Квалифицированного взяточничества и других проявлений коррупции

§ 7. Криминалистическая характеристика

Квалифицированного взяточничества и других

Проявлений коррупции

Коррупция (от латинского cor — корпус, тело; в точном переводе означает «разложение тела, процесс загнивания и гниения»), как самостоятельный вид преступления в уголовном законодательстве России пока отсутствует. Этим понятием ох­ватываются, кроме взяточничества (дача взятки — ст.291, полу­чение взятки — ст.290 УК РФ), иные корыстные должностные преступления, например, злоупотребление служебным положе­нием (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ) и другие, а также некоторые преступления в сфере экономической дея­тельности (гл.22 УК РФ).

Понятие «коррупция», как один из важнейших элементов организованной преступности, было сформулировано 34-й сес­сией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.: выполне­ние должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения. Таким обра­зом, все проявления коррупции направлены против государст­венной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они подрывают авторитет

Квалифицированное взяточничество________________________ 421

государства в целом, дезорганизуя деятельность государствен­ного аппарата.

В проекте Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (ст.2) под этим явлением понимается не предусмотренное зако­ном принятие имущественных и неимущественных благ и преиму­ществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием сво­его статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предостав­ления им физическими и юридическими лицами этих благ и пре­имуществ.

Подкуп лиц, уполномоченных на выполнение государствен­ных функций, путем предоставления им физическими или юридическими лицами имущественных или неимущественных благ и преимуществ отличается от традиционных составов взя­точничества, прежде всего, необусловленностью получения не­законного вознаграждения совершением какого-либо опреде­ленного действия (бездействия) в интересах подкупившего. При этом предмет взятки может передаваться коррумпированному субъекту за покровительство взяткодателя и общее благоприят­ное расположение как в настоящем, так и в будущем. Это пре­дусматривает также получение должностным лицом регулярных выплат, своего рода «дани», в том числе от подчиненных.

Таким образом, коррумпировать государственного служащего означает взятие его на постоянное содержание с тем, чтобы заставить действовать в интересах преступника (или преступ­ной организации).

Большинство проявлений коррупции связано с дачей—полу­чением взяток. При этом взяточничество, как правило, характери­зуется наличием квалифицирующих признаков, в том числе получением взятки:

• лицом, занимающим государственную должность Россий­
ской Федерации или ее субъекта, а также главой органа
местного самоуправления;

• группой лиц по предварительному сговору или организо­
ванной группой;

• неоднократно;

• с вымогательством взятки;

• в крупном размере.



Методика расследования отдельных видов преступлений

К квалифицирующим признакам закон также относит неод­нократную дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Взяточничество и иные проявления коррупции обладают многими общими чертами, обусловленными единством объекта преступного посягательства, субъектов преступления, способов его совершения, что является основанием для разработки еди­ной для них частной криминалистической методики.

Изменения социально-экономических условий жизни на­шего общества в последние годы предопределили и рост пре­ступных проявлений коррупции. Одна из причин этого — не­зрелость российской деловой среды, где общепринятые в миро­вой практике морально-этические принципы бизнеса пока не стали императивом для самих бизнесменов. По данным социо­логических опросов, проведенных французской газетой «Фига­ро», которая обследовала 48 государств, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран (наряду с Венесуэлой и Ин­дией).

Тем не менее, в настоящее время большинство подобных преступлений остаются латентными, что объясняется ростом «профессионализма» преступных организаций, несовершенст­вом нашего законодательства, терпимостью населения к взя­точничеству, тесными деловыми контактами лиц, владеющих крупными денежными суммами, добытыми преступным путем, и государственных служащих, занимающих руководящие посты с властными полномочиями, что приводит к возникновению множества коррумпированных структур в нашей стране. Кор­румпированные лица обладают при этом не только организа­торскими способностями и профессиональными знаниями, но, зачастую, и криминальным опытом, сами проявляют инициати­ву, выполняя те или иные действия (бездействие) в интересах коррумпировавшей их организации.

Взяточничество и другие проявления коррупции имеют ор­ганизованный характер, исключающий в большинстве случаев открытые конфликты между их участниками, что способствует сокрытию их преступной деятельности. Более того, такие пре­ступления трудно выявить в связи с тем, что, как правило, уго­ловной ответственности подлежат как коррумпированные лица, так и те, кто берет последних на содержание и ставит в зави-

Квалифицированное взяточничество________________________ 423

симость. Все они заинтересованы в том, чтобы сохранять свою преступную деятельность в тайне, поэтому оказывают про­тиводействие расследованию в самых различ­ных формах: действуют без очевидцев; принимают меры к со­крытию и уничтожению следов преступления, а в случае выяв­ления признаков их противоправной деятельности и возбужде­ния уголовного дела дают ложные показания, не выдают своих соучастников; пытаясь направить расследование в ложном на­правлении, прибегают к фальсификации доказательств, подкупу и запугиванию соучастников и свидетелей и т.п. Все перечис­ленные факторы крайне осложняют выявление, раскрытие и рас­следование преступной деятельности, связанной с коррупцией.

