должно быть уделено установлению места и способа обнаружения вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств фактов передачи предметов взятки и последующего поведения взяточников. Соответственно в плане; следует обязательно предусмотреть применение технико-криминалистических средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъятия следов взяточничества, которые по этим делам очень быстро уничтожаются преступниками или деформируются.
Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также то, что составной его частью являются различного рода схемы (преступных связей, взаимоотношений различных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка движения какого-то дела). Они помогают в одних случаях образно представить себе элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость и соответственно более четко и конкретно сформулировать задачи и определить оптимальные средства их решения.
§ 3. Первоначальныеи последующие следственные действия
Уголовные дела о взяточничестве и иных коррупиционных преступлениях возбуждаются сразу после ознакомления с первичными данными, содержащими достаточно убедительные сведения о факте взятки или систематическом подкупе должностного лица. Если же первичной информации недостаточно, то возбуждению этих дел предшествует проверка поступивших материалов, осуществляемая лишь с целью установления законных оснований для возбуждения такого уголовного дела (во избежание незаслуженного компрометирования должностных лиц). Проверка долж-
720 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции
§ 3. Первоначальные и последующие следственные действия 721
на проводиться с особой осторожностью и часто скрытно от его участников, ибо виновные, узнав о проверке, могут спрятать или уничтожить предмет взятки, уничтожить компрометирующие документы, договориться с заинтересованными лицами о даче ложных показаний и т.д. В ходе проверки собираются недостающие материалы (запрашиваются данные из криминалистических учетов, изучаются конкретные документы, объясняющие факты, со-' держащиеся в первичных сведениях, получаются объяснения от должностных лиц и отдельных граждан, осуществляется знакомство со служебной деятельностью должностных лиц или отдельных подразделений). Если дополнительно полученные данные подтверждают первичную информацию, то следователь возбуждает уголовное дело и начинает расследование.
Комплекс и последовательность первоначальных следственных действийопределяется складывающимися в начальный период расследования взяточничества следственными ситуациями.
В первой следственной ситуацииобычно проводятся следующие первоначальные следственные действия: допрос свидетелей (главным образом из числа заявителей или лиц, чья информация содержится в первичных материалах); изъятие и осмотр документов, относящихся к деятельности должностного лица, получившего взятку; обыски по месту работы и жительства участников взяточничества; осмотр предмета взятки; допрос подозреваемых; предъявление предмета взятки для опознания. Очередность этих следственных действий чаще всего осуществляется в таком порядке, в каком они перечислены. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств он может быть изменен.
Во второй следственной ситуацииприменяются следующие первоначальные следственные действия: допрос заявителя; задержание взяточника с поличным; обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства; личный обыск задержанного и, при необходимости, его освидетельствование; осмотр предмета взятки и места происшествия; допрос подозреваемого; допрос иных свидетелей. При этом очередность следственных действий в этой ситуации во многом зависит от результатов задержания взяточников с поличным (если оно проводится). Обычно вслед за состоявшимся задержанием осуществляется личный обыск, осмотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемых и свидетелей и затем обыски. На первоначальной стадии в пер-вой и второй ситуациях может проводиться и криминалистическая и иные судебные экспертизы.
В третьей следственной ситуациикомплекс первоначальных следственных действий обычно выбирается в зависимости от сте-
пени достоверности выявленных данных о взяточничестве и коррупции. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть такой, как впервой ситуации, в других — как во второй.
Тактика первоначальных следственных действий определяется с учетом возможности использования эффекта внезапности, отсутствия очевидцев и других обстоятельств, возникшей ситуации, свойственных данному виду преступлений.
Допросзаявителей и иных свидетелей. Заявителями о взяточничестве обычно являются лица, которые уже дали взятку и раскаялись в этом, либо у которых вымогается взятка, лица, которым предлагается взятка и иные граждане, что-либо знающие о взяточничестве. В процессе их допроса прежде всего уточняются и конкретизируются изложенные в их заявлении обстоятельства.
