II. Тренировочные упражнения
1. Словарный диктант с обоснованием: желудь, шелк, пришел, шорох, шепот, капюшон, решетка, крыжовник. Образец записи — таблица (см. предыдущий урок).
2. Словарный творческий диктант «Узнай слово». Задание: по толкованию лексического значения слова узнать само слово, написать его, указав проверочное.
Плод дуба; стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии: небольшая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева; профессиональный наездник на скачках и на бегах; цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов: тот, кто любит нарядно, изысканно одеваться.
3. Словарный диктант-молчанка. Задание: на учебных рисунках, которые показывает учитель, найти как можно больше слов с гласной ё или о после шипящих в корне слова.
Возможный вариант записи: крыжовник, пчелка, расческа, челн, челка, щечка, щетка, шомпол, бечевка.
4. Объяснительный диктант на материале отдельных предложений. Элемент занимательности «Подскажи словечко!».
1. Солнце глянуло сквозь щелку, свесив огненную ... (челку). 2. Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой ... (четкой). (Я. Козловский.) 3. Ученик учил уроки, у него — в чернилах … (щеки). (С. Маршак.) 4. У пони — длинная челка из нежного … (шелка). (Ю. Мориц.) 5. У яблок на припеке порозовели … (щеки). (Е. Благинина.)
Задания: 1. Объяснить правописание слов с орфограммой № 14. 2. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
5. Списывание с последующим творческим заданием: из данных слов составить рифмовку.
Жокей, капюшон, крыжовник, обжора, трущоба, чопорный, шов, шоколад, шорник, шорох, шоссе, шофер, чащоба.
Домашнее задание: составить рифмовку из слов, записанных на уроке; упр. 444.
Для учителя один из возможных вариантов рифмовки:
Шоколад, шофер, крыжовник, капюшон, жокей, чащоба,
шов, шоссе, обжора, шорник, шорох, чопорный, трущоба.
Примечание. Упражнение рассчитано на многократное зрительное восприятие и запоминание слов с орфограммой традиционного условного типа.
Урок 22. Буквы ы—и после ц
I. Словарно—орфографическая работа.
(115) Мили́ция. Ми́лес — ‘воин’ (лат.)
Милиционе́р.
(116) Ака́ция. А́ке — ‘шип’ (лат.)
Орфографические задачи: подобрать как можно больше слов (устно) с орфограммой чё…, щё…, жё… в корне.
II. 1. Синтаксический разбор предложения Если бы дали березе расческу, изменила б береза прическу. (И. Токмакова.)
2. Фронтальный опрос по теоретическому содержанию § 82—85.
III. Наблюдения за написанием слов с буквами ы—и после ц по таблице.
Буква ы после ц пишется | В остальных случаях после ц пишется и | ||
в корне пяти слов | в суффиксах прилагательных | в окончаниях существительных и прилагательных | |