Игровое упражнение «Загадки о весне».
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
По голубому блюду
Золотое яблочко катится. (Солнце.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река.)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда. (Трава.)
Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник.)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить
И кормиться? (Грач.)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей.)
Игра «Весенние слова».
Педагог задает вопрос, а дети отвечают:
- Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов...)
- Что делают почки весной?
(Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нелепые, зеленые, душистые, пахучие...)
- Что можно делать с цветами?
(Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу...)
3. Звуковой анализ слова «луна»(аналогично слову «роза» - занятие № 28).
Физкультминутка «Цыпленок»
Озорной цыпленок жил,
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать,
Поднимать и опускать:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошел,
Червячка себе нашел
Игра «Кто в избушку проник?».
Условия игры: воспитатель рассказывает детям сказочную историю, по ходу рассказа задает детям вопросы.
Правила игры: дети по очереди подбирают слова с определенным звуком.
Текст:
«Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук [к]. Кто это был? (Комар, мотылек.) Затем насекомые со звуком [у] (муха, паук, гусеница), со звуком [с] (оса, стрекоза), со звуком [м] (муравей, еще одна муха).,Вдруг подползло насекомое с коротким названием. Догадались, кто это? (Жук.) Слово «жук» короткое, потому что в нем мало звуков. Вслед за жуком в избушку стали проникать насекомые, названия которых были длинные. (Бабочка, саранча, еще одна гусеница, стрекоза, мотылек и муравей...)
Оказались все они в избушке, видят - посреди стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать. Напились чаю, истории друг другу рассказывать стали. А потом домой расползлись».
5. Работа втетрадях.
Записать короткими черточками предложения.
1) Кукла Таня красивая.
2) Мама сшила платье для куклы.
3) Девочка стирает одежду куклы.
Задание: восстановить и озвучить по графической схеме предложения.
6. Игровое упражнение «Мебельдля куклы».
Выкладывание из спичек на плоскости стола предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф).
Итог занятия.
Занятие № 30
Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА».
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ
«ЛУНА» И «ЛИСА»
Задачи:
• расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;
• упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);
• совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;
• развивать мелкую моторику.
Пособия : картинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли), карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.
Ход занятия
Игра «Доскажи словечко».
Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это... (солнце).
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
В ночь - мороз, С утра - капель,
Значит, на дворе... (апрель).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это?... (Май.)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач).
Труд в саду он уважает,
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве «дворец»:
В нем живет с семьей ... (скворец).
У грача - грачонок,
У скворца - ... (скворчонок).
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
2. Игра «Угадай птицу». 1-й вариант.
- Узнать птицу по описанию.
1) Перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач.)
2) Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец.)
3) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)
2-й вариант.
- Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж:, гусь, утка, стриж:, щегол...)
- Грачи какие?
(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные.)
- Грачи что делают?
(Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются.)
3-й вариант.
- Образовать родственные слова.
Грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда), грачевник (скопление грачиных гнезд).
Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.
3. Звуковой анализ слова «лиса».
Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.
«Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой.
«Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.
«Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой.
«Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять -руками помахать,
Шесть — на стулья тихо сесть.