За хранение - ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863. Размер таможенного сбора должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 руб.

В нормах ТК ТС содержатся некоторые особенности, на которые необходимо обратить внимание. Одна из таких особенностей связана с определением момента возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей и определения круга лиц, на которых обязанность по уплате возлагается.

В ТК ТС определение моментов возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, а также определение круга лиц, на которых возлагается данная обязанность, увязано с заявляемой таможенной процедурой (ст. ст. 81, 161, 166, 172 и др. ТК ТС).

Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

При регламентации норм относительно каждой таможенной процедуры определяются условия помещения товаров под эти процедуры и лица, на которые возлагается обязанность по уплате таможенных платежей, а также те моменты, когда такая обязанность возникает и прекращается.
В соответствии с российским Кодексом обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, не являющихся декларантом, как правило, только при нарушении ими норм, регламентирующих применение таможенных процедур.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) устанавливаются международными договорами государств - членов таможенного союза.

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств - членов таможенного союза.

Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с ТК ТС.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном ТК ТС.

В соответствии с п. 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут: лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ; лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларантов незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров

Все расходы, связанные с реализацией экспортного и импортного товара, распределяются между обеими сторонами (поставщиком и покупателем) в зависимости от базисных условий поставки. Их значение изложено в Международных правилах толкования торговых терминов — "Инкотермс 2010 года", разработанных Международной торговой палатой. Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров). Каждый термин Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) представляет собой аббревиатуру из трех букв. Инкотермс устанавливает 11 терминов, каждый означает опреде-ленные условия поставок. Они объединены в четыре группы: Е, F, С, D

E Категория E Отгрузка
EXW перевозки любым видом транспорта Франко завод (... название места) EX Works (...named place)
F Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом
FCA перевозки любым видом транспорта Франко перевозчик (... название места) Free Carrier(...named place)
FAS морские и внутренние водные перевозки Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) Free Alongside Ship (...named port of shipment)
FOB морские и внутренние водные перевозки Франко борт (... название порта отгрузки) Free On Board (...named port of shipment)
C Категория C Основная перевозка оплачена продавцом
CFR морские и внутренние водные перевозки Стоимость и фрахт (... название порта назначения) Cost and Freight (...named port of destination)
CIF морские и внутренние водные перевозки Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения) Cost, Insurance and Freight (...named port of destination)
CIP перевозки любым видом транспорта Перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения) Carriage and Insurance Paid To (...named place of destination)
CPT перевозки любым видом транспорта Перевозка оплачена до (... название места назначения) Carriage Paid To (...named place of destination)
D Категория D Доставка
DAT перевозки любым видом транспорта (новый) Поставка на терминал (... название терминала) Delivered At Terminal (...named terminal of destination)
DAP перевозки любым видом транспорта (новый) Поставка в пункте (... название пункта) Delivered At Piont(...named point of destination)
DDP перевозки любым видом транспорта Поставка c оплатой пошлины (... название места назначения) Delivered Duty Paid (...named place of destination)
D Категория "D" Внимание!!! DDU, DAF, DEQ, DES - ИСКЛЮЧЕНЫ из Инкотермс 2010 / EXCLUDED from Incoterms 2010

Правила Инкотермс 2010 для любого ВИДА ТРАНСПОРТА включает в себя семь правил, которые могут быть использованы независимо от выбранного вида транспорта и независимо от того, один или более чем один вид транспорта используется для перевозки, к этому типу принадлежат: EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP и DDP. Их можно использовать даже при отсутствии морского вида перевозки. Важно помнить, однако, что эти правила могут быть использованы в тех случаях, когда судно используется для части перевозки.

Правила Инкотермс 2010 для моря и внутреннего водного транспорта, используются когда место отправки и место, на которое, перевозится груз покупателю, оба порта. Правила FAS, FOB, CFR и CIF принадлежат к этому виду доставки. Так же в последние три правила редакцией Инкотермс 2010, внесены изменения, все упоминания о поручнях судна в качестве точки доставки были опущены в пользу термина "на борту" судна. Это более точно отражает современные коммерческие реальности.

