Р Урок 15. Подготовка к сочинению «Как я ... (что-то делаю)»
I. Краткие пояснения к вариантам темы. Тема сочинения предлагается в двух вариантах. Первый вариант — «Как я... (что-то делаю)». В сочинениях по данной теме обычно рассказывается о таких действиях, которые автор выполняет постоянно или через какие-либо промежутки времени, причем в определенной последовательности (например, «Как я убираю комнату», «Как я поливаю цветы», «Как я мою посуду»).
Примерная схема сочинения на данную тему:
1. Когда я обычно это делаю.
2. Как готовлюсь к выполнению работы.
3. Какие действия и в какой последовательности выполняю (что делаю сначала, потом, затем и наконец).
4. Что чувствую или думаю по окончании работы.
Второй вариант темы — «Как я что-то сделал». В сочинениях по данной теме рассказывается о действиях завершенных, доведенных до конца (например, «Как я первый раз сварил кашу», «Как я прибил ручку к двери», «Как я сшила платье» и т. п.). В начале сочинения уместно будет сказать о том, где, когда, почему тебе пришлось или захотелось выполнить ту работу, о которой ты решил рассказать.
Но какой бы вариант темы вы ни избрали, помните: главное в сочинении — описание действий, которые выполняются в определенном порядке.
II. Краткая беседа о закономерности употребления глаголов несовершенного вида в сочинениях на первую тему и совершенного вида в работах на вторую тему.
III. Чтение и обсуждение сочинений о трудовых процессах, написанных бывшими пятиклассниками.
IV. Предупреждение речевых ошибок, для того чтобы дети не допускали повторения одних и тех же наречий, обозначающих последовательность действий, подбираются наречия: сначала, вначале, сперва, потом, затем, после (того или этого), дальше, далее. Рекомендуется использовать возможные контекстуальные глаголы-синонимы (сделал, выполнил, изготовил и др.).
V. Предупреждение ошибок — запись слов сначала, вначале, предварительно, затем, потом, наконец, в конце концов.
Домашнее задание: написать сочинение.
Урок 16. Виды глагола и его временные формы
I. Словарно-орфографическая работа.
(165) Стремле́ние. Стре́мя — ‘быстрое течение’ (слав.)
Стреми́тельный (м/мл).
Стреми́тельность.
Стремнина.
II. Наблюдения с использованием таблицы.
Виды глаголов | Временные формы | ||
настоящее | прошедшее | будущее | |
1. Совершенный (что сделать?) 2. Несовершенный (что делать?) | — + делаю | + сделал + делал | + сделаю + буду делать |
Выводы из наблюдений: глаголы совершенного вида формы настоящего времени не имеют.
III. Образование возможных временных форм от глаголов блестеть, блистать, стремиться, зажигать; блеснуть, заблестеть, заблистать, зажечься. Запись временных форм глаголов несовершенного и совершенного вида оформляется на доске в виде таблицы, на которой обозначены все временные формы глагола.
IV. Классификация глаголов по их видовременным признакам. Задание: разделить глаголы на две группы в зависимости от их вида.
Объединить, объединять, объединяешь, объединяет, объединим, объединишь, объединял, будешь объединять, объединят, будут объединять.
V. Предупредительный диктант с последующим грамматическим заданием. Для предупреждения пунктуационных ошибок на доске (до урока) оформляются соответствующие графические схемы в произвольном порядке. Перед чтением текста ученикам предлагается озаглавить его словами автора.
Шел тихий летний дождь
Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашелестела трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый невнятный звон поплыл над омутом. Шел тихий летний дождь.
Далеко в разрывы мягких туч светило солнце, и степь дымилась и блестела. Сильнее запахли травы, хлеба и луга.
(К. Паустовский.)
Задание: определить вид и время глаголов.
VI. Повторение грамматико-стилистического правила о сказуемых в частях сложносочиненного предложения и об однородных сказуемых, выраженных глаголами одного вида.
Домашнее задание: § 114; упр. 663.
Урок 17. Виды глагола и его временные формы
(закрепление)
I. Словарно-орфографическая работа.
(166) Рюкза́к. Рюке — ‘спина’ (нем.)
Рюкзачо́к (к/ч). зак — ‘мешок’
Рюкза́чный (к/ч).
II. Образование возможных временных форм от глаголов не- совершенного вида блестеть, блистать и совершенного вида блеснуть, заблистать.
III. Зрительный диктант.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(К. Бальмонт.)
IV. Творческое списывание. Задание: списать предложения, заменив в них глаголы совершенного вида однокоренными несовершенного вида.
Исходный текст Запись в тетрадях учащихся
На рыбалке На рыбалке
Подойдя к реке, мы выбрали удобное Вот и река. Мы выбираем удобное
место, вынули из рюкзаков свои при- место, вынимаем из рюкзаков свои припасы
пасы и сложили их под деревом. и складываем их под деревом.
Разожгли костер. Разжигаем костер.
Потом размотали удочки, насадили Потом разматываем удочки, насаживаем
наживку и начали удить рыбу. наживку и начинаем удить рыбу.
Внимательно следили за поплавками; Внимательно следим за поплавками;
они, к сожалению, долго стояли неподвижно. они, к сожалению, пока стоят неподвижно.
Но вот над рекой поднялось солнце, и Но вот над рекой поднимается солнце,
мы замерли от восторга. и мы замираем от восторга.
V. Сравнение первого и второго вариантов текста. Выводы, которые следуют из этого сравнения: второй вариант текст более впечатляющий, потому что в нем не просто перечисляются действия, а рисуется живая картина происходящего, значит, употребление в речи глаголов в форме настоящего времени и, следовательно, несовершенного вида способствует более яркому описанию действий, явлений, событий.
Дополнительные задания: 1. Во втором варианте текста обозначить корни слов, в которых пишется и, потому что после них следует суффикс -а-. 2. Устно продолжить любой вариант текста (по выбору).
Домашнее задание: упр. 665, 657.