Исходя из особенностей частной криминалистической ме­тодики рассматриваемых видов преступлений, следует остано­виться на основных элементах криминали­стической характеристики:

• предмет преступного посягательства;

• сведения о личности субъектов взяточничества и других
проявлений коррупции;

• особенности места, условий и обстановки совершения
преступления;

• способ преступления и типичные последствия (следы)
его реализации.

> Предмет преступного посягательства. Уголовный закон предусматривает ответственность за получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, цен­ных бумаг, иного имущества или выгод имущественного харак­тера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Таким образом, в качестве взятки или подкупа могут передаваться ка­кие-либо ценности (деньги, ценные бумаги, имущество).

Следует отметить, что в последние годы денежный эквивалент взятки значительно возрос. Так, в марте 1994 г. сотрудники право­охранительных органов задержали троих руководителей Внешне­торгового объединения «Книгоэкспорт» с поличным при получе­нии взятки в размере 7 тысяч долларов США и за вымогательство еще 5 тысяч долларов. В процессе расследования было установле­но, что руководители крупнейшей книготорговой организации страны менее чем за год получили от представителей различных коммерческих структур около 500 миллионов рублей наличными.

424________ Методика расследования отдельных видов преступлений

Предметом взятки или подкупа может быть оказание раз­личных услуг, таких, как открытие счетов и получение креди­тов в банках; приобретение недвижимости в России и за рубе­жом; предоставление различных льгот и привилегий коммерче­ским организациям; содействие в создании лжепредприятий и укрывании прибыли; незаконное освобождение от администра­тивной, уголовной и иной ответственности; организация зару­бежных туристических и лечебно-оздоровительных поездок за счет российских и иностранных юридических и физических лиц; назначение на должность; повышение по службе; разра­ботка и внедрение законопроектов, выгодных криминальным структурам; фальсификация материалов аудиторской проверки или документальной ревизии и др.

>- Сведения о личности субъектов взяточничества. Взятко­получатель, взяткодатель и, в ряде случаев, посредник в даче— получении взятки являются субъектами взяточничества.

Взяткополучателями чаще всего оказываются должностные лица, занимающие ответственное служебное положение с большими властными полномочиями. Зачастую они бывают связаны по роду своей деятельности с представителями ком­мерческих структур. Как правило, это люди с высшим образо­ванием и высоким уровнем профессионального опыта и зна­ний, нередко пользующиеся уважением и авторитетом: государ­ственные служащие; должностные лица государственных, а также коммерческих и некоммерческих общественных органи­заций, учреждений и предприятий, например, президенты фондов, генеральные директора товариществ и др. Довольно часто в настоящее время взяткополучателями становятся долж­ностные лица организации—потенциального заказчика. Подоб­ного рода взятка (бизнес-взятка) распространена в основном в сферах с высокой конкуренцией: компьютерный и рекламный бизнес; торговля оргтехникой, мебелью, канцелярскими това­рами; ремонт помещений и др. Становясь взяткополучателями, перечисленные категории служащих используют свое должно­стное положение, знания психологии общения, умение нала­дить психологический контакт с взяткодателем или иными ли­цами в его интересах.

Взяткодателями могут выступать различные лица, обладаю­щие средствами для подкупа должностных лиц и использующие их в этих целях. Наиболее распространенные способы

Квалифицированное взяточничество________________________ 425

подкупа: покупка товаров по заведомо низким ценам; со­действие устройству родственников на престижные и высоко­оплачиваемые должности; организация рекламной кампании должностного лица через средства массовой информации и т.п. Зачастую взяткодатели занимают высокие должности и общест­венное положение. Многие из них — тонкие психологи, умею­щие распознать мотивацию действий должностного лица (например, отказа в заключении договора аренды помещения) и придать взятке внешне законную форму (например, предло­жить «комиссионные» или «специальную скидку»).

Субъектами взяточничества законодатель также рассматри­вает и посредников, то есть лиц, которые способствуют пре­ступному сговору, непосредственно передают деньги или иму­щественные ценности должностным лицам, оказывают им ус­луги или принимают от взяткополучателя и передают взяткода­телю соответствующие документы, информацию и т.п.