Значительная часть свидетелей по этим делам обычно становится известной из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другая — в результате оперативно-розыскной, деятельности криминальной милиции. Третья — устанавливается первоначальными следственными действиями. Они выявляются главным образом из числа лиц, принимавших участие в служебных операциях, в связи с которыми получена взятка, лиц, осведомленных о служебной деятельности взяткополучателя (сослуживцы, знакомые, родные, клиенты или посетители данного учреждения), а также из круга лиц, тем или иным образом связанных со взяткодателем и посредником.
Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о тех или иных контактах участников расследуемого взяточничества, о характере поведения должностного лица, направленного на удовлетворение интересов предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства взятки или предполагаемой взятке и т.п. При допросе лиц, у которых вымогается взятка, необходимо выяснить, кто является вымогателем, за что должна быть передана взятка, имеются ли посредники, где, когда и при какой обстановке будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки (сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер серии, особенности вещи, предмета и т.д.).
Задержаниевзяточника и иного коррупционера с поличным. Оно необходимо в случаях проверенных данных о вымогательстве взятки, когда сведения о взяточнике поступают из разных Источников и свидетельствуют о системе взяточничества или Имеются достоверные оперативно-розыскные данные о взяточничестве и коррупции. Задержание направлено на фиксацию фак-Та передачи взятки должностному лицу, изобличение взяткопо-
722 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции
§ 3. Йервоначальные и последующие следственные действия 723
лучателя или взяткодателя в момент передачи-получения взятки или сразу после него, а также на быстрое изъятие пред-мета взятки. Поэтому его успех во многом зависит от правильно-го учета в ходе подготовки особенностей места и времени дача взятки, свойств предмета взятки, способов наилучшей фиксации факта взяточничества. При этом необходимо четко определить состав и обязанности всех членов оперативной группы задержа» ния и характер необходимых технических средств. Обычно задержание взяткополучателя и коррумпированного должностного лица осуществляется сразу после получения взятки, а иногда (с учетом возникшей ситуации) в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации. При этом очень важно задержание провести таким образом, чтобы взяткополучатель не мог избавиться от предмета взятки до момента задержания и не смог придумать какое-либо подходящее объяснение факту нахожде-г ния у него предмета взятки. В то же время моменты задержания и допроса должны быть максимально приближены.
Обыск является важнейшим первоначальным следственным действием по таким делам.
Задачи обыска по месту службы и проживания и личного обыска при этом не ограничиваются обнаружением предмета взятки или его упаковки и отысканием данных, свидетельствующих о том, что предмет взятки и упаковочные средства, обнаруженные у взяткополучателя или посредника, ранее принадлежали взяткодателю. Они значительно шире. В частности, при обыске необходимо обращать внимание на различные записи, i переписку с другими лицами, номера телефонов, адреса, свидетельствующие о факте знакомства участников взяточничества, об их договоренности о передаче взятки и о суммах переданных взяток. Надо помнить, что по делам о взяточничестве при наличии квалифицирующих обстоятельств виновным угрожает конфискация имущества. Следовательно, при обыске необходимо выявить такое имущество и наложить арест на него.
В целях точной фиксации обстановки, в которой происходила передача взятки, целесообразен осмотр места происшествия-В ходе осмотра могут быть также выявлены, зафиксированы й; изъяты следы получения и передачи взятки и особенно документ! тальные данные, которые должны быть подвергнуты отдельному, осмотру.
