Типолог. и классиф-я прогнозов
Предметом являются параметры или функции объектов прогнозирования. Достоверность, точность зависит от правильности выбора масштаба территориальных и временны прогнозных единиц.
Геопрогнозы по территориальному масштабу:
- глобальные (а масштабах поверхности Земли. Обеспечивают поиск глобальных стратегий. Они не требуют конктетных детальных привязок выводов к поверхности планеты, т.е. рассматривают систему, где нет входов и выходов)
- континентальные
- региональные (системы с широко представленными разноовбразными входами, состояние которых в рамках регионального прогноза не предсказуема.)
- локальные
Различия в методах:
- глобальные строятся на методах дедуктивных
- региональне носят статитстич.характер и опирается на факты – индуктивный метод.
По срокам заблаговременности подразделяют на типы:
1. сезонные .(менее 1 года). Отраж сезонное изм-е природы и др.прир.явлений
2. красткосрочные (до 5 лет) позволяют оценить 1е признаки изменений происходящих в геосистеме в рез-те техног.возд-я.
3. среднесрочные (до 15 лет)
4. долгосрочные (неск десятков лет). Они имеют большое стратегическое значение. Отражают состояние прогнозирующих событий на близкую перспективу.
5. сверхдогосрочные (более 100 лет).
Классификация методов прогноз-я(по Саркисяну):
1уровень.Методы объединяются по признаку информационного основания.
- фактографичекие методы – базируются на имеющемся материале прошлого и современного состояния объекта.
- экспертные – основан на информации специалистов-экспертов
2 уровень. Методы по признаку обработки маериалов.
Фактографические: статистические методы, м.аналогии и опережающие м.
Статистические методы – взаимосвязи и зконности являений опред-ся с пом-ю математич-стат.методов
М.аналогии – построение прогнозных состояний объекта по изученным у других методов , если между ними можно провести аналогию
Опережающие м. – исследуют динамику НТП и выявляют его св-ва.
Экспертные методы:пододят методы 2го уровня: прямые и обратные методы экспертной оценки
3. уровень. Методы по использующему аппарату.
Например: среди статистич. методов 2го ур-ня примен-т метды 3го ур-ня :
- экстраполяции – тенденция, продолжение ряда
- интерполяции – исслед-е внутр.закономерностей
- регрессии – ранжирование по опред-м св-м
- корреляции – зависимость фаркторов
- факторные модели.
Для методов аналогов используются матетматич. Или историч.аналоги.
Для опережающих методов исследуется динамика НТП.
Для экспертным методов используется опрос, анализ, игровые модели.
Экспертные методы используют, - если отсутствуют надлежащее теоретическое обоснование развития объекта.
- если отсутствует достоверная стат.инфо
- если необходмо среднее и долгосрочное прогнозир-е объектов новых отраслей пром-ти
- если необходимо проводить прогнозирование в условиях дефицита времени.
13. Общие треб-ния при проектир-нии районных планировок, детал. планировок, генпланов. Схемы и проекты районной планировки: разраб-ся на срок до 20 лет; это предпроектный док-т, предназ. д_обеспечения рац. орг-ции хоз. комплекса на тер-рии р-на. Позволяет эф-но исп-ть прир. ресурсы, рац-но разместить отдел. объекты. Р-ны м.б. админ-е, промышл-е и т.д. Масштаб 1:300000 до 1:100000. Ген. планы м.б разные: город. и сельск. насел. пункта, курорта: на 20 лет. Масштаб от 10000 до 2000, зависит от величины нас. пункта. Д/городов с насел.> 500тыс ген. плану предшествует разработка технико-экон. основы. Ген. план –градостроит. док-т, в от. опр-ся перспективы развития нас. пункта и его функцион. элементов (промыш-ть, транспорт и т.д.). Гл. задача – обеспечить оптимал. экол. равновесие в проц. взаимод-я чел. и ОС. Выдел-ся опробный план – план современ. сост-я тер-рии. Прилаг-ся план тер-рии, прилег. к нас. пункту; схемы инженер. подготовки и оборуд-ния тер-рии и др. Ген. планы сельск. нас. пунктов разраб-ся в сокращен. вар-те. Проекты детал. планировки – разраб-ся на основе решений, принят. в ген. плане, д/отдел. частей селитеб. тер-рий. На 10 лет. Масшаб 1:1000, 1:2000. Осн. разделы: схемы размещений, опорный план, эскиз застройки с планом красных линий. Схемы ген. планов группы пред-тий: д/обеспеч. оптимал. решений планировки инженер. оборуд-ния, благоустр-ва тер-рии. Осн. разделы: пояснит. записка, архитек.-планировоч. решения. транспорт, водоснабжение и т.д. Экол. треб-ния, предъявл. к проектам: они отраж-ся в разделе охрана ОПС, рац. исп-ние прир. ресурсов. В нем выдел-ся подразделы: общая экол. хар-ка тер-рии, охрана атм. в-ха, воды, почв, рекул-ция, улучшение сан-эпид. усл. и др. Кажд. из подразделов состав-ся на основе норматив. док-тов. В разделе сан-эпид. усл. выявляют р-ны геохим. аномалий, р-ны прир.-очагов. заболев-ти, анализ осн. сан-гиг. мероприятий, опр-ние сан-гиг. усл. д/ пром. пред-тий. Заключит. часть раздела охраны ОПС явл-ся комплекс. схема охраны ОПС. Она разраб-ся н основе инженерно-технич. зонир-ния тер-рии.
