V. Зрительный диктант

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

(С. Есенин.)

Задание: подчеркнуть обращения.

VI. Обобщение по теме «Имя существительное как средство связи предложений в тексте».

V. Порядок морфологического разбора имени существительного и его аргументация.

Морфологический разбор существительных черемуха, птахи (из предложений зрительного диктанта, см. V).

Домашнее задание: § 92; упр. 498, 499.

Урок 6. Род имен существительных

I. Словарно-орфографическая работа.

(126) Вермише́ль. Ве́рмис — ‘червяк’ (лат.)

Вермише́левый.

(127) Ветчина́. Ве́тус — ‘старый’ (лат.)

Ветчи́нный.

(128) Пельме́ни. Пель — ‘ухо’ (фин.)

Пельме́нная.

Устно: слово ветчина восходит к латинскому ве́тус — ‘старый’ в значении ‘мясо копченого окорока’ (ср.: свежина — ‘свежее несоленое мясо’).

II. 1. Чтение таблицы (см. учебник, с. 193).

2. Устное упражнение. Задание: указать род существительных вермишель, пельмень, кофе, какао, тюль, ботинок, туфля, прорубь, крыльцо, шампунь.

3. Словарный диктант. Задание: к существительным крыльцо, тюль, шампунь, кофе, какао, повидло, полотенце подобрать подходящие по смыслу прилагательные (по возможности с трудными орфограммами).

4. Склонение существительного повидло (устное хоровое проговаривание всех надежных форм этого слова).

5. Составление диалога. Задание: составить диалог на тему «Меню на завтрашний обед»; употребить в нем новые трудные слова и существительные повидло, кофе, причем так, чтобы их принадлежность к соответствующему роду была ясна из контекста.

Один из возможных вариантов выполнения этого задания:

Ужин в санаторной столовой заканчивался, дежурный ходил по залу и собирал заявки на завтрашний обед.

— Суп молочный с вермишелью.

— Борщ украинский.

— Пельмени.

— Салат с ветчиной.

Каждый называл свое любимое блюдо.

6. Прослушивание в грамзаписи текста упр. 503.

7. Синтаксический разбор предложения.

Сонно дрогнул камыш,

Пролетела летучая мышь,

Рыба плеснулась в омуте...

(Н. Гумилев.)

Домашнее задание: § 93; упр. 501, 502.

Урок 7. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

I. Словарно-орфографическая работа.

(129) Бензи́н. Ср.: нефть.

(130) Кероси́н.

Устно: И бензин, и керосин делают из не́фти. (Т. Куропаткина.)

II. Произвести синтаксический разбор предложения Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут. (Ю. Воронов.) Произвести морфологический разбор существительных ракеты, цветами.

III. Краткая беседа — объяснение нового материала.

— Какое существительное, кроме разобранных, есть в нашем предложении? (Воздух.) Можно ли существительное воздух употребить вместе с какими-либо числительными, например 3, 5, 10? Можно ли образовать от него форму множественного числа? (Нет, нельзя.) В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа. Они обозначают такие предметы, которые нельзя сосчитать.

Во второй части беседы используется вспомогательная запись на доске.

Существительные, имеющие форму

Только единственного числа

Вещество материал Группа предметов как единство Признак качество
бензин пшено цемент листва детвора студенчество зелень текучесть освещение дрожь

IV. Тренировочные упражнения.

1. Словарный диктант с грамматическим заданием: из диктуемых слов выбрать существительные, имеющие форму только единственного числа; записать их в соответствующие колонки таблицы.

Сахар, растение, родня, простота, аккуратность, магазин, вермишель, ветчина, молодость, певец, певучесть, прямизна, человечество, величие, оценка, измерение, находка, оцепенение.

Дополнительное задание: объяснить правописание безударных гласных в корнях слов величие, измерение.

2. Диктант с последующим грамматическим заданием.

Вы видали, как своим добром,

золотом своим и серебром

хвастается Ладога моя?

Вы слыхали близко соловья

на раките, над речной водой?

Вы видали месяц молодой

низко-низко — просто над волной?

Сам себе не верит: он двойной

Вы видали Севера красу?

Костянику ели вы в лесу?

(А. Прокофьев.)

Задания: 1. Произвести синтаксический разбор двух первых предложений. 2. Указать существительные, имеющие форму только единственного числа (надписать над ними ед. ч.). 3. Произвести морфемный разбор существительного костяника.

3. Самодиктант с лексико-грамматическим заданием: написать по памяти как можно больше существительных — названий ягод, имеющих форму только единственного числа. (Брусника, голубика и т. д.)

4. Прослушивание грамзаписи к упр. 513.

Домашнее задание: § 95; упр. 512, 514.

Урок 8. Имена существительные, имеющие

Форму только множественного числа

I. Словарно-орфографическая работа.

(131) Консе́рвы. Кон — ‘со’ (лат.)

Консе́рвный. се́рво — ‘хранить’ (лат.)

(132) Макаро́ны.

Макаро́нный.

Макаро́нник.

Заранее подготовившиеся ученики пересказывают словарную статью «Макароны» из книги Л. Успенского «Почему не иначе?».

II. 1. Устная проверка упр. 512. /

2. Прослушивание текста упр. 509. Проговаривание существительных из этого упражнения учащимися. Хоровое проговаривание слов с ударением на втором слоге.

3. Синтаксический разбор предложения Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод. (С. Маршак.)

4. Морфологический разбор существительного хоровод.

Наши рекомендации