IV. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых
1. Запишите числа, в которых:
· 1 десяток и 7 единиц;
· 7 десятков и 2 единицы;
· 3 десятка и 8 единиц.
– На каком месте справа стоят единицы?
(На первом месте справа расположен разряд единиц.)
– На каком месте справа стоят десятки?
(На втором месте справа расположен разряд десятков.)
– Запишите числа: 82, 19, 53, 61.
– Подчеркните разряд единиц одной чертой, а разряд десятков – двумя чертами.
2. Работа по учебнику (с. 15 учебника, часть 1, «Н»).
– Рассмотрите равенства, данные в первом столбике.
– Что заметили?
(Учителю следует обратить внимание детей на то, что данные числа представлены не просто в виде суммы чисел, а в виде суммы разрядных слагаемых.)
Далее дети по образцу представляют данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
(37 = 30 + 7 56 + 50 + 6
84 = 80 + 4 65 + 60 + 5.)
После этой работы учащиеся с комментированием выполняют задание 1 (с. 15 учебника, часть 1) , в котором вставляют в «окошечко» пропущенное число, аргументируя своё мнение.
V. Развитие навыков счёта.
Учащиеся устно, с объяснением выполняют задание 5 (с. 15 учебника, часть 1).
Особое внимание детей следует обратить на второй столбик примеров, в котором прослеживается закономерность.
– Что заметили? (Первое слагаемое в каждой следующей сумме увеличивается на 10, соответственно значение каждой последующей суммы увеличивается на 10.)
Продолжите данный столбик, соблюдая подмеченную вами закономерность.
(48 + 1 – 9
58 + 1 – 9
68 + 1 – 9
78 + 1 – 9
88 + 1 – 9
98 + 1 – 9.)
VI. Решение задач.
На данном этапе урока работа ведётся по заданиям 3, 4 (с. 15 учебника, часть 1), также учителем могут быть подобраны свои задачи.
Работу над задачами можно начать с задания 4.
Ученики читают текст задачи, выделяют в нём условие, вопрос, данные и искомые числа, а затем выбирают то решение, которое соответствует тексту задачи. (Верным будет решение 2: первым действием следует выполнять вычитание, так как во втором букете гвоздик было на 2 меньше.) Затем учащиеся составляют задачу, соответствующую решению 1. (В одном букете 5 гвоздик, а в другом – на 2 гвоздики больше. Сколько гвоздик в этих букетах?)
Далее дети самостоятельно выполняют задание 3.
Вместо краткой записи ученики могут выполнить чертёж, а затем записать решение.
Решение может быть проверено фронтально или в парах.
VII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Что особенно запомнилось?
– Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?
У р о к 13. РУБЛЬ. КОПЕЙКА
Цели: познакомить учащихся с денежными единицами рублём и копейкой; показать, что в одном рубле содержится 100 копеек; развивать навыки счёта; закреплять умение преобразовывать величины, решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
3 30 3 30 3 30
4 40 4 40 4 40
III. Устный счёт.
1. «Засели домики».
2. «Поднимись по лесенке».