Специфик познават отнош чел к миру. Типолог познават деят. Пробл познаваем мира:гносеологич оптимизм,скептицизм,агностицизм.

В общем смысле познават действие – это проявление творч активности чел, направленной на воспроизвед объектов реальности в форме знаний. Познават действ чел включены в конкретн виды его деят, число кот постоянно растёт. Формы организации познават действ в каждом конкретном виде чел деят опр-ются соотн-ем их предметно-практических, познават, коммуникативных и ценностно-ориентационных составляющих.Совокупн познават действ делят на научн и вненаучн. Вненаучн – это совокупн познават действ, включённых в конкретн виды чел деят, конечные цели кот качественно отличаются от целевой установки позн (вненаучн позн реальности). Исходной формой вненаучн позн явл обыденное позн – форма познавательн освоения реальности, осущ-ого в рамках повседневных неспециализированных (или слабо специализированных) конкретных видов чел деят.Научн познават действ – действ, направленные на произв и теоретич систематизацию знаний о природной, соц и дух реальности. В рамках научн позн выделяют 4 осн вида познават действ:1)эмпирические (манипуляции с исследуемым объектом при помощи материальных ср-тв и органов чувств чел);2)теоретич (манипуляции с идеальными моделями);3)методологические (осмысление предпосылок, содерж и последовательности эмпирич и теоретич познават дейст);4)репродуктивные (профессиональн подготовка исследователей).Для того, чтобы направить последовательн дейст в надлежащее русло, сориентировать их на достижение намеченной цели, выработана совокупность ср-тв их регуляции и рефлексивного осмысления. Ср-ва регуляции познават деят опр их содерж и последоват. Проц рефлексии качественно отличаются от проц, выполняющих сугубо регулятивные функции, хотя в опр мере их содерж совпадает. Рефлексия – обращение познания на осмысление собственных форм и предпосылок, рассмотрение структуры знания, критический анализ его содерж и методов исследов.Решающим событием, опр-вшим разв рефлексии, было возникнов в русле философ «учений о позн» - наиболее общих представлений о познават деят – теории позн (гносеологии). В новое время берёт начало ещё один проц – становление внутри научных форм рефлексии. Внутринаучн рефлексия – это осмысление предпосылок и форм научного знания на основе тех методов, приёмов, способов, которые регулируют осуществляемые в науке познават проц. Гносеологическ трансформир в методологическ. В итоге формир общенаучн методолог – представления об общенаучн методах и формах знания, а также о формах предпосылочного знания и особенностях стиля научн мышления. Наряду с общенаучн сущ конкретно-научн методология (исследует оптимальн вар-ты организации познават действ в той или иной конкретной научн дисциплине или обл исследов). Философск методология содержит регулятивы, определённым образом ориентирующие познающего субъекта. К числу философских дисциплин относится логика научн позн– 1 из форм рефлексии над познават действ.

В философии сложились 3 т. Зр. не проц позн:гносеологич оптимизм,скептицизм,агностицизм. Оптимизм – направл в гносеол, настаивающее на безграничных возм познават способн чел, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути позн чел-ом окруж мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного напр настаивают на сущ объективной истины и спос чел достичь ее.Агностицизм.Согласно ему, либо весь мир непознаваем, либо какая-то его часть непознаваема. Отрицается возм достоверного позн сущности материальн систем.
Скептицизм. Высказывают скептическую позицию в отнош проц позн, выражают сомнение в достоверности знания. Осн тезис – воздержание. Cтараются уходить от категорических суждений о чем-либо, а иногда и от суждений вообще.

Теория познания

Раздел философского знания, изучающий сущность процесса познания, закономерности возникновения и развития знания носит название гносеология ( от греч. gnosis – знание, logos – учение).

Основные проблемы гносеологии: проблема познаваемости мира, проблема предмета и источника познания, структура познавательного процесса, проблема методов и форм познания, проблема истины и ее критериев и т.д.

Познание – это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.

Результаты познания выступают в форме знаний.

Субъект познания – человек, как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и т.д.).

В роли субъекта могут выступать отдельный человек, социальная группа, общество в целом.

Объект познания – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Объектом познания могут выступать природа, человек, общество.

Предмет познания – это конкретные аспекты объекта познания, на которые направлена познавательная деятельность. Например, в естественнонаучном знании (физике, химии, биологии и т.д.) объектом познания является природа, но предмет у каждой дисциплины свой.


Наши рекомендации