О некоторых конструктивных и технологических особенностях

ИСПОЛНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

В настоящее время аккумуляторные батареи могут выпускаться либо в сухозаряженном исполнении, либо залитыми электролитом и заряженными. Залитые и заряженные электролитом батареи находят в настоящее время всё большее распространение и выпускаются в одном из трёх исполнений – нормальное, с малым и очень малым расходом воды. Какому исполнению отдать предпочтение и почему?

Сухозаряженное исполнение (заряженная аккумуляторная батарея без электролита)

Единственное преимущество аккумуляторных батарей в сухозаряженном исполнении – возможность их хранения в закрытых не отапливаемых складских помещениях до начала использования в течение достаточно длительного времени (до 7 лет) без изменения основных потребительских свойств. Однако, показатели по сухозаряженности (то есть –сохранение возможности ввода батареи в эксплуатацию после заливки раствором электролита без заряда) обеспечиваются только в течение первого года хранения. В дальнейшем после заливки электролита батарее требуется заряд, согласно требованиям инструкции по эксплуатации.

Батарея сухозаряженного исполнения не готова к немедленному использованию. Для приведения в рабочее состояние её необходимо заполнить раствором электролита и дать время для пропитки пластин и сепараторов (не менее двадцати минут в течение первого года хранения, или до двух часов, при хранении более года). После 20 минут пропитки необходимо проверить плотность электролита в аккумуляторах батареи. Если при этом плотность электролита понизится менее чем на 0,03 г/см3 от плотности заливаемого электролита, то батарея может быть установлена на автомобиль без дополнительного заряда. Если плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то такую батарею необходимо зарядить до выравнивания плотности электролита во всех аккумуляторах (банках) после достижения им плотности исходного. После хранения батареи более одного года время заряда может составить от шести до десяти часов.

Основным недостатком при покупке аккумуляторной батареи сухозаряженного исполнения является невозможность оценки показателей её качества при покупке.

Преимуществом залитого и заряженного исполнения батарей является их потенциальная готовность к немедленному использованию. Покупателю не требуется покупать электролит, заливать и заряжать новую батарею. Необходимо учитывать, что при производстве батарей залитого исполнения заводами применяется серная кислота высшего сорта с минимальным количеством примесей, которая смешивается с дистиллированной или деминерализованной водой, в то время как качество продаваемого электролита может быть весьма сомнительным.

Качество залитой батареи и состояние заряженности легко можно определить в момент её приобретения. Для этого достаточно удалить индивидуальную упаковку и проверить основные показатели, например:

- напряжение разомкнутой цепи батареи (при отсутствии разрядного тока). Оно должно быть не менее 12,6 В;

- напряжение на выводах батареи при разряде на нагрузочную вилку. Оно должно быть не ниже 11,0-11,5 В, в зависимости от ёмкости (ток нагрузки 100-200 А) или ток холодной прокрутки при проверке тестирующими приборами Midtronics, Bosch или иными приборами с аналогичными свойствами (класс прибора должен быть не ниже указанного в маркировке аккумуляторной батареи);

- результаты внешнего осмотра батареи: отсутствие механических повреждений корпуса и крышки, течи электролита, состояние маркировочных этикеток и т.д.;

- плотность электролита и его уровень во всех аккумуляторах (ячейках) батареи при наличии на крышке пробок. Плотность электролита должна быть не ниже 1,26 ±0,01 г/см3 при нормальном уровне электролита (на отметке «Макс»).

С пробками или без пробок?

В разделе 3.3 рассмотрены особенности батареи различного исполнения в зависимости от применяемых сплавов токоотводов в различных сочетаниях.

Батареи год от года становятся мощнее, легче, снижается скорость саморазряда и интенсивность снижения уровня электролита при работе в условиях, указанных в инструкции по эксплуатации. Однако основные закономерности, характерные для свинцовой электрохимической системы, сохранились. Интенсивность разложения воды при испытаниях на стенде, также как и при регламентированных производителем автомобилей средних условиях работы системы электрооборудования и аккумуляторной батареи, как неотъемлемой части этой системы, замедлилась в несколько раз. Но в реальной эксплуатацииинтенсивность газообразования и скорость разложения воды как зависела раньше, так и сейчас зависит от режима работы (суточного пробега) автомобиля и технических показателей его системы электрооборудования, и в первую очередь – зарядной системы (генератор-регулятор напряжения).

Таким образом, в процессе работы аккумуляторной батареи на автомобиле, сохраняется возможность повышения плотности электролита со скоростью, зависящей от вышеупомянутых факторов. Следовательно, только батарея, работающая при минимальном воздействии негативных факторов (то есть – при положительном энергобалансе в системе электроснабжения автомобиля и благоприятном режиме зарядного напряжения), может достигать максимальных сроков эксплуатации при безотказной работе в течение всего срока службы.

Если в крышке батареи нет пробок, а количество нештатных ситуаций приводит к быстрому снижению уровня электролита, ресурс батареи искусственно уменьшается из-за невозможности долить воду при продолжении её работы после устранения аварийных ситуаций в электрооборудовании. Эксплуатация батареи при пониженном уровне электролита и повышенной его плотности приводит к преждевременной потере её работоспособности.

Наличие пробок (а значит – возможности контроля уровня и плотности электролита и своевременной доливки воды после устранения дефектов электрооборудования) позволяет уменьшить отрицательное воздействие аварийных ситуаций на безотказность и долговечность батарей.

В случае неудачных попыток при пуске двигателя измерение плотности электролита в аккумуляторах позволяет быстро и объективно установить причину неудачи. Низкая плотность электролита во всех ячейках говорит о глубоком разряде батареи и необходимости заряда от стационарного зарядного устройства. Низкая плотность электролита в одной из ячеек, как правило, свидетельствует о наличии в ней короткого замыкания. А при обрыве цепи плотность электролита во всех ячейках достаточно высокая и почти одинаковая.

Как видно из примеров, возможность измерения плотности и уровня электролита в аккумуляторной батарее позволяет оперативно получить более достоверную информацию о её состоянии без проведения заряда и последующего тестирования, что неизбежно потребуется делать для проверки состояния батареи без пробок.

Наши рекомендации