Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?

Как объединить слова?

Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.

5. Найдите «третье лишнее»:

- потолок, пот, потливый;

- сыр, сырость, сырок;

- море, морщина, морской;

- боль, больница, большой;

- умереть, замирать, примирение;

- росток, расстилаться, возраст.

Почему полезно давать такое задание учащимся?

Методическая задача.

Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.

Согнуть пришла разуться

Предпочла сорвать выбрать

Назвать послать раздаваться

Виться начала подняла

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова?

Флексия

Какие слова имеют окончание, какие не имеют?

Зима Кто Бордовый Бордо Веселее   Сочи Исстари Интересно играть Задание интересно Интересующийся   Весел Случай Хлопая Хлопал Похлопав  

Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?

Шли Моя Мой Очки   Кольцо Колец Они Ночь   Тот Он Весь Даст   Ранний Медвежий Отцов портфель Пять отцов

3. Распределите слова на три группы:

С материально выраженной флексией,

С нулевой флексией

3) без флексии:

лекторий РТР коснуться полёт козий свежий статуя мечтая по-новому очень печень купался

4. Выделите окончание в следующих словах:

- домов , коров , основ , голов , следов ;

- степей , ножей , батарей , ушей , юношей , галерей , обогрей ;

- колдуний , зимний , лисий , санаторий , заячий , зданий , тающий ;

- на лекции , впоследствии , в плавании , в планетарии ;

- ранние , купание , отчаяние ;

- весеннее (солнце), стало светлее на душе, небо стало светлее.

Выделите окончание там, где возможно.

Аллея , белужий , вечно , волчий , вороньё, касаться , второе , движение , увиделись воочию , аккуратность , попался , край , жмурки , кулачьё , карета , светло , летопись , пособие пособий , семеро , шесть , шимпанзе , столовая , быстрее , по-дружески , любоваться , барокко , шампунь .

Основа слова. Формы слова и родственные слова.

Выделите основу слова.

Багажный, вагон, вагонетка, важничать, выживаешь, глянец, держаться,

искривился, мазь, лисий, счастье, рыбачий, повеяло.

Выделите формообразующие аффиксы.

Приготовивший, мечтая, крепчайший , облетели, медленнее, сыграйте,

стараться, наиглупейший, согретый, услышанный, коснувшись, волноваться,

построенный, принесите, сравнив, слыша.

Выделите основу, где возможно.

Резко ласточки реют кругом, опускаются к самой воде.

Ты поверь, я сумею, всем сердцем любя, с неба звезды достать, чтоб

единственным стать для тебя.

Будет радость ярче летних радуг, и незлыми станут сразу зимы.

Балканский сырой ветерок, снежок легче пуха и дыма, мелькающий меж

ветками неуловимо.

Выделите основу в глагольных формах.

Строить , строил , строивший , строит , строй , строящий , строимый , строя

Объедините слова по основам.

Забывать, забывали, забыли, забывай, забывающий, забывший, забудь,

забываемый, забыв, забывая.

Что здесь представлено – формы слова или однокоренные слова?

-ветер, ветрище, ветерок;

- француз, французский, по-французски;

- перезимовать, перезимовав, перезимует;

- ехать, подъезжать, подъезд;

- дочь, дочери, дочерний, падчерица, дочерям.

Выпишите формы слова.

Глухой – глуше говорить – заговорить

оглушительный договориться

приглушить заговорив

более глухой заговоренный

глухие наговор

самый глухой говорили

глохнуть заговоривший

глухими говоря

8. Выпишите в разные столбики однокоренные слова и формы одного и того же слова:

- грустный, грустить, грущу, грустнее, грустя, грусть, грустно, погрустить, грустная, грустящий, лицо грустнее;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- красота, красивый, украшение, украсить, краса, скрасить, красивее, небо красиво, красиво говорить, красивейший, украшенный, красавец, украсив, красавица;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите родственные слова.

Катить, закатывание, закат, катил, кативший, закатный, выкатывать, катать,

катите, вкатывать.

____________________________________________________________________

10. Методическая задача. Ученику дали задание подобрать родственные слова. Найдите ошибки.

Думать, думал, передумал, обдуманно, задуматься, придумать, выдумать,

думающий, думай, надуманность, думая.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Найдите однокоренные слова и формы одного слова в данных примерах. Для чего используются слова с одним корнем в этих текстах?

1)Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.

2) Позолотчик сентябрь Где прошел по лесам он

Прикатил с позолотой, С ведерком и кистью,

Засучил рукава и, не медля, Там дрожат и горят

Взялся за работу. Золоченые листья.

(А.Прокофьев.)

3)Листопадит в роще,

Листопадит,

Пролетает ветер низовой.

Намело уж в заводи и пади

Желтых листьев колдовской метлой.

Оголенный клен, как лось, рогатый,

Над протокой головой поник.

Из-под листьев смотрит виновато

Карим глазом поздний боровик.

( В.Ноздрёв.)

4) Юность – самое лучшее время для лирической поэзии. Лирическая поэзия требует богатства ощущений, а когда же грудь человека наиболее богата ощущениями, как не в лета юности?

(В.Г.Белинский.)

5) Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности.

(Ф.М.Достоевский.)

Аффиксальные морфемы

1. Докажите примерами справедливость утверждения К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков… В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.. Как сгруппировать слова? Докажите.

Обобщать, обобрать, оболочка, обочина, обогатить, обогреть, обоготворить,

ободок, ободрить, обоз.

Наши рекомендации