ИНКОТЕРМС не являются международным договором. Но в случае ссылки на базис поставки ИНКОТЕРМС в договоре, различные органы государства, прежде всего таможенные, а также государственные суды, рассматривающие внешнеэкономические споры, обязаны учитывать положения ИНКОТЕРМС. В некоторых странах ИНКОТЕРМС имеет силу закона и особенно важно это при заключение договоров на поставку с резидентами этих стран, в части определения применимого права к сделке. К примеру, при заключении контракта на поставку товара между российской компанией и украинской компанией при определении применимого права - право Украины, то ИНКОТЕРМС подлежит обязательному применению даже в случае, когда это специально не оговорено в контракте. Поэтому, заключив сделку с партнерами из данных стран и не желая руководствоваться ИНКОТЕРМС, следует специально оговорить данное обстоятельство. В нашей стране ИНКОТЕРМС носит рекомендательный характер, а юридическую силу носят только положения контракта, имеющие ссылку на ИКОТЕРМС. Но, если в контракте сделана ссылка на базис поставки по ИНКОТЕРМС, но другие пункты контракта противоречат используемым условиям поставки согласно ИНКОТЕРМС, то применяться должны соответствующие пункты контракта, а не ИНКОТЕРМС: считается, что стороны установили определенные изъятия из ИНКОТЕРМС в толковании отдельных базисов поставки.

При выборе того или иного базиса поставки необходимо строго придерживаться терминологии ИНКОТЕРМС. Лучше конкретный термин указывать на английском языке (как в ИНКОТЕРМС). Применяя тот или иной термин, необходимо указывать конкретный географический пункт (а иногда и точное место как например в случае поставки при базисе ExWorks ), в котором продавец считается исполнившим свои обязательства по транспортировке груза, несению риска случайной гибели или порчи товара и т.д.

Обязательно ссылаться на редакцию ИНКОТЕРМС.

Заключая внешнеэкономический контракт, необходимо четко определять детали базисного условия поставки. Т.е прежде чем указать в контракте базис поставки например FOB…, необходимо тщательно изучить обычаи порта, указанного в базисе, договор фрахтования, с целью точного распределения расходов между покупателем и продавцом.

Все базисы поставки, требующие от продавца обеспечение страхования, в случае наступления страховых случаев покрываются страховщиками на минимальных условиях (стоимость товара + 10 %).

В группу E входит условие поставки "с завода" (EXW). Это означает, что продавец передает товар покупателю на своем предприятии или в другом обусловленном месте, и с этого момента его обязательства по поставке товара считаются выполненными. Он не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку вывозимого товара. При таких минимальных обязанностях у него практически отсутствуют накладные расходы. Их несет покупатель.

В группу F входят поставки на условиях перевозки груза силами покупателя, т. е. покупатель за свой счет заключает договор перевозки от названного места (порта). При этом продавец передает товар, прошедший таможенную очистку, на территории своей страны в названном месте (в названном порте отгрузки). Обязательства продавца считаются выполненными с момента передачи товара перевозчику.

FCA (франке перевозчик) означает, что продавец передает товар перевозчику в указанном месте. С момента передачи товара в обусловленном месте его обязательства по поставке считаются выполненными. И расходы он несет до этого места.

Если местом, названным в договоре в качестве места доставки, является помещение продавца, поставка считается завершенной, когда товар погружен на транспортное средство покупателя. В других случаях поставка считается завершенной, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя без разгрузки с транспортного средства продавца.

FAS (франке вдоль борта судна) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки.

FOВ (франке борт) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перемещен через поручни судна в названном порту отгрузки.

В группу С входят поставки на условиях перевозки силами продавца. Продавец должен заключить договор на перевозку и оплатить ее до названного места (порта). Таможенная очистка товара для экспорта возлагается также на продавца. Продавец выполняет договор в стране отгрузки или отправки. Он не принимает на себя риск потери или повреждения товара и дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки товара.

