Р Урок 32. Изложение с грамматическим заданием
I. Словарно-орфографическая работа.
(62) Сморо́дина. Смо́род — ‘сильный запах’ (рус.)
Сморо́динник.
Сморо́диновый.
II. Изложение с грамматическим заданием.
Гнездышко
Птичка вспорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветви и увидели круглое гнездышко. В гнездышке лежало четыре голубых яичка.
Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали. Они просили, чтобы мы не трогали их гнезда.
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.
Мы часто навещали знакомое гнездышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики, а возле гнездышка валялись разбитые сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.
Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и осенью привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с любимыми игрушками Саши. Мы глядим на него и вспоминаем домик в лесу, доверчивых птичек и нашу любимую лесную тропинку.
(По И. Соколову-Микитову.)
Задание: передать содержание текста, используя предложения всех изученных типов.
III. Подготовка к написанию изложения.
1. Чтение текста изложения учителем.
2. Знакомство с планом, написанным на доске до урока.
1. Мы увидели гнездышко. 4. Птенцы подросли.
2. Птички жалобно пищали. 5. Гнездышко напоминает о лете.
3. Птички к нам привыкли.
3. Общий синтаксический разбор предложений изученных типов (учитель читает повторно текст изложения, а ученики указывают, какой схеме соответствует каждое из них). Схемы оформлены на доске до урока.
4. Словарно-орфографическая работа:
а) краткий этимологический разбор слова смородина (повторение);
б) орфографический разбор слов на изученные правила: увидели, четыре, жалостно, пищали, оперились, опериться, вылетели, положили, коробок — коробка;
в) чтение слов на неизученные правила: не коснулись, привыкли, в начале лета, подросли, доверчивые, гнездышко.
5. Заключительное чтение текста учителем (по абзацам в соответствии с его планом).
IV. Изложение.
Домашнее задание: упр. 216, 221.
Урок 33. Прямая речь
I. Самодиктант. Задание: написать как можно больше слов с этимологическим корнем аква- — ‘вода’ (лат.) — акварель, аквариум, акваланг, акватория, аквамарин.
II. Повторение изученных пунктуационных правил.
1. Чтение графических схем простых и сложных предложений.
2. Пунктуационный разбор предложений.
1. Я хочу, чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. (М. Светлов.) 2. Когда запоют соловьи, выходят из леса березы. (В. Харитонов.)
III. Объяснение нового материала.
Для наблюдений используется следующая запись на доске:
1. Максим Горький писал: «Хорошая книга — праздник». 2. «Хорошая книга — праздник»,— писал М. Горький.
Пунктуационные правила и варианты пунктограмм объясняются с опорой на приводимые ниже схемы.
Сначала слова автора (А), потом — прямая речь (П) | Сначала прямая речь (П), автора (а) |
1. А: «П». 2. А: «П!» 3. А: «П?» | 1. «П», — а. 2. «П!» — а. 3. «П?» — а. |
Слова автора (А) передпрямой речью (П) | Слова автора (а) после прямой речи (П) |
IV. Осложненное списывание (упр. 239).
V. Краткая беседа о глаголах говорения, которые используются в словах автора. Задание: указать глаголы говорения в текстах упр. 239, 240.
VI. Прослушивание грамзаписи текста упр. 238. Слушая читаемое предложение, дети стараются определить, какому варианту схем оно соответствует.
VII. Выборочное чтение предложений из текста упр. 238 на каждый вариант схемы.
Домашнее задание: § 47; упр. 238.
Урок 34. Прямая речь
I. Словарно-орфографическая работа.
(63) До свида́ния. Ср.: до встречи, до скорого свидания.
(64) Пожа́луйста. Ср.: жалуй, пожалуй.
На письме слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.
II. Терминологический диктант с последующей самопроверкой: грамматика, правописание, орфография, словосочетание, сочинение, подчинение, синтаксис, пунктуация.
III. Повторение правил пунктуационного оформления предложений с прямой речью (используются уже известные учащимся схемы; см. конспект предыдущего урока).
IV. Подготовка к письму по памяти на следующем уроке — пунктуационный разбор и списывание стихотворения.
С добрым утром!
Шла вчера я по Садовой,
так была удивлена —
паренек белоголовый
закричал мне из окна:
«С добрым утром! С добрым
утром!»
Я спросила: «Это мне?»
Улыбнулся он в окне.
Закричал еще кому-то:
«С добрым утром! С добрым
утром!»
(А. Барто.)
V. Осложненное списывание. Задание: выразительно прочитать предложения; списать их, расставляя недостающие знаки препинания.
1. А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса. 2. Уходи пожалуйста я совсем не хочу с тобой разговаривать ответила Серая Шейка.
V. Конструирование предложений. Задание: составить 2—3 предложения с прямой речью перед словами автора и со словом пожалуйста. Комментарий и образец — в упр. 243.
Домашнее задание: упр. 240; подготовиться писать по памяти стихотворение «С добрым утром!».
Урок 35. Прямая речь