14. Определение демографической емкости территории(НЕТ ТАКОГО ВОПРОСА)
15. Учет прир. особ-тей л-та при проектир-нии. При проект-нии осущ-ют архитект.-ландшафт. оценку тер-рии с учетом подразделения на классы: 1) класс А-сочет-е 3-х факторов (живописные леса, выразит. рельеф и водоёмы, водоёмы и леса). 2) класс Б: сочетание 2 ф-ров.(рельеф и лес, рельеф и водоёмы) 3) класс В: наличие одного из ф-ров (лес, либо водоём, либо рельеф). 4) класс Г: тер-рии, лишен. благопр. л-ных ф-ров (плоский барельеф, безлесье и др.). Примен-ся диференц. шкала баллов с учетом удел. веса всех этих ф-ров. Учит-ся степень зрит. восприятия и усл. доступности площадок. Опр-ют необх. меры защиты ценных л-тов от антроп. перегрузок. Больш. значение имеет возвыш-ти, покрыт. деревьями: озерно-луговын низины, рощи, дубравы. Это создает мозаич. структуру планировки. В градостр. проектир-нии одно из осн. требований – вклинивание очагов природы в тер-рию застройки. Особ. знаяение у зел. насаждений. Они дел-ся: объемные, вертикал., гориз. Выдел-ся зона с наветрен. стороны барьера на расст-нии 6 высот: скорость верта сниж-ся; скорость min наблюд-ся на 3-4 высотах от подветрен. стороны барьера; от 6 до 12 высок скорость ветра постепенно увелич-ся до 80% от свобод. ветра, обр-ся завихрения; на расст-нии 25-30 высот скорость достигает первонач. величины. Солнцезащит. ф-ции лесопосадок (лучше использовать листвен.). Снегозащит. посадки: учит-ся степень густоты и высоты насаждений. При увеличении числа рядов посадок в снегозащит. полосе до 10-12 рядов наблюд-ся оптимал. снижение скорости воздуш. потока, а >10-12 нецелесообразно. Пылезащит. насаждения: 3-5 ряда полос в зависим-ти от интенсив-ти пылевого источника. Шумозащит. посадки: осн. усл. – вертикал. плотность (неск-ко ярусов растений с густ. кронами, смыкающ. м/ду собой, под кронами кустарники. Min ширина – 10м, 2-3 ряда деревьев. Больш. значение имеют газоны: снижают шумоотражение на 10% >, чем грунт и 20%, чем асфальт.
16. Лицензир-ние ПП (НЕТ ТАКОГО ВОПРОСА)
Предпроек-е изыск-я.
1) Инж.-геологич-е изыскания. необходимо узнать на сколько прочные грунты. Провод-ся бурение скважин для инж. обследования грунтов и подзем. вод (мех. состав, пучинистость, агрессивностьгрунта, хар-р экзогенных (наличие разломов) и эндогенных (вероятность склоновых проц.). Проводится анализ грунтовых вод, есть ли агрессивные вещ-ва, гидрологич. хар-ки: глубина залегания, расход и т.д. На этом этапе проводится инж. расчёты, кот. требуются для строительства фундамента. Геодезическое исследование – точно привязывают шурфы и скважины к общебалтийской системе высот.2) Инженерно-гидрометеоролог-е. Задача: описать, оценить существ-ю гидрометеообстановку. А)Метеорологический блок: нужно описать метеоситуацию: т.е. t (мах, мин, сезонный режим), ветровой режим( мах скор. ветра, роза ветров, ср.годов и по везонам), скорость ветра, кол-во дней с штилем. Данные берутся в Гидрометцентре и привязывают к ближайшей метеостанции. +НМУ, осадки, фон хим. состава. Все хар-ки строго расписываются, определ-ся потенциал загрязнения атм-ры (ПЗА) и общий вывод на сколько благоприятны в климатич-м отношении для намеч. деят-ти. Б) Гидрологический блок. Треб-ся информация кот. нет в гидрометцентре. Можно делать их самим, а можно использовать аналоги. Выбирается наиболее близкая река-аналог с такими же характеристиками. Если нет аналога применяется программа и рассчитывается. Расчётным методом используют метод. пособия которые позволяют использвать региональный характер (Предуралье, Поволжье). Гидрологические характеристики предполагают большой спектр работ: графики, расчёты и даётся гидрохимическая хар-ка вод на основе многолетних данных. После этого составляется отчёт где отражены гидрологич. и гидрохим. хар-ки с выводами. 3) Инженерно – экологические изыскания. Выполн-ся в содружестве с биологами т.к. даётся инфа о хим фоне атм-ры, подз. и пов. вод, о хим. агр-ти почв, хар-ка физич. полей, шумовое возд-е и оценка разнообразия биологических ресурсов. необход. выезжать на место и собирать инфу. Сост-ся почвенные карты, геоморфологич-е, гидрогеологич-е геологич-е, тектоническая. Для составления карт необходимо обследование на местности и работа с фондовыми материалами (изыскания прошлых лет). Отбир-ся анализы проб воды, опред-ся биоразнообразие, биологи прохдят по объекту в радиусе СЗЗ, опред-т обитаемые виды жив-х и растений, чтобы не встретились краснокнижные виды.
