IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр
1. Комментированное выборочное списывание (упр. 125). Задание: выбрать из предложений такие словосочетания, в которых главным словом является глагол, а зависимым существительное с пропущенным окончанием; дописать окончания существительных (обратить особое внимание на порядок слов в словосочетании).
Образец устного комментирования: Отец работает на фабрике. Главное слово работает, зависимое — на фабрике. Работает (где? на чем?) — предложный падеж, фабрика — 1-е склонение; значит, окончание -е, как на земле.
Образец записи: работает (где? на чем?) на фабрике (П. п., 1-е скл.).
2. Комментированный выборочный диктант на материале предложений, в состав которых входят словосочетания с прямым порядком слов. Задание: из диктуемых предложений выбрать такие словосочетания, в которых главным словом является глагол, а зависимым — существительное с безударным окончанием -е или -и; устно обосновать написание окончания.
1. Знал дружка в радости, не оставляй и в горести. 2. Проверяй друга в опасности. 3. Лучше умереть в поле, чем жить в неволе.
(Пословицы.)
Домашнее задание: § 25; упр. 123, 124.
Урок 3. Словосочетания типа
I. Словарно-орфографическая работа.
(31) Уча́ствовать. Ср.: выполнить часть общего дела.
Уча́стие.
Уча́стник.
Уча́стница.
II. Фронтальный опрос. Какую букву надо вставить после ч в слове словосочетание (оно написано на доске, см. тему урока)?
Почему? Какое слово в словосочетании является главным, какое — зависимым? Как связано зависимое слово с главным? В каких словосочетаниях зависимое слово связано с главным только по смыслу? Почему?
III. Выборочный диктант на основе предложений, в составе которых есть словосочетания с обратным порядком слов.
Загадки
1. Красный петушок по жердочке бежит (огонь). 2. Около прорубки сидят белые голубки (зубы). 3. В тесной избушке ткут холсты старушки (пчелы). 4. В болоте плачет, а из болота нейдет (кулик).
IV. Конструирование словосочетаний по учебным рисункам, на которых изображены люди, отдыхающие в аллее парка.
З а д а н и е: составить словосочетания по схеме ; грамматически обосновать написание окончаний существительных (устно).
Составленные словосочетания: подходят к аллее, гуляют по аллее, встретились в аллее, вышли из аллеи, стоят близ аллеи, идут от аллеи.
V. Работа над словосочетаниями типа
1. Сравнение словосочетаний с зависимым словом (в) походах, которые вычленяются из предложений, написанных на доске.
1. Класс активно участвует в походах. 2. Активное участие в походах одна из традиций класса.
2. Конструирование словосочетаний по схеме «Строительный материал» — существительные в начальной форме, написанные на полосках плотной бумаги.)
Преданность, Родина; стремление, цель; настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ; любовь, природа; интерес, живопись.
VI. Комментированный выборочный диктант. Задание: выбрать из предложений словосочетания типа , причем с безударным падежным окончанием -е или -и; обосновать написание соответствующего окончания (устно).
1. Мы жили в рабочем поселке на юге Пензенской области. 2. Папа работал на строительстве бумажной фабрики, мама — в аптеке при фабричной больнице. 3. Лето мы проводили у бабушки. Она живет на окраине большой деревни, рядом — роща и река. 4. На опушке березовой рощи росли два развесистых клена. В их тени мы любили отдыхать, когда возвращались из дальнего похода.
VII. Объяснительный диктант с грамматическим заданием. Учитель читает наизусть стихотворение Е. Трутневой «Ходит-бродит осень», затем диктует из него третью и четвертую строфы:
В ягодах брусники на зеленой кочке
Вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне
Закружил осинку в красном сарафане.
Задание: указать словосочетания и ; объяснить правописание безударных падежных окончаний существительных.
Домашнее задание: упр. 129.
Урок 4. Словосочетания типа