О некоторых особенностях
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Урок 1. Язык — важнейшее средство общения……………………………………………………… 18
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
(18 + 4)
Урок 1. Части слова. Орфограмма………………………………………………………………………20
Урок 2. Безударные гласные в корне слова…………………………………………………………… 21
Урок 3. Правописание согласных в корне слова……………………………………………………… 22
Урок 4. Непроизносимые согласные……………………………………………………………………23
Урок 5. Буквы и, у, а после шипящих………………………………………………………………… 24
Урок 6. Разделительные ъ и ь……………………………………………………………………………25
Урок 7. Разделительные ъ и ь……………………………………………………………………………26
Урок 8. Приставки и предлоги………………………………………………………………………… 27
Р Урок 9. Текст………………………………………………………………………………………… 28
Урок 10. Части речи. Имя существительное………………………………………………………… 30
Р Урок 11. Подробное изложение рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвинёнок»………………32
Р Урок 12. Стили речи………………………………………………………………………………… 33
Урок 13. Три склонения имен существительных, правописание падежных окончаний……………34
Урок 14. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 35
Урок 15. Местоимение………………………………………………………………………………… 36
Урок 16. Местоимение………………………………………………………………………………… 37
Урок 17. Глагол. Неопределенная форма. Спряжение глагола……………………………………… 38
Урок 18. Безударные личные окончания глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах……… 39
Урок 19. Мягкий знак после шипящих в глаголах…………………………………………………… 40
Урок 20. Наречие…………………………………………………………………………………………41
Урок 21. Наречие…………………………………………………………………………………………43
Урок 22. Коллективное сочинение по серии учебных рисунков «Спасибо тебе, человек!»……… 43
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(33+6)
Урок 1. Синтаксис. Пунктуация……………………………………………………………………… 44
Урок 2. Словосочетание. Словосочетания типа глаг. + сущ………………………………………… 46
Урок 3. Словосочетания типа сущ. + сущ………………………………………………………………47
Урок 4. Словосочетания типа прил. + сущ…………………………………………………………… 49
Урок 5. Словосочетания типа глаг. + нареч……………………………………………………………50
Урок 6. Разбор словосочетания………………………………………………………………………… 51
Урок 7. Контрольный диктант с грамматическим заданием………………………………………… 52
Урок 8. Словосочетание (обобщение). Предложение…………………………………………………52
Урок 9. Виды предложений по цели высказывания………………………………………………… 53
Урок 10. Виды предложений по эмоциональной окраске…………………………………………… 54
Урок 11. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее…………………………56
Р Урок 12. Сказуемое…………………………………………………………………………………… 56
Р Урок 13. Тире между подлежащим и сказуемым……………………………………………………58
Урок 14. Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения……………………………………………………… 59
Урок 15. Дополнение…………………………………………………………………………………… 60
Урок 16. Определение……………………………………………………………………………………61
Урок 17. Обстоятельство……………………………………………………………………………… 62
Урок 18. Второстепенные члены предложения (обобщающее повторение).
Разбор простого предложения……………………………………………………………… 63
Урок 19. Предложения с однородными членами………………………………………………………63
Урок 20. Предложения с однородными членами………………………………………………………64
Урок 21. Предложения с обращениями……………………………………………………………… 65
Урок 22. Предложения с обращениями……………………………………………………………… 66
Урок 23. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение……………………………… 67
Урок 24. Сложное союзное предложение………………………………………………………………69
Урок 25. Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения…………………… 70
Урок 26. Сложные союзные предложения. Сложноподчиненные предложения……………………71
Урок 27. Сложные союзные предложения. Сложноподчиненные предложения……………………73
Урок 28. Синтаксический разбор сложного предложения…………………………………………… 74
Р Урок 29. Подготовка к домашнему сочинению…………………………………………………… 75
Урок 30. Простое и сложное предложения (обобщение)…………………………………………… 76
Р Урок 31. Анализ сочинений………………………………………………………………………… 77
Р Урок 32. Изложение с грамматическим заданием………………………………………………… 78
Урок 33. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 79
Урок 34. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 80
Урок 35. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 80
Урок 36. Диалог………………………………………………………………………………………… 81
Урок 37. Диалог………………………………………………………………………………………… 82
Урок 38. Повторение…………………………………………………………………………………… 83
Урок 39. Контрольный диктант…………………………………………………………………………84
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.
ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(12 + 2)
Урок 1. Фонетика. Звук и буква…………………………………………………………………………85
Урок 2. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные………………………………………… 86
Урок 3. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков………………………………… 88
Урок 4. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков………………………………… 88
Урок 5. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит……………………………………………… 90
Урок 6. Звуковое значение букв е, ё, ю, я …………………………………………………………… 91
Урок 7. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и …………………………………… 92
Урок 8. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных………………………………………… 93
Урок 9. Правописание буквосочетаний с ч и щ (в середине слова)………………………………… 94
Урок 10. Обозначение мягкости согласных на письме (закрепление)……………………………… 95
Урок 11. Мягкий знак после
шипящих на конце существительных и глаголов (повторение)…………………………… 96
Урок 12. Фонетика, графика орфоэпия (повторение)………………………………………………… 97
Р Урок 13. Подготовка к сочинению повествовательного типа
«Памятная прогулка (рыбалка, поездка)»…………………………………………………… 98
Урок 14. Анализ сочинений…………………………………………………………………………… 99
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(10 + 2)
Урок 1. Понятие о лексике. Лексическое значение слова……………………………………………100
Урок 2. Лексическое значение слова………………………………………………………………… 103
Урок 3. Однозначные и многозначные слова…………………………………………………………104
Урок 4. Многозначные слова………………………………………………………………………… 106
Урок 5. Омонимы……………………………………………………………………………………… 107
Урок 6. Употребление слов в переносном значении…………………………………………………108
Урок 7. Прямое и переносное значение слова……………………………………………………… 109
Урок 8. Синонимы………………………………………………………………………………………110
Урок 9. Синонимы………………………………………………………………………………………112
Урок 10. Контекстуальные синонимы……………………………………………………………… 114
Урок 11. Антонимы…………………………………………………………………………………… 116
Урок 12. Изложение, близкое к тексту……………………………………………………………… 117
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(24+3)
Урок 1. Морфема — наименьшая значимая часть слова…………………………………………… 119
Р Урок 2. Образование и изменение слов…………………………………………………………… 121
Урок 3. Окончание и основа слова…………………………………………………………………… 123
Урок 4. Корень слова………………………………………………………………………………… 124
Р Урок 5. Корень слова (закрепление). Подготовка к сочинению «Секрет названия»……………126
Урок 6. Суффикс……………………………………………………………………………………… 127
Урок 7. Суффикс (закрепление)……………………………………………………………………… 128
Урок 8. Приставка………………………………………………………………………………………129
Р Урок 9. Приставка (закрепление). Анализ Сочинений «Секрет названия»………………………130
Урок 10. Чередование согласных и гласных в корне слова………………………………………… 131
Урок 11. Беглые гласные……………………………………………………………………………… 132
Урок 12. Описание предмета в художественном стиле………………………………………………133
Урок 13. Основное правило правописания приставок……………………………………………… 134
Урок 14. Правописание приставок на з—с ………………………………………………………… 135
Урок 15. Правописание приставок на з—с……………………………………………………………137
Урок 16. Правописание приставок на з—с……………………………………………………………138
Урок 17. Правописание корня -лаг- — -лож-…………………………………………………………139
Урок 18. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-…………………………………………… 140
Урок 19. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-…………………………………………… 141
Урок 20. Буквы ё — о после шипящих в корне слова……………………………………………… 142
Урок 21. Буквы ё—о после шипящих в корне слова………………………………………………… 143
Урок 22. Буквы ы—и после ц………………………………………………………………………… 144
Урок 23. Буквы ы—и после ц………………………………………………………………………… 146
Урок 24. Повторение……………………………………………………………………………………147
Урок 25. Повторение……………………………………………………………………………………148
Урок 26. Контрольный диктант с грамматическим заданием…………………………………… 149
Урок 27. Повторение……………………………………………………………………………………149
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 1. Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)…………………………………………… 150
Имя существительное
(19+4)
Р Урок 1. Имя существительное как часть речи…………………………………………………… 152
Урок 2. Имя существительное как часть речи……………………………………………………… 154
Урок 3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные………………………………155
Урок 4. Имена существительные собственные и нарицательные………………………………… 157
Урок 5. Имя существительное как средство связи предложений в тексте.