18. ОВОС – опр-ние, принципы, общий порядок. Проект ОВОС предназначен д/обоснования намеч. деят-ти с позиции соблюдения экол. и сан.-гиг. нормативов. Задачи: оценка сущ-щей обстановки, анализ технич. решений по различ. вар-там, оценка возд-вия на отдельн. среды; разраб-ка программы мониторинга по средам, оценка экол. ущерба. М-ды: инструментал., расчетный, картогр., статистич. Принципы: учет наихуд. усл., исп-ние м-дов, кот. прошли экспертизу; приоритет сан-гиг. критериев кач-ва; прогноз. оценки; вариантность обслед-ния. Осн. блоки: 1) обслед-ние сущ-щей тер-рии (прогнозный фон): провод-ся инженерно-геол. изыскания (анализ грунта прилегающей тери-рии), инженерно-гидрометеорол. изыскания (климатич. условия, хим. оценка состояния атм. в-ха, морфометрич состав реки и др.), инженерно-экол. изыскания (физ-геогр. хар-ка тер-рии без учета намеч. деят-ти. 2) оценка возд-вия на ОС. Этап строит-ва: провод-ся инвентаризация всех источников выбросов, сбросов, размещения отходов. Этап эксплутации: по атм-ре провод-ся инвен-ция источников и моделир-ние, по воде строится баланс, делается инвен-ция отходов, присваив-ся степень токсичности, приклад-ся пакет док-тов об утил-ции. Рассмат-ся физ. возд-вие по 3 составляющим: инизир., ЭМ излучение, шумовое зз. 3) мониторинг ОС: предполагает выбор м-да д/кажд. в-ва и частоту отбора. Выбор м-да явл-ся строго опр-ной инф-цей, кот. зафиксир-на ГОСТом. Частота отбора зависит от конц-ции примеси. Указ-ся точки отбора на карте На сегодня реально оцен-ся только шумовое и вибрац. возд-вие. 4) блок аварийн. ситуаций: необх-мо предложить мероприятия по минимизации последствии аварии. 5) экон. оценка возд-вия на ОС: опр-ся ущерб д/штат. режима, д/возмож. аварий. Проект ОВОС направ-ся в гос. экспертизу. На сегодня согласован. проект идет на экспертитзу, в одном месте идет детал. рассмотрение проекта. Если решение «+», то заказчик имеет право начинать работу. После постройки объекта орг-ся строит. гос. экспертиза.
19. Осн. принципы процедуры ОВОС в заруб-х стр-х.На сегодняшний день проекты ОВОС притерпели изменения. Они стали в обязательном порядке требоваться только при наличии деятельности круп.хоз. объектов или объектов горнодобыв.промышленности, а для остальных сегодня необходимо разработать ПМООС.По своей структуре он дублирует проект ОВОС но гораздо в меньшем объеме.
ПРИНЦИПЫ ЗАРУБ. ОВОС:Автор Черп в книге назвал несколько отличий заруб ПМООС в отличие от Российских:
1. Качество и полнота разработки проектов.
2. Проекты овос за рубежом многоэтапны. Другими словами при разработке проекта овос этапы согласия включают стадии.За рубежом сначала разрабатывается
а)заявочный овос. Он предполагает предварительную оценку которая проходит согласование. И здесь отличие в том что проект может остановиться на этой стадии. Если проект прошел эту предварительную стадию то ему выдают два варианта:либо закончить либо решить проблемные пункты.
б)заключительный этап
в)мониторинговый – если будет подтвержден результат инструментальных замеров, то только в этом случае проект будет согласован
В России этих этапов нет.В росии проект начинает разрабатываться после согласия и результатов экспертизы.
3. За рубежом очень хорошо продуман механизм согласия с населением. Применяются прямые собрания, радио, телевидение и прочие. ( в России этот механизм не так разработан – типа «Делайте что хотите…»xD)
20. Стадии процедуры ОВОС за рубежом. Первая Стадия. Этап первичной ОВОС предназн. д/выясн-я целесообр-ти провед-я ОВОС,и возм-й процедурыпровед-я более детал-й ОВОС.Проводят«сканир-е»,заключ-ся в осн-м в анализе ключ-х парам-в проекта и потенц.уязв-х в эколог-м отнош.тер-й. Этап предвар-й ОВОС д/опред-я широты охвата ОВОС, т.е.выявл-я разнообр-я экол-х послед-й предпол-го проекта и возм-х альтер-х его вар-в. Активно привл-ся обществ-ть,после чего прин-ся реш-е о том,пров-ть ли детал-ю ОВОС. Вторая стад. Этап детал-й ОВОС предназ.д/выпол-я всестор-го анализа и прогноза прир-х и соц.-экон-х пр-сов. Важна экон-я и экол.интерпр-я ожид-х возд-й при разл-х вар-х. Этап заканч-ся публик-й Заявл-я о возд-и проекта на окр.ср.(ЗВОС),в кот. тщательно и сжато обосн. оценки ожид-х послед-й и даны соотв-е рекомен-и. Этап завершающей ОВОС закл-ся в общест-й, специализ-й и оконч-й экс-зах, получ-й ОВОС. Независ-х эксперты. Реш-я о приемлемости или неприемлемости проекта. Третья стад. Выработка ОВОС-провер-х и монитор-х. Прич.:1.необходим спец-й надзор за соблюд-м реком-й,выраб-х при провед-и ОВОС. 2.необх.проверка правил-ти сдел-х оценок и реком-й,т.к. ОВОС,основ.на прогнозах той или иной степ.неопред-ти. 3.необх-ть допол-й ОВОС. Этап провер. ОВОС. Суть-провер.факт-го разв-я предсказ-х в ОВОС изм-й ОС, а также контроль за практ-им соблюд-м меропр-й. Регуляр-е опублик-ие резул-ов. Этап мониторин-й ОВОС предназ.д/мон-га за реал-м ходом при-х и соц.-экон. изм-й. Срав-е прогноза с фактами. Контроль за практ-им собл-ем меропр-ий. Начал-я стадия соотв-ет вр-и строит-ва запроект-го объекта,сред.стад-я ознам-на менее кардинал-ми,но разно-ми перестр-ми среды,связ-ми с постеп-м уравновеш-ем сооруж-го объекта с окр.ср.,а третья стад.соотв-ет вр-и,когда объект уже "вписался" в среду,но вместе с тем м.оказ-ть на нее специф-е технол-ое возд-ие. В заруб-м опыте провед-я ОВОС многоэтап-ть этой проц-ры предстает в кач-ве своеоб-го ср-ва "экономии усилий". Оценщик д.четко огран-ть круг оцен-х аспектов,рассматр-ых вар-ов,учит-ых ур-ей,испол-ых м-дов, чтобы итог-я инф-я, предост. лицу, приним-му реш-е, была нагл-й, убедит-й и компак-й, облегчая принятие оптим-го реш-я.