Посредничество в приеме—передаче взятки можно условно подразделить на д в а вида:

• простое, предполагающее передачу взятки и предостав­
ление требуемых взяткодателем услуг одним и тем же по­
средником;

• сложное, выражающееся в разделении функций между
двумя или более посредниками.

Субъекты преступлений, объединяемые поня­тием «коррупция»:

1. Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций:

• государственные служащие и должностные лица, а
также их помощники, получающие денежное возна­
граждение из бюджетной системы РФ, целевых вне­
бюджетных или валютных фондов, создаваемых орга­
нами государственной власти;

• лица, занимающие соответствующие должности в
Вооруженных Силах РФ и иных воинских формиро­
ваниях, создаваемых в предусмотренном законом по­
рядке;

• должностные лица государственных хозяйствующих
субъектов или хозяйствующих субъектов, в имуществе
которых суммарная доля участия РФ или ее субъектов

426

Методика расследования отдельных видов преступлений

и муниципальных образований составляет не менее половины;

• народные и присяжные заседатели в судах, а также
иные граждане, участвующие в отправлении правосу­
дия;

• лица, в установленном законом порядке постоянно
или временно участвующие в выполнении государст­
венных функций на общественных началах, либо в
порядке частной деятельности.

2. Лица, приравненные к должностным, уполномоченным на
выполнение государственных функций:

• лица, избранные в состав органов местного само­
управления;

• служащие, постоянно или временно работающие
(проходящие службу) в органах местного самоуправ­
ления и получающие денежное вознаграждение из
бюджетной системы Российской Федерации, целевых
внебюджетных или валютных фондов, создаваемых
органами государственной власти или местного само­
управления;

• должностные лица муниципальных хозяйствующих
субъектов;

• руководящий, преподавательский и командно-началь­
ствующий состав учебных заведений;

• лица, в установленном законом порядке постоянно
или временно участвующие в выполнении функций
местного самоуправления на общественных началах,
либо в порядке частной деятельности;

• граждане, зарегистрированные в установленном зако­
ном порядке в качестве кандидатов на занятие вы­
борных государственных должностей и в члены вы­
борных органов государственной власти, а также вы­
борных органов местного самоуправления.

3. Лица, противоправно предоставляющие имущественные и
неимущественные блага и преимущества вышеперечислен­
ным субъектам.

>- Особенности места, условий и обстановки совершения пре­ступления. Выбор места передачи материальных ценностей зави­сит, прежде всего, от их характера. Если предметом взятки

Квалифицированное взяточничество________________________ 427

служат деньги, иные ценности или имущество, то местом их передачи могут быть служебный кабинет, квартира, автомо­биль, подъезд дома, номер гостиницы, условленное место на улице или в парке, тайник, общественный транспорт, ресторан, кафе, бар, клуб, казино, дача, баня и др.

Так, инспектор Государственной налоговой инспекции по Чкаловскому району Екатеринбурга Б. местом получения взятки избрал баню, что обеспечивало ему конфиденциальность общения с взяткодателями.

Иногда преступники прибегают к передаче ценностей путем оформления премиальных, выплаты «зарплаты», погашения «долга», зачисления в штат предприятия родственников взятко­получателя, открытия счета или предоставления кредита в бан­ке и т.п.

Как правило, преступники стараются создать видимость осуществления законной деятельности, заранее продумывают место и способ передачи взятки, систему защиты от информа­ционного и фактического проникновения в определенный круг субъектов с тем, чтобы обеспечить конфиденциальность, отсут­ствие свидетелей-очевидцев. Кроме того, они принимают все­возможные меры по сокрытию следов преступления — стре­мятся как можно быстрее разменять полученные в качестве взятки деньги, приобрести на них какое-либо имущество, унич­тожают управленческую документацию, материалы бухгалтер­ского учета, командировочные удостоверения, счета гостиниц, личные записи, ярлыки, фотографии, следы рук на веществен­ных доказательствах и др.

>■ Способ преступления и типичные последствия (следы) его реализации. По способу преступления квалифи­цированное взяточничество может быть подразделено на не­сколько видов. Так, в зависимости от особенностей передачи взятки выделяют способ взяточничества без посредников и с посредниками; по наличию или отсутствию давления со сторо­ны взяткополучателя на взяткодателя — с вымогательством и без такового; по характеру служебных действий (бездействия) взяткополучателя — совершение законных либо незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.



