Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».

Вопросы к детям:

- Какой звук первый в слове «лиса»? - [л'].

- Какой первый звук в слове «Луна»? - [Л].

- Какие это звуки? - Это звуки-братцы: [Л] - большой бра­тец, [л] — маленький братец.

Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произ­носить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] - твердый согласный, маленький бра­тец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой.

Игра «Назови пару».

Проводится в кругу с мячом.

Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ -мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны при­нять участие все дети.

Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».

Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и за­дает вопросы.

Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.

Вопросы:

- Кто это? (Лиса.)

- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)

~ Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J

- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длин­нохвостая...)

- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушива­ется, вслушивается, слышит...)

- Назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]. (Лиса.)

- Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)

- Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? (Сестричка, синичка, невеличка...)

Игровое упражнение «Мой медведь».

Выкладывание изображения медведя из геометрических фи­гур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.

Занятие №31

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА».

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ

ГРАММАТИКИ

Задачи:

• упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;

• совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);

• активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать вни­мание к слову и его значению;

• развивать мелкую моторику.

Пособия: картинка-схема слова «муха», карточки, конвер­ты с фишками; мяч, тетради, простые карандаши; рыжий коте­нок и черный щенок (игрушки); наборы спичек (или счетные палочки).

Ход занятия

Игра «Кто больше назовет действий».

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. Поощряется разнообразие ответов.

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает?

(Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, та­ет, переливается, скрипит...)

- Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?

(Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...)

- Что можно сказать о солнце?

(Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...)

- Что делает солнце весной?

(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, бле­стит...)

- Что делает трава весной?

(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю...)

- Что делают птицы весной?

(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов...)

- Что делают почки весной?

(Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зе­леные листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нежные, зеленые, душистые, пахучие...)

- Что можно делать с цветами?

(Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, да­рить, нюхать, срезать их, ставить в вазу...)

Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами».

Задание 1 . Составить предложения с данными словами.

А) чирикать, крыша, на, воробей, весело.

Б) набухать, деревья, на, почки.

В) на, повесить, дерево, скворечник, Коля.

Г) вить, весна, птицы, на, гнезда, деревья.

Д) ручейки, земля, веселый, побежать, весенний, по.

Задание 2. Зарисовать схемы предложений (короткими черточками) в тетрадях.

Физкультминутка «Кузнечики»

Дети поднимают плечи. Прыгают на месте.

Останавливаются. Садятся. Наклоняются вниз. Встают. Прыгают.

Поднимите плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп! Сели! Травушку покушали. Тишину послушали.

Выше, выше, высоко Прыгать очень нам легко.

(Повторить 2 раза.)

3. Звуковой анализ слова «муха»(проводится аналогично анализу слова «роза», занятие № 28).

Наши рекомендации