21. Социол-е м-ды в практ.заруб-х ОВОС. Глав.цель ОВОС- не оцен.,а прин-е реш-я на основе этой оценки, реш-я рац-го,и одновр."оценка этой оценки",кот.выраб-ся всем общ-м. Процедура ОВОС д.б.рацион.организ-на не только в научно-исслед-м,но и в общ.-админ-м отнош-и. Исход-е усл-е-всем-е вовлеч-е в процедуру ОВОС всех сущ-но заинт-ых в ней сторон. В заруб-й практ.провед-я ОВОС отчет-во выд-ся 4 осн-е группы,охват-е важ-ие интервалы спектра обществ-го мнения: 1)а)"проектировщики",т.е. специалисты, планир.средопреобраз-е технич-ие дейс-я, кот.подлежат оценке, б)"оценщики", т.е. спец-ты раз-х областей науки,оцен-е послед-я действий и вырабат-ие рекомен-и по их оптимиз-и; 2)испол-я и законод-я власть. 3)обществ-ть разл-х групп насел-я,стор-ки и против-ки. 4)а) лица,приним-е реш-я. б)рецензенты, т.е. советники и консул-ты ЛПР, а также независ. эксперты, провод-е оконч-е рецензир-е выпол-х ОВОС. Научно- исслед.пр-с взаимод-т с общ-но админ-м пр-сом. У нас ЭЭ-ы яв-ся поначалу сугубо научно-иссл-м,замк-м в себе пр-сом,кот.до его науч-го заверш-я пров-ся вне рамок общ.-админ-х струк-р,и лишь после заверш-я эк-зы д/нее уже независ.от ее науч-го содер-я начин-т искать пути законод-го и админ-го призн-я. Обязат.многоасп-ть оценок (глав.отличие-учет мнения насел-я,реакция общ-ва) Принцип-я многовар-ть предлаг-х реш-й. Восемь групп параметрич-х альтернатив исх-го проекта-альтер-вы потреб-ей,видов деят-ей, местонах-ие проекта,произв-ых пр-сов,времени выпол-я проекта, рес-в, спос. удал-я отх-в, эстет-го возд-я. Многоуров-ти общ.-админ-го соглас-я реш-й по проекту. Осуществ-е социолог-го профилир-я: 1.это всестор-я обраб-а уже имеющ-ся социолог-х данных путем статист-го и графич-го анализа эконом-х,демограф-х и футуролог-х свед-й о насел-и,прожив-ем в р-не размещ-я предполаг-го проекта. 2.организ-я информир-я обществ-ти о проекте, д/чего предлож.свыше двух десят.форм коммун-и. 3.провед-е разнообр-х социоло-х опросов насел-я. 4.Осущест-е разл-х социолог-х набл-й за повед-ем насел-я. На основе собран-й социолог-ой информ-и пров-ся прогнозир-ие соц.-экон-х и соц.-экол-х пр-сов,связ-х с предлаг-м проектом. Оно закл-ся в огр-м многообр-и м-дов и методик,примен-ых при провед-ии ОВОС. Многоэтапность процедуры ОВОС.
22. Срав-е процедуры ОВОС и ЭЭ.На перв.взгляд похожие понят. ЭЭ и оцен.возд-я на ОС имеют и некот.различ., треб-е поясн-й(ОВОС).1.ОВОС-это «процедура учета» эколог-х треб-й или их выявл-е и обоснов-е. Она реализ-ся при подгот-ке оптим-го реш-я (на стадии намер-й или проектир-я). В отличие от нее ЭЭ-это «установ-ие соотв-я» эколог-м треб-м уже гот-го проекта и «опред-е допуст-ти»прин-я реш-я о его реализ-и (т.е.администр-я мера). 2.ОВОС яв-ся пр-сом исслед-ия возд-я проектир-й деят-ти и прогноза его послед-й д/окруж-й ср.и здор.чел-ка, в то вр.как ЭЭ яв-ся пр-сом предвар-ой контр-й провер.приним-х хоз-х реш-й на соотв-ие треб-ям эколог-го законод-ва. 3.Целью ОВОС яв-ся «выявл-е и принятие» (т.е. исслед-е, разраб.и внедр-е необх-х природоохр-х мер, адекв-х существ-й и прогнозир-й эколог-й сит-и), в то вр.как цель ЭЭ - «предупреждение» (т.е. запрет, доработ.проекта или выбор лучш.альтернативы) неблагопр-х возд-й, несмотря на прин-е (или только предполаг-е)профилак-е меры. В отлич.от процедур ОВОС и эколог-го аудита,кот.имеют един. с ЭЭ методолог-ю осн-у,закл-е ГЭЭ имеет статус правового акта индивид-го предпис-я, т.е.облад-т юр-й сил-й аналог-й реш-ю суда. Ни один вид эксп-зы, кроме эколог-й, не удост-н принятия по нему отдельного закона. Все это говорит об особ.знач-ти института ЭЭ.