Морфологический разбор существительных……………………………………………… 158
Урок 6. Род имен существительных………………………………………………………………… 159
Урок 7. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа…………………160
Урок 8. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа……………… 161
Урок 9. Три склонения имен существительных………………………………………………………163
Урок 10. Падеж имени существительного…………………………………………………………… 164
Урок 11. Падеж имени существительного и предлоги……………………………………………… 165
Урок 12. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 166
Р Урок 13. Правописание падежных окончаний существительных……………………………… 166
Урок 14. Склонение существительных с основой на –ий…………………………………………… 167
Урок 15. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 169
Урок 16. Правописание падежных окончаний существительных на –ий………………………… 170
Урок 17. Контрольный диктант с грамматическим заданием……………………………………… 170
Урок 18. Окончания существительных
в форме именительного падежа множественного числа………………………………… 171
Урок 19. Окончания существительных
в форме родительного падежа множественного числа…………………………………… 172
Урок 20. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 174
Урок 21. Правописание о — е в окончаниях существительных после шипящих и ц………………175
Р Урок 22. Подготовка к сочинению-рассуждению………………………………………………… 176
Р Урок 23. Анализ сочинений-рассуждений………………………………………………………… 178
Имя прилагательное
(11+4)
Урок 1. Имя прилагательное как часть речи………………………………………………………… 178
Урок 2. Употребление прилагательных в речи……………………………………………………… 180
Урок 3. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 181
Урок 4. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 182
Урок 5. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 183
Р Уроки 6 и 7. Изложение повествовательного текста
с элементами описания животного «Счастливая находка»……………………………… 184
Урок 8. Правописание букв о — е в окончаниях прилагательных после шипящих……………… 185
Урок 9. Правописание падежных
окончаний прилагательных в форме множественного числа………………………………186
Урок 10. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 187
Урок 11. Прилагательные полные и краткие………………………………………………………… 187
Урок 12. Прилагательные полные и краткие………………………………………………………… 189
Р Урок 13. Подготовка к сочинению о животном……………………………………………………190
Урок 14. Повторение……………………………………………………………………………………193
Р Урок 15. Анализ сочинения о животном……………………………………………………………194
Глагол
(25 + 8)
Урок 1. Глагол как часть речи………………………………………………………………………… 195
Урок 2. Не с глаголами………………………………………………………………………………. 196
Р Урок 3. Подготовка к сочинению в жанре рассказа……………………………………………… 197
Урок 4. Глаголы в неопределенной форме.
Правописание глаголов в неопределенной форме на –чь………………………………… 198
Р Уроки 5 и 6. Изложение, близкое к тексту………………………………………………………… 199
Урок 7. Глаголы в неопределенной форме на -ть. Гласные а, я перед –ть……………………… 200
Урок 8. Правописание -ться и -тся в глаголах. Правописание глаголов на –еть……………… 201
Урок 9. Правописание -ться и -тся в глаголах………………………………………………………202
Урок 10. Правописание -ться и -тся в глаголах…………………………………………………… 203
Урок 11. Виды глагола………………………………………………………………………………… 203
Урок 12. Виды глагола………………………………………………………………………………… 205
Урок 13. Правописание корней с чередующимися гласными и — е……………………………… 205
Урок 14. Правописание корней с чередующимися гласными и — е (закрепление)……………… 206
Р Урок 15. Подготовка к сочинению «Как я ... (что-то делаю)»…………………………………… 207
Урок 16. Виды глагола и его временные формы…………………………………………………… 208
Урок 17. Виды глагола и его временные формы (закрепление)…………………………………… 209
Урок 18. Прошедшее время…………………………………………………………………………… 210
Урок 19. Прошедшее время…………………………………………………………………………… 211
Р Урок 20. Прошедшее время………………………………………………………………………… 212
Урок 21. Спряжение глаголов………………………………………………………………………… 213
Урок 22. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями…………………………… 214
Урок 23. Правописание безударных личных окончаний глаголов………………………………… 215
Урок 24. Правописание безударных личных окончаний глаголов………………………………… 216
Р Урок 25. Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)……………… 217
Урок 26. Безударные личные окончания глаголов на -ать, -ять после гласных………………… 217
Урок 27. Подготовка к сочинению по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»………… 218
Урок 28. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа…………………… 220
Урок 29. Анализ сочинений по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»……………… 221
Урок 30. Употребление времен……………………………………………………………………… 222
Урок 31. Глагол. Закрепление изученного……………………………………………………………223
Урок 32. Глагол. Закрепление изученного……………………………………………………………224
Урок 33. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 225
Повторение…………………………………………………………………………………………… 225
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