Р Урок 15. Подготовка к сочинению «Как я ... (что-то делаю)»

I. Краткие пояснения к вариантам темы. Тема сочинения предлагается в двух вариантах. Первый вариант — «Как я... (что-то делаю)». В сочинениях по данной теме обычно рассказывается о таких действиях, которые автор выполняет постоянно или через какие-либо промежутки времени, причем в определенной последовательности (например, «Как я убираю комнату», «Как я поливаю цветы», «Как я мою посуду»).

Примерная схема сочинения на данную тему:

1. Когда я обычно это делаю.

2. Как готовлюсь к выполнению работы.

3. Какие действия и в какой последовательности выполняю (что делаю сначала, потом, затем и наконец).

4. Что чувствую или думаю по окончании работы.

Второй вариант темы — «Как я что-то сделал». В сочинениях по данной теме рассказывается о действиях завершенных, доведенных до конца (например, «Как я первый раз сварил кашу», «Как я прибил ручку к двери», «Как я сшила платье» и т. п.). В начале сочинения уместно будет сказать о том, где, когда, почему тебе пришлось или захотелось выполнить ту работу, о которой ты решил рассказать.

Но какой бы вариант темы вы ни избрали, помните: главное в сочинении — описание действий, которые выполняются в определенном порядке.

II. Краткая беседа о закономерности употребления глаголов несовершенного вида в сочинениях на первую тему и совершенного вида в работах на вторую тему.

III. Чтение и обсуждение сочинений о трудовых процессах, написанных бывшими пятиклассниками.

IV. Предупреждение речевых ошибок, для того чтобы дети не допускали повторения одних и тех же наречий, обозначающих последовательность действий, подбираются наречия: сначала, вначале, сперва, потом, затем, после (того или этого), дальше, далее. Рекомендуется использовать возможные контекстуальные глаголы-синонимы (сделал, выполнил, изготовил и др.).

V. Предупреждение ошибок — запись слов сначала, вначале, предварительно, затем, потом, наконец, в конце концов.

Домашнее задание: написать сочинение.

Урок 16. Виды глагола и его временные формы

I. Словарно-орфографическая работа.

(165) Стремле́ние. Стре́мя — ‘быстрое течение’ (слав.)

Стреми́тельный (м/мл).

Стреми́тельность.

Стремнина.

II. Наблюдения с использованием таблицы.

Виды глаголов Временные формы
настоящее прошедшее будущее
1. Совершенный (что сделать?) 2. Несовершенный (что делать?) —   + делаю + сделал + делал + сделаю + буду делать

Выводы из наблюдений: глаголы совершенного вида формы настоящего времени не имеют.

III. Образование возможных временных форм от глаголов блестеть, блистать, стремиться, зажигать; блеснуть, заблестеть, заблистать, зажечься. Запись временных форм глаголов несовершенного и совершенного вида оформляется на доске в виде таблицы, на которой обозначены все временные формы глагола.

IV. Классификация глаголов по их видовременным признакам. Задание: разделить глаголы на две группы в зависимости от их вида.

Объединить, объединять, объединяешь, объединяет, объединим, объединишь, объединял, будешь объединять, объединят, будут объединять.

V. Предупредительный диктант с последующим грамматическим заданием. Для предупреждения пунктуационных ошибок на доске (до урока) оформляются соответствующие графические схемы в произвольном порядке. Перед чтением текста ученикам предлагается озаглавить его словами автора.

Шел тихий летний дождь

Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашелестела трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый невнятный звон поплыл над омутом. Шел тихий летний дождь.

Далеко в разрывы мягких туч светило солнце, и степь дымилась и блестела. Сильнее запахли травы, хлеба и луга.

(К. Паустовский.)

Задание: определить вид и время глаголов.

VI. Повторение грамматико-стилистического правила о сказуемых в частях сложносочиненного предложения и об однородных сказуемых, выраженных глаголами одного вида.

Домашнее задание: § 114; упр. 663.

Урок 17. Виды глагола и его временные формы

(закрепление)

I. Словарно-орфографическая работа.

(166) Рюкза́к. Рюке — ‘спина’ (нем.)

Рюкзачо́к (к/ч). зак — ‘мешок’

Рюкза́чный (к/ч).

II. Образование возможных временных форм от глаголов не- совершенного вида блестеть, блистать и совершенного вида блеснуть, заблистать.

III. Зрительный диктант.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

(К. Бальмонт.)

IV. Творческое списывание. Задание: списать предложения, заменив в них глаголы совершенного вида однокоренными несовершенного вида.

Исходный текст Запись в тетрадях учащихся

На рыбалке На рыбалке

Подойдя к реке, мы выбрали удобное Вот и река. Мы выбираем удобное

место, вынули из рюкзаков свои при- место, вынимаем из рюкзаков свои припасы

пасы и сложили их под деревом. и складываем их под деревом.

Разожгли костер. Разжигаем костер.

Потом размотали удочки, насадили Потом разматываем удочки, насаживаем

наживку и начали удить рыбу. наживку и начинаем удить рыбу.

Внимательно следили за поплавками; Внимательно следим за поплавками;

они, к сожалению, долго стояли неподвижно. они, к сожалению, пока стоят неподвижно.

Но вот над рекой поднялось солнце, и Но вот над рекой поднимается солнце,

мы замерли от восторга. и мы замираем от восторга.

V. Сравнение первого и второго вариантов текста. Выводы, которые следуют из этого сравнения: второй вариант текст более впечатляющий, потому что в нем не просто перечисляются действия, а рисуется живая картина происходящего, значит, употребление в речи глаголов в форме настоящего времени и, следовательно, несовершенного вида способствует более яркому описанию действий, явлений, событий.

Дополнительные задания: 1. Во втором варианте текста обозначить корни слов, в которых пишется и, потому что после них следует суффикс -а-. 2. Устно продолжить любой вариант текста (по выбору).

Домашнее задание: упр. 665, 657.

Наши рекомендации