23. Проект ПДВ. Цель: обоснование б/о-ти выбросов вред. в-в в ат-рe при штатном режиме отдельн. пр-ва. Задачи: проведение инвен-ции всех источников выделения вред. в-в; моделир-ние пр-са зз; разработка мониторинга; опр-ние статуса кажд. ЗВ; оценка экон. ущерба. М-ды: инструметнал., расчетн. Структура ПДВ: 1) экол.-геогр. хар-ка объекта. Хар-ся местоположение объекта: р-ф, расположение отн-но жилой застройки, соседство пром. пред-тий, их профиль. Наличие охраняем. тер-рий. Эти тер-рии оцен-ся по более жест. критериям. Внимание удел-ся р-фу: наличие пересечен. р-фа. Учит-ся хим. состав в-ха д/дан. тер-рии без вклада дан. пред-тия. Эту инф-цию м. взять в гидрометцентре (заказ-ся справка о фон. конц-ции вред. в-в). Данные фон. конц-ций Гидрометцентр выдает платно. Конц-ция вред. примесей не всегда м.б. выдана Гидрометцентром на основании их наблюдений. Если нас. пункт имеет числ-ть <1тыс.чел, то фон. конц-ция=0. Когда справка готова, необх-мо согласование с ор-нами РосПотребНадзора, справка получает юрид. силу. Необх-мы 2 карты: ситуацион. карта-схема с М 1-10тыс; ген. план пред-тия, на кот. нанесены все цеха, уч-ки, границы пред-тия М 1:500. 2) инвен-ный. Инвен-ция – учет всех источников выделения вред. в-в с колич. и кач. хар-ками. В основу положена класс-ция источников выброса. Кажд. источник нанос-ся на карту. Инвен-ция провод-ся разн. м-дами. Инструм. замеры дел-ся: м-ды, основан. на удел. коэф-тах; м-ды, основ. на баланс. приходе/расходе в-в. Расчет. м-д д/небольш. и неорг. источников явл-ся наиб. преемлем. Баланс. м-д: если исп-ся кол-во в-в и какое-то из них испар-ся, а какое-то остается; по разнице состав-щих м. сказать сколько в-в попало в ат-ру. Инвен-ция предполагает получение 2 значений: Gi – max разов. выброс; Mi – валов. выброс. Gi д. учит-ть времен. диапазон, сезонность в работе пр-ва. В основе опр-ния Mi – баланс. м-д. Инвен-ция закан-ся составлением табл., в кот. хар-ся кажд. источник выделения. 3) моделир-ние. Кажд. источник д. рассмат-ся во времен. диапазоне; моделей м.б. неск-ко. Учит-ся застройка и р-ф. Рез-том модел-ния б. явл-ся изолинии конц-ции вред. в-в, конц-ция примесей в отдельн. расчетн. точках. Если рез-ты расчет. конц-ции не сотт-ют ПДК, то предлаг-ся мероприятия по улучшению обстановки: изм-ние технич. хар-к выбросов; возможное применение очист. соор-ний с задан. эф-тью; манипулир-ние времен. диапазоном; предложение поменять хар-р сырья и др. Достиг-ся снижение выброса в-в => снижение конц-ции. 4) опр-ние юрид. статуса вред. в-ва. Статус ПДВ выдается д/тех вред. в-в, конц-ция кот. не превышает установл. ПДК. Если пред-тие в теч. года выбросит большее кол-во ЗВ, то разницу оно д. оплачитвать в 5-крат. размере. Если пред-тие выбрас-т ЗВ, кот. создает конц-wb. выше ПДК на контрольн. точках, то в-ву придается статус ВСВ и приклад-ся план мероприятий, выполнение кот. д. обеспечить выполняемость критерия ПДК. 5) разработка мониторинга. Чем ближе конц-ция в-ва к верх. точке ПДК, тем чаще необх-мо вести мониторинг. Мониторинг ведется д/отдельно взятой контрол. точки. 6) оценка экон. ущерба: плата за зз.