При осмотре документов по делам о взяточничестве можно обнаружить факты, подтверждающие неправильный или необыч* ный порядок действий в интересах взяткодателя и «особый» порЯ'
док прохождения документов через соответствующие отделы, а также данные, указывающие на размеры взятки. Например, отсутствие на документе необходимых регистрационных номеров и штампов, а также отметок тех должностных лиц, которые обязаны были принять этот документ или разрешить содержащийся в нем вопрос, письменные указания руководителей вышестоящей организации о положительном решении просьб без соответствующей проверки и согласования в случаях, когда такой порядок строго оговорен в соответствующих нормативных актах. Указанные данные свидетельствуют о необычном порядке оформления документа и разрешении этого или иного вопроса. В свою очередь осмотр различного рода счетов за якобы выполненные взяткополучателем работы позволяет установить размер полученной взятки. В тех случаях, когда в первичных материалах не содержится конкретных указаний о лице, получившем взятку, осмотр документов помогает выявить взяткополучателя. С этой целью в учреждении, куда обращался предполагаемый взяткодатель, производится изъятие и осмотр документов! для установления круга должностных лиц, которые должны были рассмотреть и разрешить интересующий взяткодателя вопрос. На основе изучения таких документов обычно удается определить круг лиц, среди которых следует искать взяткополучателя.
На последующей стадии расследования чаще проводятся допросы свидетелей (новых и тех, в показаниях которых были какие-то неточности, неполнота или искаженные факты), различные виды судебных экспертиз, очные ставки, проверка показаний на месте и осуществляется допрос обвиняемого.
Чаще всего при расследовании взяточничества проводятся криминалистические экспертизы. В частности, трасологические (по следам пальцев рук на документах и предметах), почерковед-ческие (для идентификации исполнителей различного рода записей, изъятых при обыске), технико-криминалистического исследования документов (для восстановления записей по вдавленным штрихам, залитых и замазанных записей, установления факта уничтожения каких-либо записей вместе с листами, установление целого документа по его обрывкам и т.д.).
Допрос обвиняемого. На последующем этапе, с тактической точки зрения, допрос — одно из самых сложных следственных Действий, ибо из-за отсутствия прямых свидетелей взяточничества и коррупции и незаинтересованности всех его участников в Раскрытии своей преступной деятельности, его проведение часто Приходится производить в ситуации, когда в материалах следст-
724 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции
вия имеются некоторые проблемы. К тому же все участники этого преступления, если они привлечены к ответственности, обычно на Допросе всячески изворачиваются, пытаясь свести взятку к возвращению или получению долга, к присвоению находки, забытой кем-то вещи и т.д.
При подготовке к допросу обвиняемых по таким делам большое значение имеет тщательное изучение личности допрашиваемых, выявление у них таких черт и особенностей взаимоотношений, которые могут быть использованы при выборе тактических приемов допроса. Вместе с тем следует продумать тактику предъявления отдельных доказательств. При достаточности доказательств их целесообразнее всего предъявлять не разрозненно, а в продуманной совокупности. При этом четко должна быть определена и последовательность их предъявления. Например, вначале предъявляются признательные показания взяткодателя, затем показания посредника (если он есть) и в завершение выписка из лицевого счета допрашиваемого взяткополучателя в Сбербанке, коммерческом банке, данные о счете в зарубежном банке и другие данные, свидетельствующие о получении им денежной и иной взятки. При некоторых пробелах в собранных доказательствах целесообразно сначала сосредоточить внимание на выявлении второстепенных деталей, умело при этом используя оперативно-розыскную информацию о допрашиваемом (о его прошлом, связях, окружении, привычках и т.д.). Такой прием может создать у допрашиваемого представление о полной осведомленности следователя о его преступной деятельности.
При допросе обвиняемых в таких ситуациях целесообразна и максимальная детализация их ответов по всем обстоятельствам совершения преступления. Это может затруднить их попытку отказаться впоследствии от своих признательных показаний. В этих же целях желательно использовать средства звуко- или видеозаписи.
Основным направлением профилактического внимания следователя по этим делам обычно является сфера организации и правового регулирования соответствующей служебной деятельности (подбора и расстановки кадров, контроля за деятельностью должностных лиц и др.). Меры профилактического воздействия в основном сводятся к предложениям, направленным на устранение выявленных недостатков организационно-правовой деятельности в сфере данной служебной деятельности и в индивидуально-воспитательной работе с субъектами расследуй" мого преступления.