CFR (стоимость и фрахт) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перемещен через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения. Однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

CIF (стоимость, страхование и фрахт). Отличается от предыдущего условия только тем, что на продавца возлагается также обязанность заключить договор страхования и оплатить страховые взносы (с минимальным покрытием) на случай потери и повреждения товара во время перевозки.

CPT (фрахт/перевозка оплачены до). В данном случае продавец обязан заключить договор перевозки, оплатить ее до согласованного места назначения и передать товар перевозчику. Передача товара перевозчику (если перевозчиков несколько, то первому) означает выполнение продавцом своих обязательств по поставке. Риск случайной гибели и повреждения товара с этого момента переходит с продавца на покупателя.

CIP (фрахт/перевозка и страхование оплачены до). В данном случае продавец оплачивает до согласованного пункта не только стоимость перевозки, но и страховку от риска утраты и повреждения товара во время перевозки (с минимальным покрытием). Обязательства продавца по поставке считаются выполненными при передаче товара перевозчику (первому, если их несколько).

В группу D входят такие условия поставки, согласно которым продавец несет ответственность за прибытие товара в порт или согласованное место (пункт) назначения на границе или в стране импорта. Продавец несет все расходы по доставке товара к месту назначения, на него ложатся все риски до момента прибытия товара в назначенное место. На продавца возлагается таможенная очистка товара для экспорта, а таможенная очистка товара для импорта возлагается на покупателя, кроме поставок по варианту с DDP.

Согласно указанным двум новым терминам поставка осуществляется в согласованном месте назначения: по термину DAT (Поставка на терминале) путем предоставления товара в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства (как это было ранее по термину DEQ (Поставка с причала); по термину DAP (Поставка в месте назначения) также путем предоставления товара в распоряжение покупателя, но готовым для разгрузки (как это было ранее по терминам DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).

DDP (поставка с оплатой пошлины) означает поставку товара в названное место назначения без разгрузки. При этом продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это требуется) любые сборы для импорта в страну назначения (т. е. ответственность и риски за проведение таможенной очистки, за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). Если стороны согласились исключить из обязательств продавца некоторые из расходов, подлежащих оплате при импорте (например, налог на добавленную стоимость), это должно быть четко определено в договоре купли-продажи.

DDP предполагает максимальные обязанности продавца. Этот вариант поставки не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

Общие правила применения вариантов поставки состоят в следующем.

1. Выполнение обязательств продавца по поставке связано с моментом поставки товара, определенным для каждого варианта;

2. Распределение расходов между продавцом и покупателем связано с местом (пунктом) поставки товара. Все расходы, возникающие до выполнения продавцом своих обязательств по поставке товара, относятся на его счет; все последующие расходы возлагаются на покупателя. Однако на покупателя могут быть возложены и дополнительные расходы, возникшие у продавца по вине покупателя (например, вследствие того, что продавцу не было отправлено надлежащее извещение).

3. Риск потери или повреждения товара переходит от продавца к покупателю с момента выполнения продавцом его обязательства по поставке товара. Покупатель не вправе откладывать переход рисков и затрат.

Переход риска утраты или повреждения товара с продавца на покупателя с момента поставки товара касается только тех случаев, когда утрата и повреждение происходят вследствие случайных событий. Если они происходят после перехода рисков на покупателя по вине продавца (например, из-за неправильной упаковки или маркировки), ответственность за утрату и повреждение несет продавец. Соответственно, в случае утраты и повреждения товара, возникших по вине покупателя (например, из-за ненадлежащего извещения им продавца о пункте принятия товара или о времени принятия) до перехода рисков на него, ответственность несет покупатель (т. е. наступает преждевременный переход риска).

