IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр

1. Комментированное выборочное списывание (упр. 125). Задание: выбрать из предложений такие словосочетания, в которых главным словом является глагол, а зависимым существительное с пропущенным окончанием; дописать окончания существительных (обратить особое внимание на порядок слов в словосочетании).

Образец устного комментирования: Отец работает на фабрике. Главное слово работает, зависимое — на фабрике. Работает (где? на чем?) — предложный падеж, фабрика — 1-е склонение; значит, окончание -е, как на земле.

Образец записи: работает (где? на чем?) на фабрике (П. п., 1-е скл.).

2. Комментированный выборочный диктант на материале предложений, в состав которых входят словосочетания IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru с прямым порядком слов. Задание: из диктуемых предложений выбрать такие словосочетания, в которых главным словом является глагол, а зависимым — существительное с безударным окончанием -е или -и; устно обосновать написание окончания.

1. Знал дружка в радости, не оставляй и в горести. 2. Проверяй друга в опасности. 3. Лучше умереть в поле, чем жить в неволе.

(Пословицы.)

Домашнее задание: § 25; упр. 123, 124.

Урок 3. Словосочетания типа IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru

I. Словарно-орфографическая работа.

(31) Уча́ствовать. Ср.: выполнить часть общего дела.

Уча́стие.

Уча́стник.

Уча́стница.

II. Фронтальный опрос. Какую букву надо вставить после ч в слове словосочетание (оно написано на доске, см. тему урока)?

Почему? Какое слово в словосочетании является главным, какое — зависимым? Как связано зависимое слово с главным? В каких словосочетаниях зависимое слово связано с главным только по смыслу? Почему?

III. Выборочный диктант на основе предложений, в составе которых есть словосочетания IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru с обратным порядком слов.

Загадки

1. Красный петушок по жердочке бежит (огонь). 2. Около прорубки сидят белые голубки (зубы). 3. В тесной избушке ткут холсты старушки (пчелы). 4. В болоте плачет, а из болота нейдет (кулик).

IV. Конструирование словосочетаний по учебным рисункам, на которых изображены люди, отдыхающие в аллее парка.

З а д а н и е: составить словосочетания по схеме IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru ; грамматически обосновать написание окончаний существительных (устно).

Составленные словосочетания: подходят к аллее, гуляют по аллее, встретились в аллее, вышли из аллеи, стоят близ аллеи, идут от аллеи.

V. Работа над словосочетаниями типа IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru

1. Сравнение словосочетаний с зависимым словом (в) походах, которые вычленяются из предложений, написанных на доске.

1. Класс активно участвует в походах. 2. Активное участие в походах одна из традиций класса.

2. Конструирование словосочетаний по схеме IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru «Строительный материал» — существительные в начальной форме, написанные на полосках плотной бумаги.)

Преданность, Родина; стремление, цель; настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ; любовь, природа; интерес, живопись.

VI. Комментированный выборочный диктант. Задание: выбрать из предложений словосочетания типа IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru , причем с безударным падежным окончанием -е или -и; обосновать написание соответствующего окончания (устно).

1. Мы жили в рабочем поселке на юге Пензенской области. 2. Папа работал на строительстве бумажной фабрики, мама — в аптеке при фабричной больнице. 3. Лето мы проводили у бабушки. Она живет на окраине большой деревни, рядом — роща и река. 4. На опушке березовой рощи росли два развесистых клена. В их тени мы любили отдыхать, когда возвращались из дальнего похода.

VII. Объяснительный диктант с грамматическим заданием. Учитель читает наизусть стихотворение Е. Трутневой «Ходит-бродит осень», затем диктует из него третью и четвертую строфы:

В ягодах брусники на зеленой кочке

Вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.

Разыгрался ветер на лесной поляне

Закружил осинку в красном сарафане.

Задание: указать словосочетания IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru и IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru ; объяснить правописание безударных падежных окончаний существительных.

Домашнее задание: упр. 129.

Урок 4. Словосочетания типа IV. Тренировочные упражнения. 1. Комментированное выборочное списывание (упр - student2.ru

Наши рекомендации