Методика расследования отдельных видов преступлений

Несмотря на применение преступниками различных спосо­бов сокрытия преступления, всегда остаются следы совершен­ных ими противоправных действий (бездействия). Типич­ными следами при этом являются:

• материально-фиксированные следы: деньги, ценные пред­
меты, сберегательные книжки, квитанции, управленче­
ские, бухгалтерские и регистрационные документы, ли­
цевые счета вкладчика, командировочные удостоверения,
счета ресторанов, квитанции, протоколы заседаний, то­
варные ярлыки, фотографии, а также следы рук, ног, ав­
томобиля, веществ на теле и одежде взяткополучателя,
образованные в результате контактного взаимодействия с
предметом взятки, следы биологического происхождения
(например, слюны и губной помады на окурках) и др.;

• идеальные следы преступления — сведения, полученные от
сослуживцев взяткодателя, взяткополучателя, посредни­
ков и других участников коррупции, членов их семей,
случайных свидетелей.

В процессе расследования квалифициро­ванного взяточничества и других проявлений коррупции ус­танавливаются следующие обстоятель­ства:

• имел ли место факт дачи—получения взятки, подкупа
должностного лица;

• что явилось предметом взятки, подкупа, каков денежный
эквивалент оказанной услуги или переданных ценностей,
вещей;

• сведения о взяткодателе, взяткополучателе, посредниках,
в том числе, является ли взяткополучатель должностным
лицом, каков круг его служебных полномочий, каков ха­
рактер взаимоотношений между участниками преступле­
ния;

• сведения об иных коррумпированных лицах, а также о
тех, кто осуществлял подкуп; является ли коррумпиро­
ванное лицо должностным;

• наличие или отсутствие факта вымогательства взятки;

• цель и мотивы дачи взятки, подкупа;

• обстоятельства преступления: время, место, способ пере­
дачи взятки;

Квалифицированное взяточничество ___________________ 429

• источники средств для взятки, подкупа;

• характер служебного действия, выполненного взяткопо­
лучателем (коррумпированным лицом);

• наличие в действиях участников преступной деятельно­
сти признаков состава других преступлений, а также об­
стоятельств, отягчающих и смягчающих их ответствен­
ность, либо освобождающих от уголовной ответственно­
сти (например, если имело место вымогательство взятки
или взяткодатель добровольно сообщил о даче взятки
правоохранительным органам);

• причины и условия, способствовавшие совершению пре­
ступления.

§ 2. Типичные ситуации первоначального этапа расследования, меры по их разрешению

Поводами для возбуждения уголов­ного дела по признакам квалифицированного взяточни­чества и иных проявлений коррупции, как правило, служат:

• заявления и письма граждан;

• статьи и заметки в печати;

• явка с повинной;

• данные ревизионных управлений, налоговых инспекций,
сообщения администрации предприятий, организаций,
учреждений;

• непосредственное обнаружение признаков преступления
следователем, органом дознания, прокурором или судом;

• данные, полученные в процессе оперативно-розыскной
деятельности (после осуществления соответствующих про-

верочных действий, например, посредством получения объяснений у должностных лиц или проведения, по предложению следователя, проверок финансово-хозяй­ственной деятельности организации).

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в со­ответствии со ст. 109 УПК РСФСР проводят предварительную проверку заявлений и сообщений о взяточничестве или других проявлениях коррупции. Необходимость такой проверочной деятельности обусловлена тем, что в большинстве случаев в за­явлениях и сообщениях граждан отсутствует ряд данных о при-

430

Методика расследования отдельных видов преступлений

знаках состава преступления. Такая проверка может осуществ­ляться как гласным (официальным), так и негласным (опера­тивным) путями.

В ходе официальной проверки следова­тель истребует различные документы с целью ознакомления с состоянием учета и контроля в соответствующей организации (учреждении), с порядком их составления и прохождения через различные инстанции; изучает условия и структуру деятельно­сти организации, в которой работает подозреваемый, выясняет его статус и круг должностных обязанностей; изучает имеющие отношение к расследуемому событию дела, находящиеся в про­изводстве в органах внутренних дел, прокуратуры, налоговой инспекции, отказные материалы ОВД, архивные материалы уголовных дел; получает объяснения от заявителя, должност­ных и иных лиц. К проверочным действиям также следует от­нести и проведение проверки финансово-хозяйственной дея­тельности организации.

При проведении проверочных дейст­вий оперативного характера используют дан­ные оперативно-справочных и криминалистических учетов; со­бирают сведения о субъектах различных проявлений корруп­ции; устанавливают личности свидетелей и соучастников пре­ступления.

В целях достижения наилучшего результата целесообразно сочетание гласных и негласных способов осуществления пред­варительной проверки. При этом следует принимать меры к тому, чтобы подозреваемый (подозреваемые) не узнал о про­верке или не догадался о ее целях.