4. Термин "таможенная очистка" означает обязательства, которые принимает на себя продавец или покупатель, связанные с прохождением товара через таможню страны экспорта или импорта, включая оплату пошлины, налогов и прочих таможенных платежей (сборов). Сюда не входят дополнительные сборы, не связанные с таможенной очисткой (например, сборы за хранение товара). Как правило, таможенная очистка организуется стороной, постоянно проживающей в стране, в которой она происходит, т. е. обычно экспортер проводит таможенную очистку для экспорта, импортер — для импорта.

Таможенная очистка экспорта по варианту поставки EXW возлагается на покупателя, а в остальных случаях — на продавца. Таможенная очистка импорта по DDP возлагается на продавца, в остальных случаях — на покупателя.

5. Обязательное заключение продавцом договора страхования и оплата расходов по страхованию предусматриваются только при применении вариантов поставки CIF и СIР (с минимальным покрытием). При необходимости дополнительного (расширенного) страхования покупатель должен договориться об этом с продавцом или берет его на себя. В остальных случаях стороны сами решают, надо ли страховать груз и в какой мере.

6. Договоры купли-продажи на условиях групп F и С относятся к категории договоров отгрузки (продавец считается выполнившим свои обязательства с момента передачи товара перевозчику), а на условиях группыD — к договорам прибытия.

7. По группам E и F договор перевозки заключает покупатель. При этом EXW и FCA предусматривают перевозки любым видом транспорта (железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом), а FAS и FOB — морским и внутренним водным транспортом.

По группам С и D договор перевозки заключает продавец. При этом CPT, CIP, DAТ, DАР, DDP предусматривают перевозки любым видом транспорта. CFR и CIF применяются при перевозках морским и внутренним водным транспортом.

Предметом бухгалтерского учета ВЭД являются хозяйственно-финансовые сделки экономических субъектов при выполнении контрактов (договоров) с резидентами и нерезидентами, а сами операции представляются объектами бухгалтерского учета.

В современных условиях реформирования с учетом требований международных стандартов и полной самостоятельности организаций при проведении ВЭД необходимо совершенствовать учетные процессы по разновидностям ВЭД.

При этом методика бухгалтерского учета по широкому спектру разновидностей ВЭД имеет свои специфические особенности, без знания которых невозможно обеспечить получение достоверной информации о предпринимательской внешнеэкономической деятельности.

Главными задачами организации бухгалтерского учета всех разновидностей ВЭД являются:

— знание и неукоснительное соблюдение нормативно-правовых документов, регулирующих бухгалтерский учет операций ВЭД;

— ведение синтетического и аналитического учета движения товаров по товарным партиям;

— определение сущности методики учета специфических особенностей каждого вида деятельности с учетом форм организации исполнения на контрактной основе;

— осуществление учета операций ВЭД в иностранной валюте, рублях и инвалютных рублях; пересчет необходимо-производить на дату совершения операций и отчетную дату с отражением курсовой разницы на счетах бухгалтерского учета;

— организация налогового учета по видам ВЭД на контрактной основе;

— формирование учетной политики с использованием специфических особенностей методики бухгалтерского учета по видам ВЭД и формам исполнения;

— формирование учетной политики для налогообложения по видам для обеспечения сохранности импортных и экспортных товаров ВЭД и формам исполнения;

— обеспечение детального учета всех затрат и финансовых результатов по видам товаров, работ, услуг и по каждому контракту (договору);

— составление отчетности и представление ее в установленные сроки;

— формирование учетной информации для принятия управленческих решений;

— организация валютного контроля на микроуровне по всем видам ВЭД и контрактам (договорам).

Бухгалтерский учет ВЭД регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Законом "О бухгалтерском учете", стандартами бухгалтерского учета, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и указаниями Центрального банка (далее — ЦБ РФ) и Минфина России, таможенных и налоговых органов. Бухгалтерский учет ВЭД имеет ряд особенностей. Учет операций, связанных с ВЭД, ведется в иностранной валюте, рублях и инвалютных рублях.

Инвалютный рубль — это чисто учетная денежная единица, получаемая путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ. При этом учет чаще всего ведется параллельно в иностранной валюте и инвалютных рублях.