24. Проект НДС. Цель – обоснование исп-ния вод. ресурсов на объекте и способы утил-ции остаточ. вод. Задачи: составление баланса водопотреб. и водоотведения; обоснование оценки возд-вия сточ. вод на ОС; оценка экон. ущерба; разработка мониторинга кач-ва вод прилегающей тер-рии. Проектов м.б. неск-ко: сброс сточ. вод в ВО; на р-ф; в кнализац. коллектор. Рассмотрим 1 вар-т. Структура проекта НДС: 1 блок: дается описание мест-ти, прир. усл., крат. хар-ка пр-ва как источника зз ВО. Здесь говорится о том какие водотоки принимают сточ. воды, их гидролог. и гидрохим. хар-ка. Привод-ся инф-ция о водосбор. бассейне дан. уч-ка. Дается крат. инф-ция пр-ва. Рассмат-ся цеха, уч-ки, площади тер-рии, что выполн-ся на пред-тии, откуда берется вода, наличие очист. соор-ний, их эф-ть. 2 блок: составление баланса водопотреб. и водоотвед. Дан. блок требует серьез. подхода и опир-ся на инструм. и расчет. замеры. Баланс водопотреб. предназначен д/обоснования кол-ва воды д/внутр. нужд пред-тия. Сначала составл-ся схема со всеми цехами, уч-ками. Кажд. уч-к в зависим-ти от нагрузки, производит-ти требует опр-нрого кол-ва воды задан. кач-ва. Как правило, кач-во воды д. удовлет-ть ПДК хоз-питьев. В отдел. случаях вода требует особой подгот-ки. На кжд. пред-тии д.б. 2 водомерн. счетчика: нас тадии приема воды и на стадии отвода. Получ-ся общие цифры – ск-ко на пред-тие треб-ся воды. Вода м. поступать из разн. источников. След. часть инвен-ции 0 баланс водоотвед. Кажд. источник, кот. получает воду, после ее исп-ния сбрасывает ее. Указ-ся какое кол-во от кажд. цеха отходит и какого кач-ва воды. Дается хар-ка усл.: какое кол-во воды, распред-ние во времени и простр-ве. В подтверждение этого баланса приклад-ся договор с водоканалом на поставку необх. кол-ва воды в теч. года. 3 блок: оценка возд-вия сточ. вод на ОС. Примен-ся 2 м-да: Родзиллера-Фролова и м-д Караушева. Д/моделир-ния необх-мы след. параметры: 1) технолог.: расход сточ. вод, d трубы, глубина, расст-ние от берега. 2) гидрологич.: роасход воды, длина, ширина, глубина, скорость течения, коэф-т шероховат-ти, коэф-т меандрир-ния. Эти базов. величины занос-ся в модель. По коэф-ту Шези опр-ся кратность разбавления. 3) гидрохим. показ-ли: конц-ция кажд. ЗВ, фон. конц-ция. В итоге получ-ся конц-ция i-го в-ва, кот. нужно сравнить с ПДК. Если Ci >ПДКi, то н. предлагать природоохр. мероприятия. 4 – мониторинг. рекоменд-ся делать замеры в 2 местах: ниже сброса на 500м и в месте сброса. Проект предполагает моделир-ние зз, когда сброс осущ-ся не в водоток, а в водоем. В этом случае исп-ся модель Руффеля. Кратность разбавления услож-ся доп. ф-рами. Еще один вар-т проекта НДС – сброс на р-a/ Как правило, рассм-ся случаи, когда с тер-рии пром. площадки стекает дождев. и талая вода. Здесь разбав-ния нет, моделир-ть нечего. Если с тер-рии пром. площадки стекает вода, пред-тие за это платит. Пред-тие заключает договор с орг-цией, кот. забирает стоки. В самой низкой части на тер-рии пром. площадки вырывается колодец. По мере накопления колодца вызыв-ся водовоз, кот. откачивает воду.
25. Проект ПНООЛР. Цель: сделать прозрач. д/контроля движение отходов с момента их обр-ния до утил-ции или рекуперации. Задачи: проведение детал. инвен-ции всех источников обр-ния отходов; опр-ние степени опас-ти продуктов; рекомендации по их размещению и утил-ции; подбор юрид. док-тов, подтверж. движение отходов на всех этапах; оценка экон. ущерба. Стркутура проекта: 1) инвен-ция. Анализ кажд. цеха, уч-ка пр-ва, где м. обр-ся выделения отх. Исп-ся расчет. м-ды, кот. положены в основу . Идет перечисление возможных видов отх и на основе удельн. показ-лей опр-ся колич-ная хар-ка образ-ся отх. Во всех остал. случаях пред-тие обоснов-ет колич. и кач. хар-ки на основании физ-хим. з-нов, балансов. м-дов, инструм. м-дов. Рез-т инвен-ции – сводн. перечень всех образ-ся отх. 2) оценка опас-ти отх. КО: 1- чрез. опас., 2- опас., 3- умер. опас., 4- малоопас., 5 –нетоксич. На основании многолет. предварит. испытаний разработан фед. справочник опас. отх. Это перечень отх, кот. явл-ся стабильн. д/многих пред-тий. кажд. отх имеет свой код. посдел. цифра означает КО. Предполаг-ся, что если на каком-то пред-тии имеется вид отх, хар-ный тольеко для него, то с помощью инструм. м-дов опр-ся его степень опас-ти. После проверки гос. экспертизы этой величины опас-ти данные передаются в общерос. информац. центр, кот. накапливает эту базу данных. По мере накомпления этот классификатор дополн-ся новым перечнем. С др. стороны его не спешат дополнить, т.к. КО явл-ся ориентировоч. Помимо опр-ния КО исп-ся еще 2 м-да: 1) расчетн.: основан на комплекс. анализе отдельн. отх. Состав-ся крат. токсиколог. хар-ка на все компоненты отх. 2) инструм.: опр-ние хим. состава отх. Основаны на опр-нии биотоксич-ти отх. Исп-ся 2-3 биоиндикатора. Наиб. популяр. – дафнии. 3) рекомедации по размещению, рекуперации. Он разраб-ся на основе данных по конкрет. р-ну. Любой отх м. утил-ть. Любой объем отх, кот. планир-ся передать на сторону, д.б. документально оформлен. После разраб-ки проекта его отправляют на согласование. На сегодня пред-тие обяз-ся разраб-ть еще один вид проекта. пред-тие д. получить лицензию на право обращения с отх. Лицензия – небольш. проект, обоснов. о возмож-ти обр-ния отх на дан. пред-тии и их потенц. опас-ть. Это проект ПНОЛР в тезисном виде. К нему необх-мо приложить сертификат. Материалы, подготовл. на лицензию на право обращения с отх. проходят гос. экспертизу. После этого весь комплект материалов подается на утверждение. Оценка экон. ущерба опр-ся также как по в-ху, только плата рассчит-ся д\кажд. КО отх в т/год.
