Игровое упражнение «Портреты на память».

В.: Вот и закончилось путешествие Котатика-Математика по нашей планете и сейчас пришла пора попрощаться с ним и вспомнить, с кем он познакомился, что увидел, чему научился.Воспитатель выставляет по одному демонстрационные изображения персонажей разных занятий, предлагает вспомнить их, назвать и перечислить геометрические фигуры, из которых составлены изображения.

Работа с учебным наглядным пособием. Игра «Наведи порядок».

Игра проводится согласно учебному наглядному пособию И. В. Житко «Навстречу математике».

Подвижная игра «Найди свой дом».

Воспитатель выбирает любые четыре геометрические фигуры и соответствующие им группы разновеликих разноцветных геометрических фигур. По одной из них располагает в обручах и вне их (это домики фигур). Раздает детям по две фигуры одной группы (например, по два квадрата или по две пирамиды и т. п.). Объясняет правила: пока звенит бубен, можно гулять по группе, бегать, танцевать, прыгать, но когда бубен замолкает, надо найти «свой домик» для фигур и построить фигуры в ряд от самой большой до самой маленькой (или наоборот). Воспитатель дает сигнал к началу игры:

Гуляй, веселись, прыгай, пляши!

А по сигналу — свой домик ищи!

После выполнения задания воспитатель может попросить детей рассказать про построенный ряд. Затем воспитатель меняет фигуры, и игра повторяется.

Работа с учебным наглядным пособием (с. 61).

Воспитатель загадывает загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвертый плачет. (Времена года.)

В.: Давайте напомним Котатику-Математику все, что он видел в разные поры года на Земле. Соедините каждую картинку с частью круга, обозначающую соответствующую пору года

Дидактическая игра «Что за чем?».

В.: Поры года идут друг за другом каждый год, одна пора приходит на смену другой, и этот порядок нельзя нарушать. Давайте его запомним.

Дети становятся в круг. Воспитатель стоит в центре круга, бросает мяч игроку и задает вопрос. Поймавший мяч ребенок отвечает и бросает мяч воспитателю. Например, «Сейчас весна, а за нею?» или «Осень, а за нею?», или «Зима, а перед нею?». Завершить игру можно стихотворением «Времена года»:

Как вернется к нам весна,

Чем подарит нас она?

— Цветами, цветами, цветами.

Ну, а летнею порой

Чем богаты мы с тобой?

— Хлебами, хлебами, хлебами.

Лето быстро пролетит, —

Чем же осень наградит?

— Плодами, плодами, плодами.

Вот зима катит как раз,

Чем она засыплет нас?

— Снегами, снегами, снегами.

Л. Модзалевский

В.: Попрощаемся с Котатиком-Математиком, скажем ему «До свидания, до новых встреч!».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачурина, В. Н. Развивающие игры для дошкольников / В. Н. Ба-чурина. — М. : Лада, 2006.

2. Волина, В. В. Праздник числа / В. В. Волина. — М., 1996.

3. Волобуев, А. Т. Стихотворные загадки для детей / А. Т. Во-лобуев. — М. : Сфера, 2005.

4. Громова, О. Е. Стихи о временах года и игры : дидактический материал по развитию речи детей 5—6 лет / О. Е. Громова, Г. Н. Со-ломатина, Н. П. Савинова. — М. : Сфера, 2004.

5. Гурьянова, Ю. Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов / Ю. Ю. Гурьянова. — М., 2008.

6. Житпко, И. В. Бубик и Пики. Форма. Величина : индивидуальная тетрадь для детей дошкольного возраста / И. В. Житко. — Минск :Сэр-Вит, 1999.

7. Житко, И. В. Бубик и Пики. Счет до 10. Цифры :индивидуальная тетрадь для детей дошкольного возраста / И. В. Житко. — Минск :Сэр-Вит, 1999.

8. Житко, И. В. Навстречу математике : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей / И. В. Житко. — Минск :Выш. шк., 2005.

9. Мак-Гован, Д. Играем в математику! / Д. Мак-Гован, М. Шру-тен // пер. с англ. В. А. Басько. — Минск : Попурри, 2005.

10. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева [и др.]. — СПб. : Детство-Пресс, 2006.

11. Михайлова, 3. А. Игровые задачи для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. — СПб. : Детство-Пресс, 2008.

12. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова [и др.]. — СПб. : Детство-Пресс, 2008.

13. Михайлова, 3. А. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста : учеб.-метод, пособие / 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько. — СПб. : Детство-Пресс, 2011.

14. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста : учеб.-метод, пособие / Р. Л. Непомнящая. — СПб. : Детство-Пресс, 2005.

15. Репина, Г. А. Математическое развитие дошкольников :совре-менные направления / Г. А. Репина. — М. : Сфера, 2008.

16. Тарабарина, Т. И. Детям о времени / Т. И. Тарабарина. — Ярославль, 1999.

17. Уорнер, П. 150 развивающих игр для дошкольников / П. Уорнер // пер. с англ. Ж. А. Шлантайте. — Минск : Попурри, 2005.

18. Учебная программа дошкольного образования. — Минск, 2012.

Наши рекомендации