Почему корень — главная значимая часть слова?

Мы учили тему «Корень». В первом же параграфе этой темы было написано: «Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов».

Сижу я над домашним заданием и думаю: «Почему же именно корень — главная часть слова? А не суффикс или приставка?»

И решил: «Составлю цепь размышлений, докажу, что корень — главная часть слова».

Однажды я читал стихи детской поэтессы Ирины Токмаковой, и у нее было очень интересное стихотворение о том, что один мальчик придумал смешное слово «плим». Посмотрим, слово ли это.

Разложим его на звуки: [п] [л’] [и] [м]. А теперь напишем — плим; проговорим. Произнося это «слово», мы ничего не представляем, оно ничего не значит. Это просто набор звуков, а не слово.

Так, значит, без смысла нет слова. А какая часть слова помогает правильно понять его смысл? Возьмем слова:

Почему корень — главная значимая часть слова? - student2.ru

На первый взгляд это однокоренные слова. Но посмотрим, так ли это.

Море — это большое водное пространство. Морской — находящийся на море или в море, моряк — человек, плавающий на корабле по морю.

А морить — это значит уничтожать, заморить — уничтожить (например, голодом), заморыш — человек, чаще всего ребенок, очень слабый, хилый, как будто его чем-то морили.

У этих слов (море, морской, моряк и морить, заморить, заморыш) нет общего значения, они не однокоренные. Следовательно, общее значение родственных слов заключено в корне.

Я вижу в учебнике слова здесь, там, тут, вдруг, очень и др. Они состоят только из одного корня. Но сколько бы ни искали мы в словарях слов без корня, никогда не найдем, потому что без смысла, без значения слов не бывает, а общее значение родственных слов заключено в корне.

Итак, мы доказали, что корень — главная значимая часть слова!

(Олег Соловьев.)

Фрагменты анализа сочинений на тему «Почему корень — главная значимая часть слова?»

I. Сообщение результатов работы: называем лучшие сочинения, в первую очередь те, что написаны не по общему примерному плану, а по своему.

II. Отмечаем разнообразие вариантов начала сочинения, читаем некоторые из них.

Русский язык очень богат. И все слова в нем состоят из морфем. Мы знаем четыре морфемы: приставку, суффикс, корень и окончание. Самая главная из них — корень. Почему?

(Лара С.)

Я учила правила, а мама проверяла, как я их выучила. Когда я рассказала ей определение корня, она спросила: «А почему корень — главная часть слова?» А правда, почему? Я села за стол, подумала и написала свои доказательства тому, что корень — главная часть слова.

(Юля Б.)

III. Отмечаем наиболее удачные отдельные места в основной части сочинения.

Попробовала я придумать слово. Придумала «озам». Есть теперь слово, мы его слышим и видим, произносим и пишем. Но что оно значит? Ничего! Оказывается, просто так взять и придумать слово нельзя. Оно не будет иметь смысла, а без смысла, без значения слова нет и быть не может. Но ведь основное лексическое значение слова заключено в корне.

(Лена Г.)

IV. Наиболее типичные недочеты: 1) не всегда мысль доводится до конца; 2) слабы связи между отдельными частями сочинения; 3) неполно сформулированы выводы (в большинстве работ они сводятся к одному предложению Итак, корень главная часть слова). Следовательно, над устранением этих недостатков и будем работать при подготовке к следующему сочинению-рассуждению.

Примеры сочинений повествовательного типа

Секрет названия

Прошлым летом я и мой брат Андрей отдыхали в Актюбинске. Андрей в сентябре должен был идти в школу. Родители всеми способами готовили его к этому важному событию, но заставить Андрея посидеть, поразмышлять было очень трудно, потому что он с утра убегал на улицу и носился там почти весь день.

Однажды утром Андрей встал и решил идти гулять, но я показал ему большую спелую ягоду малины и сказал:

— Хочешь?

— Давай, — ответил Андрей и протянул было руку за ягодой. Тут-то я ему и сказал:

— Угадаешь, почему она называется малиной, — дам!

Андрей надул губы:

— Не хочешь давать — не давай!

— Андрюша, не бойся, угадать тайну не так уж трудно. Возьми эту ягоду и слегка катни ее по столу,— посоветовал я ему.

Андрей катнул ягоду, и она разлетелась на множество маленьких крупинок.

— Ну, угадал?

Андрей мне ничего не ответил, но спустя несколько минут закричал:

— Знаю! Знаю! Она состоит из маленьких ягодок и от слова «маленький» называется «малина»!

— Не маленький, а малый,— поправил я его. Вот как мой брат угадывал секрет названия малины.

(Юра Белоусов.)

Подорожник

Писал я однажды работу по природоведению. Писал быстро и не вдумываясь в то, что пишу. Мне надо было скорее попасть на улицу. Там уже начали играть в футбол, а как же без меня в игре обойдутся?

Написал я предложение: «Лечебные травы — это ромашка, валериана, календула и поддорожник». Поставил точку и побежал к Ире, моей старшей сестре, чтобы она проверила мою работу. (Ира учится на биологическом факультете в университете.)

Просмотрела она мое сочинение и изрекла:

— Не «поддорожник», а «подорожник».

— Это почему? — полюбопытствовал я.

— А потому, — начала она,— что растет он по дорогам.

— А почему именно по дорогам? — спросил я.

— Подорожник привезен из Америки в Евразию матросами. Его семена прилипали к подошвам ботинок моряков вместе с грязью. А потом грязь высыхала и отлетала. Из семян вырастали новые растения. Люди ходят по дорогам, и вот на дорогах выросло множество подорожников. Так что надо писать не «поддорожник», а «подорожник»!

А я, не дослушав ее, убежал на улицу.

Вот и поживи с такой сестрой, когда каждый день она мне читает лекции! Зато теперь я знаю «секрет названия» подорожника.

(Саша Онипко.)

Наши рекомендации