26. Проект СЗЗ. Цель-обосновать б/о работы пред-тия по хим. и физ. ф-ру д/ОПС. Глав. аргумент этого проекта – рекомендации по выделению буферной СЗЗ; также цель – мера защиты Н от вред. возд-вия. Задачи: оценка б/о пред-тия по хим., физ. ф-ру зз; составление объедин. комплекс. границы, ее удален-ть от источника зз. М-ды: картографич., инструм., расчет. СЗЗ устан-ся неск. способами: 1) нормативный: основан на положении СанПиНа о границе СЗЗ. В нем пред-тия класс-ся на 5 категорий: 5 класс опас-ти – СЗЗ 50м, 4 – 100м, 3 – 300м, 2 – 500м, 1 – 1000м и >. этот подход явл-ся ориентировоч. 2) расчетн. 3) инструметнал. Структура проекта СЗЗ: 1) общеинформац. блок: нормативн. размерности СЗЗ, обоснов-ся способ построения границы СЗЗ: концентрич. способ, с учетом. розы ветров. Д/города допуск-ся концентрич. способ, д/сельск. мест-ти – способ с учетом розы вестров. Если источники организ., высокие – отсчет границы ведется от центра источника. Если низкие орг. или неорг. источники, отсчет ведется от границы пром. площадки. 2) обоснование СЗЗ по хим. ф-ру зз. Привод-ся инвен-ция источника выбросов. Осущ-ся расчет рассеивания по ОНД-86. Рез-тами расчета стан-ся изолинии отдельн. ЗВ. СанПиН допускает изм-ние р-ра СЗЗ в сторону увелич. и в сторону умен-ния. По хим. ф-ру пред-тие д. иметь р-р СЗЗ, удевлет-щий величинам ПДК на его границе д/кажд. ЗВ. 3) обоснование СЗЗ по физ. ф-ру: шумов., вибрац., инфразв., ЭМ зз. Шумовое: сущ-ет 2 СНиПа, по кот. прелаг-ся модель опр-ния уровня звук. давления д/охраняем. зон. СНиП 77г и модифицир. СНиП 2003г. Согласно послед. СНиП 77г недействителен, а СНиП 2003г не утвержден. Принцип расчета: созд-ся инвен-ция источника шума на пред-тии, занос-ся в модель, согласно кот. шум ослабевает с расстоянием. Д/этого исп-ся расчет. м-ды, либо автоматизир. ч/з программ. продукты. Итог расчета – карта с изолиниями равных уровней звук. давления. Уровень шума опр-ся по 8 частотам, по эквив. ур. шума. Д/кажд. значения имеется свой ПДУ. Также наклад-ся на границы СЗЗ, чтобы они полностью вписыв-сь. Если нет, то примен-ся шумоглушители и др. Помиом шум. зз н. доказ-ть б/о по инфразвуку и вибрации, это осущ-ся инструм. м-дами. ЭМ источники зз: 1. неионизир.: рассмат-ся магнит. и эл. состав-щая, кот. рассчит-ся д/высоковольт. ЛЭП, подстанций, приемников, передающих устройств. Когда мы говорим о хим. зз, мы оконтуриваем СЗЗ. Когда говорим о физ. зз оконтуриваем сан.-гиг. разрыв. 2. неионизир.: опр-ся по 2 показ-лям – общее гамма-излучение; устан-ние б/о по сод-нию радона. 4) обоснование СЗЗ по объединен. показ-лям 5) предложение программы мониторинга. Если нет нарушений – разовые замеры в контрол. точках. Если меняем р-р СЗЗ отн-но норматив. значений – мы д. подтвердить инструм. м-дами обоснован-ть этих изм-ний. Расчет. м-дов не досточно, поэт. на основании СанПиНа пред-тие устан-ет на осн. ЗВ точки наблюдений, в кажд. из кот. д. провестись не < 30 замеров – д/пред-тий 5,4,3 КО. Если пред-тие 1 и 2 КО – не <50.
