III. Тренировочные упражнения

1. Осложненное списывание. Задания: 1. Дописать безударные окончания существительных и прилагательных. 2. Подчеркнуть главные члены предложения. 3. Объяснить постановку знаков препинания.

По ста воздушным линиям

чертил я небо синее,

катил путями трудн..,

машин.. попутн..,

ухаб.. весенн..,

дорог.. шоссейи..,

плыл рек.. огромн..

с мостами и паром..

(Е. Долматовский.)

2. Выборочный диктант с последующим устным пересказом текста. Задание: выбрать из текста диктанта словосочетания существительных с прилагательными в форме тв. п. мн. ч.; записать их вместе с вопросительным словом какими.

В лесу после дождя

Лес весь сверкал, переливался разноцветными веселыми звездочками, каждый листок, каждая травинка и мшинка блестела, улыбалась капельными глазками. Все кусты и елочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами.

(По В. Бианки.)

Дополнительные задания: указать прилагательные-синонимы, объяснить, для чего использует их автор; назвать другие прилагательные этого же синонимического ряда (маленький, не большой, малюсенький, крохотный и др.).

IV. Творческий диктант.

Удивительное дерево

У каждого дерева свой вид. Сосна стройна, береза кудрява, ива развесиста. Дуб могуч, осина трепетна. Ель величава.

Но лес — это тысячи тысяч деревьев. И встречаются в лесу деревья удивительные, на свою родню не похожие.

Задания: 1. Докажите, что в первом абзаце предложения связаны ... (каким способом?), а во втором ... (каким способом?). Назовите морфологическое средство связи абзацев.

2. Сочините заключительную часть текста, оправдывающую его название, т. е. напишите о дереве, которое вас чем-то удивило, привлекло ваше внимание (проверьте свою наблюдательность!).

Домашнее задание: упр. 569; выписать из словарика имена прилагательные: 1) обозначающие цвет; 2) характеризующие человека, его качества.

Р Урок 15. Анализ сочинения о животном

I. Словарный диктант.

1. Голубой, багровый, багряный, лимонный, апельсиновый, оранжевый, фиолетовый, шоколадный, коричневый. 2. Благородный, великий, великолепный, обаятельный, очаровательный, справедливый, серьезный, правильный, мечтательный, чувствительный, счастливый.

II. Сравнительный разбор предложений.

1. Широк и желт вечерний свет,

Нежна апрельская прохлада.

(А. Ахматова.)

2. Весенний лес певуч и светел,

Черны и радостны поля.

(Н. Гумилев.)

3. Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

(И. Бунин.)

Задания: 1. Определите, в чем грамматическое сходство всех трех предложений. 2. Укажите два таких предложения которые обладают наибольшим количеством общих грамматических признаков.

III. Приступая к анализу сочинений, отмечаем прежде всего доброе, заботливое отношение детей к животным. Во многих сочинениях трогательно рассказывается о том, как авторы и их друзья спасли от гибели замерзавшую птицу, больного, кем-то брошенного, бездомного щенка, беспомощного котенка...

— Молодцы, ребята! Будьте всегда такими добрыми! Это сделает вашу жизнь еще богаче, еще интереснее.

1. Определяем основную мысль в наиболее удачных описаниях внешнего вида животных.

2. Читаем такие примеры описания повадок животных, которые говорят о должной наблюдательности автора сочинения.

3. Отмечаем речевые находки ребят.

Урок заканчиваем к редактированием предложений, в которых нарушены грамматико-стилистические правила, известные учащимся данного класса.

Наш Туман

Летом мама и я поехали в Крым к маминой сестре. Она живет в Ялте. Когда мы подошли к дому, где живет тетя Галя, был вечер. Только вошли в квартиру, как вдруг залаяла собака. На следующее утро тетя Галя познакомила меня с ней. Собаку звали Туман.

Туман — большой пудель. Он похож на барана. Голова у него продолговатая, как груша. А уши висят. Глаз не видно из-под длинной густой шерсти. Шерсть у Тумана черная и кудрявая. Хвост похож на маленький пушистый шарик. На груди — белое пятно.

Сейчас Туман живет у нас. Он очень любит гулять. Произнесешь слово «гулять», он носится по квартире, радуясь, и ищет свой ошейник. Как только выйдем из дома, он бегает и все обнюхивает. Домой он возвращается неохотно.

Еще Туман любит играть. Подползет к ноге и начинает хватать зубами тапочку. Ты снимешь тапочку и кинешь в угол. Он как прыгнет на нее и начнет теребить. А если тапочку не бросишь, а спрячешь за спину, Туман начнет шнырять по углам, пока не найдет ее.

Туман может выполнять команды «лежать», «стоять», «сидеть», «апорт», «рядом» и другие.

Я очень люблю Тумана, играю с ним и ласкаю его. (Олег С.)

Домашнее задание: упр. 582, 586.

Глагол (25 + 8)

Урок 1. Глагол как часть речи

I. Словарно-орфографическая работа.

(154) Торопли́вый. То́роп — ‘поспешность’, суета (рус.)

Торопли́во. Ср.: торо́пит.

Торопли́вость.

II. Синтаксический разбор предложения Апельсиновая ветка апельсины уронила. (Д. Самойлов.)

III. Диктант с комплексными заданиями.

Скоро весна

Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда.

Скоро, скоро оденется лес листвою, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые Соловьи.

(И. Соколов-Микитов)

Задания: 1. Понаблюдать, какую роль в строении текста играет первое предложение. 2. Подчеркнуть грамматические основы предложений обратить внимание на порядок главных членов в них. 3. Указать время глаголов-сказуемых,

Вывод из наблюдений по заданию: в текстах с параллельной связью первое предложение может содержать в себе причину того, о чем говорится в последующих; параллельная связь смысловых частей и предложений в данном тексте подчеркивается одинаковым (обратным) порядком главных членов во всех предложениях

Наши рекомендации