II. Общее понятие о словосочетания

1. Как видим, термин словосочетание по своему происхождению связан со словами чёт — ‘чётное число’ и чета — ‘два’. Это не случайно: словосочетание всегда состоит из двух частей. Каких же?

2. Устная работа с использованием рисунков и заданий, рекомендованных в учебнике.

3. Словосочетание называет предметы, их признаки, действия более точно, более конкретно, чем одно слово. Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

4. Устное упражнение. З а д а н и е: в словосочетаниях найти главное слово (используется текст упр. 121). Как связаны между собой главное и зависимое слова? Можно ли из двух любых, случайно взятых слов построить словосочетание? Проводим простейший лингвистический эксперимент с использованием разборных словарных таблиц (слова написаны на полосках плотной бумаги, по одному слову на полоске). Возьмем слова помогать и терраса. Можно ли из этих слов построить словосочетание? Почему?

— Эти слова не связаны по смыслу. (Таким же образом разбираются бессмысленные соединения слов вестибюль и область, гигантская и брошюра, смотреть и громко.)

Подберем к главным словам другие зависимые слова. Получатся ли словосочетания: помогать, бабушка; вестибюль, библиотека; интересный, брошюра?

— Нет, словосочетания у нас опять не получаются. Почему? Что надо сделать, чтобы из механического соединения слов получить словосочетания? (Изменить у зависимых слов окончания или связать зависимые слова с главными при помощи предлогов.)

— Возьмем слова встретиться и праздник, напомнить и просьба. Как из них построить словосочетания? Что нужно сделать для этого? (Связать эти слова при помощи окончаний и предлогов.)

Окончания слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются в одном из важнейших разделов науки о языке — в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончаний и предлогов мы будем называть грамматической. Значит, зависимое слово связывается с главным и по смыслу, и грамматически.

5. Запись построенных словосочетаний и составление их схем.

II. Общее понятие о словосочетания - student2.ru

II. Общее понятие о словосочетания - student2.ru

По поводу четвертого словосочетания замечаем: если зависимое слово — наречие, то оно связывается с главным только по смыслу, потому что наречие не изменяется, т. е. не имеет окончаний, и перед ним не бывает предлогов. Прочитаем в двух последних словосочетаниях только зависимую часть: на празднике, о просьбе. Составляют ли эти соединения слов словосочетание? Нет, не составляют: предлог — служебная часть речи, а словосочетание строится из слов, которые относятся к самостоятельным частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и др.).

6. Словосочетания в русском языке могут соответствовать различным схемам, но мы будем изучать пока только составленные нами.

III. На данном уроке начинаем работу над словосочетаниями II. Общее понятие о словосочетания - student2.ru

Изучая словосочетания типа II. Общее понятие о словосочетания - student2.ru и II. Общее понятие о словосочетания - student2.ru , дети одновременно тренируются в правописании надежных окончаний существительных. Необходимо постепенно вырабатывать у них потребность и умение, прежде чем писать окончание существительного, установить, от какого слова оно зависит, для чего ученики грамматически обосновывают написание соответствующего окончания сначала устно и письменно, а затем, когда порядок рассуждения всеми будет твердо усвоен, только устно.

Наши рекомендации