V. Тренировочные упражнения.

– Спишите, вместо точек допишите слова, данные в скобках.

Гулял без …, надел свитер под …, пуговица от … (пальто).

Катался в …, доехал на …, читал о московском … (метро).

VI. Итог урока.

– О каких двух секретах вы узнали сегодня на уроке?

& Домашнее задание: упр. 178.

– Не забывайте об этих секретах при выполнении домашнего задания.

Урок 38
сравниваем ИМЯ прилагательное и глагол

Цель: познакомить учащихся с единым способом действий для правильного выбора рода у одной из форм глаголов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– От чего зависит окончание имени прилагательного?

Учитель показывает карточки с окончаниями прилагательных, а ученики называют словосочетания из домашнего задания, относящиеся к ним.

– Какие слова не поддались изменению? (Ножницы, брюки.)

– Почему?

III. Орфографическая минутка.

Д..машний, пог..ворил, з..л..тистая, м..лчала, г..ревало, б..льшое.

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Глаголы и прилагательные.)

– Что общего у всех слов? (Самостоятельные части речи, безударная гласная «о».)

IV. Сообщение темы урока.

– По окончанию глаголов из «Орфографической минутки» мы можем определить род у глагола?

– Сегодня мы откроем один из секретов речи «Кто командует глаголом?».

– Как узнавали, какого рода форма глагола? (Подставляли местоимения – он, она, оно.)

– Какие окончания имеет глагол в ж. р., ср. р., м. р?

– От чего зависит род глагола в этой форме, узнаем из сообщения в учебнике на с. 63 и проверим свои рассуждения.

– Какой частью речи еще командует существительное?

V. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. 186.

– Объясните научным словом такое изменение глагола.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали!

2. Игра «Найди свой причал».

На доске заголовок «Прошедшее время» и 4 наборных полотна – «причала» (м. р., ср. р., ж. р.).

Учитель предлагает ребятам пристать своей лодкой к нужному причалу. Глаголы напечатаны на «лодочках».

– Какая лодка не причалила? Почему? (Множественное число – род не определяется.)

3. – Перед самостоятельной работой давайте повторим по таблице учебника, как правильно определить род у прилагательного и у одной из форм глагола.

Выполнение упр. 187.

– Художница «Прилагательное» забыла дописать слова в предложения, а Глагол стер окончания в своих словах. Помогите восстановить текст.

Пришл.. _____ весна. Пригрел.. ______ солнышко. Зазеленел.. ______ травка. И наше деревце тоже зазеленел...

VI. Итог урока.

– Кто командует прилагательным и глаголом?

– Как определить род у существительного?

& Домашнее задание: упр. 188.

– Примените дома свои знания, выполняя упражнения.

Урок 39
как еще могут изменяться
имена существительные?

Цель: познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Запись на доске:

Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду! Жёлтые, красные, оранжевые – целая флотилия.

– Что же это за флотилия? (Листочки.)

– Как вы догадались?

– Что за часть речи «листочки»?

– Что знаем об этой части речи?

– Сегодня я расскажу вам о приключении зеленого листа.

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг – к зелёному листу!

Лапой – хвать зелёный лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», – парашютист

Головой качает …

Ветер вновь с листом зелёным

Закружил над старым клёном,

Но шалун уже устал

И ко мне в тетрадь попал.

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

– Где побывал наш лист?

– Давайте понаблюдаем за существительным «лист», ведь в этом стихотворении это слово употребляется несколько раз.

Учитель вместе с учениками выписывает слово и вопрос к нему.

что? лист

у чего? у листа.

что? лист

с чем? с листом

о чем? о листе

– Это родственные слова или форма одного и того же слова? (Форма слова, так как меняется только окончание.)

– Как же изменяется это существительное? (По вопросам.)

– Изменение существительного по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

– Что такое падеж? Это слово произошло от латинского и очень похоже на русское слово «падёж». Но падёж – это гибель животных от заразной болезни. А слово «падеж» обозначает падение, потому что как бы падает по ступенькам вниз.

– Обратите на это внимание в упр. 192.

– В русском языке, по подсчетам ученых, нужно только шесть падежей, чтобы правильно употреблять слова в речи. А немецкие ученые считают, что им нужно только 4. У финнов – их 15.

– Какая тема нашего урока сегодня? (Изменение существительного по падежам.)

Наши рекомендации