Характерным для учета ВЭД является наличие понятия "учетная единица", за которую принимается товарная партия. Товарная партия — количество товара, отгруженное (поступившее) по одному контракту и оформленное одним транспортным или складским документом. Как правило, товарная партия не подлежит дроблению.

В бухгалтериях предприятий всех форм собственности, включая совместные предприятия, учет осуществляется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного 31 октября 2000 г.

Для организации более детального учета и отражения специфики операций ВЭД целесообразно при составлении рабочего плана счетов выделять субсчета первого порядка (код из трех знаков), субсчета второго порядка (код из четырех знаков), третьего порядка (код из пяти знаков) и четвертого порядка (код из шести знаков).

При этом подобные субсчета могут применяться по всем разделам рабочего плана счетов. Таким образом, организации средних размеров составляют рабочий план счетов, который значительно отличается от сложившегося стереотипа упрощенного рабочего плана счетов. За счет введения субсчетов с многозначными кодами количество счетов может увеличиваться до 700—1000 и более счетов.

Таким образом, в рабочем счетном плане может быть в пределах трехсот счетов и субсчетов первого и второго порядка. Такое подразделение на субсчета первого и второго порядка позволяет организовать детализированный учет и контроль за движением импортных, реимпортных, экспортных, реэкспортных товаров и расчетов с нерезидентами и правильно составить отчетность по ВЭД, включая статистическую отчетность.

Отличительной особенностью учета ВЭД является также использование большого количества документов, многие из которых характерны только для операций этого вида деятельности.

Документы, применяемые во внешнеэкономической деятельности, можно подразделить на следующие группы:

1. Техническая документация — технические паспорта машин и оборудования, формуляры и описания изделий, чертежи, инструкции по установке, монтажу, наладке, управлению и ремонту; техническая спецификация и др.

2. Товарно-сопроводительная документация— сертификат о качестве товара, отгрузочная спецификация, упаковочный лист, комплектовочная ведомость.

3. Транспортная, экспедиторская и страховая документация — железнодорожная накладная и ее копии — дубликат железнодорожной накладной международного грузового сообщения, квитанция железнодорожной накладной внутреннего грузового сообщения, багажная квитанция, коносамент, накладные автотранспортного, речного и воздушного сообщения и проч., страховой полис или сертификат.

4. Складская документация — приемный акт российского порта на экспортный товар, генеральный акт погрузки парохода с импортными грузами в порту прибытия РФ, доковая расписка иностранного порта о принятии груза на хранение; варрант — документ иностранного коммерческого склада, состоящий из двух частей: одна часть — расписка склада о принятии товара на хранение, другая часть — залоговое свидетельство, которое может быть использовано для получения займа под залог товара.

5. Расчетная документация — счет-фактура, расчетная спецификация (когда товар представляет собой комплект из разных частей и каждая часть имеет цену), переводные векселя (тратты).

6. Банковская документация — заявление на переводы валюты, инкассовое поручение, поручение об открытии аккредитива, чек, поручение о переводе средств на депозит таможни Российской Федерации, выписка операций по расчетному и валютным счетам.

7. Таможенная документация — ГТД, сертификат о происхождении товара, справки об уплате пошлин, акцизов, сборов и т. п.

8. Претензионно-арбитражная документация — претензионное письмо, исковое заявление в суд или арбитраж, постановление суда или арбитража об удовлетворении или отклонении иска.

9. Документы по недостачам и порче товара — коммерческий акт на недостачу, аварийный сертификат.

Другой особенностью бухгалтерского учета операций, связанных с ВЭД, является зависимость методики учета от условий правового содержания контракта (договора), взаимных прав, обязательств и функций партнеров по сделке, основных условий поставок импортных, экспортных товаров, широко применяемых в международной практике. При составлении и подписании контракта нужно всегда руководствоваться Международными правилами толкования торговых терминов (далее — ИНКОТЕРМС), которые впервые были опубликованы Международной торговой палатой в 1936 г., затем вносились дополнения и изменения в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000, 2010 г.

Наши рекомендации