27. Проект ЗСО. Цель: обосновать размещение объектов, пр-в, различ. хоз. деят-ти на тер-рии, кот. оказ-ся защищенной по отн-нию к действующим водозаборам. Задачи: провести инвен-wb. всех действ. водозаборов подзем. вод; охарак-ть четвертич. и корен. породы, окруж. водозаборн. соор-ние; выделить 3 пояса защиты водозабор. соор-ний. Проект начин-ся с того, что в специализир. учреждениях собирается инф-ция о всех скв, кот. распол-ся вблизи интересующего объекта. Собир-ся инф-ция технич. сод-ния: технич. паспорт на кажд. скв, на кажд. водозабор. Он содержит инф-цию о: конструкции скв: глубина, d труб, интервал залегания фильтра. Кондуктор обсажив-ся цемент. р-ром. После этого разбурив-ся осн. ствол скв. В УР осн. переход от пресс. вод к солоновтым – до 150м. После бурения скв провод-ся гидролог. испытания и анализ-ся керн. Где встреч-ся песок там потенц. водоток. В таких местах устан-ся фильтры. Также паспорт содержит гидравлич. хар-ки (напорн. ур. воды) и данные о хим. составе воды. Проводчт откачку: воду насосом откачивают из скв. Если после 20ч напорн. ур. дошел до фильтра =>низкий ур. откачки. Далее опр-ся 3 пояса: 1) зона строгого режима (30-50м). Она д.б. огорожена. Она предот-ет зз поверх. стоков, кот. м. попасть вдоль ствола скв. 2) предназначен д/защиты от биол. зз. Это расчетн. величина, кот. зависит от скорости движения подзем. вод. Предполан-ся, что осн. опас. биол. формы в течение 400 суток теряют свою опас-ть по отн-нию к ч-ку. Механизмы: адсорбция воды с вмещающ. породами; времен. промежуток, кот. хар-ет продол-ть актиав. жизни патологич. ор-мов. 3) предпогает защиту подзем. вод от хим. зз. Здесь времен. порог – 1050 суток. Это время добегания потенц. зз воды до скв. На сегодня зоны ЗСО делают примитивно: из границы делают концентрич-ми, но петлеобраз. форму тоже нельзя делать => депресион. воронки. Проект ЗСО проходит согласование в МПР. Отдельно его не делают, он явл-ся состав. частью проекта ОВО или др. проекта.
28 Рекомендации по проектированию размещения производства и учета особенностей источников загрязнения на предприятиях нефтедобычиКласс I - санитарно-защитная зона 1000 м.1. Промышленные объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов.Класс III - санитарно-защитная зона 300 м.1. Промышленные объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода до 0,5 т/сутки с малым содержанием летучих углеводородов.
В местах скважин в атмосферу поступают выбросы газов и продуктов сгорания при работе двигателей буровых установок и ДЭС (сернистый и серный ангидриды, оксиды азота, соединения ванадия,)и испарении легколетучих веществ(склад хранения ГСМ). Повышается загазованность и запыленность воздуха за счет химических реагентов, тонкодисперсных порошков извести, цемента, глинопорошков, утяжелителей(при приготовлении бурового раствора). При добыче – утечка газов и нефтепродуктов через неплотности . Характерные загрязнители разнообразные УВ, ктроме них в процессе обслуживания и работы технол. Оборудования выдел- окс.углерода,азота, серы бензопирен, формальдегид, сажа. На компрессорных станциях при газоперекачке выдел окс.азота и углерода, если в газа содерж сера, то сероводород, то оксид серы. Мероприятия : внедрение установок очистки выхлопных газов дизелей буровых установок,, установка более совершенных клапанов сброса газа из затрубного пространства скважин. Внедрение герметизированной системы сброса нефти и газа,строительство установок для улавливания и обезвреживания вв и отходящих газов, применение закрытой факельной системы, для ликвидации выбросов сероводорода, при продувке скважины, с последующим его сжиганием.
: Основными источниками загрязнения водоемов являются:
- пластовые воды;
- буровые растворы и жидкости для ремонта скважин;
- технические и сточные воды, включая бытовые.
Земляные работы могут сильно изменить существующую систему стока, а это, в свою очередь, может привести к изменениям в растительном покрове и живой природе. Технологические процессы на промысле могут быть источником загрязнения водоемов.
Скваж-ы необратимо наруш-т целост-ть водоупоров,измен-е парам-в подз-х вод. Увеличивается минерализация вода, кол-во микро и макро элементов , появление в поверх. водах хлориды сульфаты кальций мадний,УВ фелоны. При добыче нефти воды закачивают в плат для поддержания давления поэтому сброс не осуществляется. Случаются нефтеразливы, хлоридное загрязнение – обусловлено попаданием в поверхностные воды буровых сточных вод. Защита водной среды от загрязнений – использование бурового раствора, не содерж. токс добавок, гидроизоляция шламовых амбаров, обустройство скважин бетонными площадками и дренажными емкостями
, обеззараживание стоков.
Загрязнение почв-захламление строительно-бытовым мусором, скопление метеллолома. Хим.загр-от буровых растворов(отсутствие гидроизоляции в амбаре), разлива нефти(повреждение трубопровода),ГСМ(трещины в емкостях хранения), химреагентами. Изменение почвенных условий может повлечь за собой дальнейшие вторичные воздействия в результате того, что места обитания не могут в прежней мере обеспечить жизнеспособность фауны и флоры. Интенсивная разведка и многолетняя эксплуатация нефтяных месторождений вызывает также деформации земной коры, сопровождающихся вертикальными и горизонтальными смещениями горных пород, под влиянием просадочных явлений происходит искривление стволов скважин, деформация обсадных колонн и разрушение объектов промыслового обустройства.
Локальное понижение поверхности вызывает изменение водного и теплового режима, происходит заболачивание территории за счет подтока грунтовых вод. Как следствие изменяются микроклиматические условия и выводятся из с/х оборота ценные земли.
Просадочные явления наблюдаются далеко не повсеместно и, чтобы они имели место, требуется сочетание многочис