II. Тренировочные упражнения

1. Словарный диктант с обоснованием: желудь, шелк, пришел, шорох, шепот, капюшон, решетка, крыжовник. Образец записи — таблица (см. предыдущий урок).

2. Словарный творческий диктант «Узнай слово». Задание: по толкованию лексического значения слова узнать само слово, написать его, указав проверочное.

Плод дуба; стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии: небольшая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева; профессиональный наездник на скачках и на бегах; цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов: тот, кто любит нарядно, изысканно одеваться.

3. Словарный диктант-молчанка. Задание: на учебных рисунках, которые показывает учитель, найти как можно больше слов с гласной ё или о после шипящих в корне слова.

Возможный вариант записи: крыжовник, пчелка, расческа, челн, челка, щечка, щетка, шомпол, бечевка.

4. Объяснительный диктант на материале отдельных предложений. Элемент занимательности «Подскажи словечко!».

1. Солнце глянуло сквозь щелку, свесив огненную ... (челку). 2. Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой ... (четкой). (Я. Козловский.) 3. Ученик учил уроки, у него — в чернилах … (щеки). (С. Маршак.) 4. У пони — длинная челка из нежного … (шелка). (Ю. Мориц.) 5. У яблок на припеке порозовели … (щеки). (Е. Благинина.)

Задания: 1. Объяснить правописание слов с орфограммой № 14. 2. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

5. Списывание с последующим творческим заданием: из данных слов составить рифмовку.

Жокей, капюшон, крыжовник, обжора, трущоба, чопорный, шов, шоколад, шорник, шорох, шоссе, шофер, чащоба.

Домашнее задание: составить рифмовку из слов, записанных на уроке; упр. 444.

Для учителя один из возможных вариантов рифмовки:

Шоколад, шофер, крыжовник, капюшон, жокей, чащоба,

шов, шоссе, обжора, шорник, шорох, чопорный, трущоба.

Примечание. Упражнение рассчитано на многократное зрительное восприятие и запоминание слов с орфограммой традиционного условного типа.

Урок 22. Буквы ы—и после ц

I. Словарно—орфографическая работа.

(115) Мили́ция. Ми́лес — ‘воин’ (лат.)

Милиционе́р.

(116) Ака́ция. А́ке — ‘шип’ (лат.)

Орфографические задачи: подобрать как можно больше слов (устно) с орфограммой чё…, щё…, жё… в корне.

II. 1. Синтаксический разбор предложения Если бы дали березе расческу, изменила б береза прическу. (И. Токмакова.)

2. Фронтальный опрос по теоретическому содержанию § 82—85.

III. Наблюдения за написанием слов с буквами ы—и после ц по таблице.

Буква ы после ц пишется В остальных случаях после ц пишется и
в корне пяти слов в суффиксах прилагательных в окончаниях существительных и прилагательных
II. Тренировочные упражнения - student2.ru II. Тренировочные упражнения - student2.ru II. Тренировочные упражнения - student2.ru II. Тренировочные упражнения - student2.ru

Наши рекомендации