Тема. Урок развития речи. Изложение

Цель.Развивать связную речь учащихся. Обучать письменному пересказу текста по заданному плану и опорным словам. Обобщить и систематизировать знания учащихся об изменении глаголов по временам, в прошедшем време­ни — по числам и родам.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. В стихотворении «Парус» (упр. 117) могут быть не­понятны слова лазурь, мятежный. Следует поискать в сло­варе их толкование (лазурь — светло-синий цвет, синева; мятежный — тревожный, беспокойный, бурный). Мож­но вызвать к доске одного ученика и предложить детям по
очереди диктовать ему глаголы, которые встретились в тек­сте. Записывают, указывая их время, число, в прошедшем времени — число и род.

6. Текст упр. 118 читает учитель. Описание шторма сле­дует читать эмоционально, возвышенно, чтобы заинтересо­вать детей прекрасной повестью А. Грина «Алые паруса». Ставятся вопросы: что было изображено на картине? Поче­му маленький Грэй много раз приходил смотреть на картину?
Кем, по вашему мнению, решил стать Грэй?

Физкультминутка

7. По тексту упр. 119 дети пишут сжатое изложение (без включения диалога). Сначала текст читает хорошо подготов­ленный ученик. Учитель задает вопросы по содержанию: куда и откуда плыл пароход? Какая была погода? Почему капитан двое суток не сходил с мостика? Чего боялись моряки? Что помешало капитану отдохнуть? О чем кричали моряки? Что сказал капитан? Почему все успокоились?

Затем учащиеся читают текст про себя и по цепочке на­зывают глаголы, указывая их время и число (выписывать глаголы не обязательно). Дети выбирают подходящее за­главие, записывают его, делят текст на части согласно пла­ну, данному в учебнике, читают текст по частям, потом пол­ностью пересказывают его, пользуясь планом. Учитель пред­лагает ребятам подумать над тем, какие предложения можно исключить, чтобы пересказ стал короче, а содержание текста сохранилось. И только после подготовительной работы уча­щиеся приступают к написанию изложения.

8.. Домашнее задание.Упр. 120, доработка изло­жения.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 77

Тема. Неопределенная форма глагола.

Цель.Познакомить учащихся с начальной (неопределенной) формой глагола, развивать умение правильно ставить к глаголам в неопределенной форме вопросы что делать? что сде­лать?и учить ставить глаголы в начальную форму.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. В тексте упр. 121 часто встречаются глаголы в неопре­деленной форме. Важно, чтобы дети правильно поставили к ним вопросы (что сделать? осилить, что делать? го­товить). Учащиеся следует подвести к выводу: определить время, число глаголов в неопределенной форме невоз­можно, глаголы в неопределенной форме не указывают на время и число, поэтому данная форма глагола и на­зывается неопределенной.

6.После чтения правила на с. 79 можно предложить школьникам выборочный диктант — записываются только глаголы в неопределенной форме.

Твой друг — книга

Книгу нужно читать аккуратно. Ее следует содержать в чистоте. Нельзя книгу перегибать. Нельзя вырывать листы из книги, писать на страницах. Книгу нужно сохранять для других.

Физкультминутка

7. Цель упр. 122 — учить различать неопределенную форму глаголов совершенного и несовершенного вида. К каждому глаголу несовершенного вида нужно подобрать однокоренной глагол совершенного вида с данной приставкой. Следует проинформировать учащихся о том, что глаголы в форме инфинитива оканчиваются на -ть, -тиили -чь. В 4-м классе эта информация является предварительной. Глаголы в форме инфинитива в начальной школе разбирать по составу
не следует.

8. Тема текста «Апрель» (упр. 123) — описание приро­ды весеннего леса. В тексте детям впервые встречается фор­ма инфинитива на -ться. Этот случай нужно оговорить осо­бо: предложить ребятам подобрать аналогичные глаголы, по­ставить к ним вопросы.

9. Домашнее задание.Упр. 124.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 78

Наши рекомендации