После проведения проверочных действий и возбуждения уголовного дела по одному из вышеперечисленных поводов выдвигают общие типичные версии:

• взяточничество (подкуп) имело место в соответствии с
данными, послужившими основанием возбуждения уго­
ловного дела;

• взятка не передавалась (подкуп не осуществлялся), имеет
место: оговор должностного лица; правомерная передача
денег или ценностей должностному лицу или государст­
венному служащему (например, возврат долга, выплата
авторского гонорара); мнимое посредничество или ошиб-

Квалифицированное взяточничество _______________________ 431

ка взяткодателя, принявшего лицо за должностное; вы­полнение должностным лицом определенных действий в интересах другого лица, но не за взятку;

• было совершено не взяточничество, а другое преступле­
ние (например, мошенничество).

На основе общих версий уже в начале расследования пре­ступления можно также исходя из имеющихся в распоряжении следователя данных выдвигать и различные частные версии:

• о субъектах взяточничества и иных проявлений корруп­
ции;

• о способах преступления;

• о видах и местонахождении следов применения того или
иного способа преступления;

• о месте, времени совершения преступления;

• об источниках происхождения денег и ценностей, послу­
живших предметом взятки (подкупа) и др.

На первоначальном этапе расследование обычно осуществ­ляется в условиях трех типичных ситуа­ций, в соответствии с которыми и проводится в определенной последовательности комплекс следственных действий:

1. Взяткодатель является с повинной, готов содействовать
изобличению взяткополучателя (коррумпированного лица),
которому об этом ничего не известно. После возбуждения
уголовного дела по заявлению взяткодателя или лица,
осуществившего подкуп, проводят такие следственные
действия, как допрос взяткодателя; задержание взятко­
получателя с поличным; личный обыск, освидетельство­
вание и допрос взяткополучателя; обыск по месту жи­
тельства и работы взяткополучателя; наложение ареста на
его имущество; выемка и осмотр документов; допросы
свидетелей и проведение очных ставок.

2. Информация о даче—получении взятки или подкупе должно­
стного лица поступила из оперативных источников; соуча­
стникам, действующим в сговоре, об этом не известно.
Основной целью первоначального этапа расследования
преступления при наличии этой типичной ситуации яв­
ляется изобличение субъектов преступления, которые не
располагают информацией о начатом в их отношении

432________ Методика расследования отдельных видов преступлений

уголовном преследовании. Для этого осуществляют за­держание взяточников и других субъектов преступления с поличным, их личные обыски, обыски по месту житель­ства и работы; наложение ареста на имущество подозре­ваемых; допросы подозреваемых и свидетелей; выемку и осмотр документов.

3. Взяточникам (или другим субъектам преступления) из­вестно о возбуждении против них уголовного дела, так как информация о фактах взяточничества поступила из офи­циальных источников. Для наиболее эффективного рас­следования преступления в этой ситуации проводят ком­плекс следственных действий, направленных на получе­ние доказательств, подтверждающих факт совершения противоправного деяния, связанного с коррупцией, по­дозреваемыми лицами. В круг таких следственных дейст­вий, как правило, входят допросы свидетелей и подозре­ваемых, выемка и осмотр документов, обыски по месту жительства и работы подозреваемых, прослушивание те­лефонных разговоров и т.п.

Во всех трех следственных ситуациях параллельно произ­водству следственных действий проводят оперативно-розыск­ные мероприятия, направленные на решение соответствующих основных задач первоначального этапа расследования квали­фицированного взяточничества или иных проявлений корруп­ции.

С учетом объема имеющейся информации о факте дачи-получения взятки или иного проявления коррупции и субъек­тах преступления названные ситуации, складывающиеся на момент возбуждения уголовного дела, могут быть информаци­онно-определенными и информационно-неопределенными.

В ситуации информационной определенности следователь рас­полагает конкретными сведениями о факте взяточничества, предмете взятки, способе ее дачи—получения и др. В этой си­туации возбуждается уголовное дело и планируется комплекс следственных действий, направленных на закрепление имею­щихся сведений и получение новых доказательств.

Информационно-неопределенная ситуация характеризуется тем, что оперативные работники и следователь располагают данны­ми, указывающими лишь на возможность совершения взяточ-

Квалифицированное взяточничество________________________ 433

ничества. При этом нельзя исключать вероятность формирова­ния такой информации в результате оговора или добросовест­ного заблуждения лиц, заявивших о совершенном или готовя­щемся преступлении. Основные задачи в этой ситуации — на­копление и систематизация сведений, подтверждающих или опровергающих первоначальные сообщения, с целью решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Наши рекомендации