При выбытии объектов амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость таких объектов.
При этом если в результате выбытия амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы):
уменьшается до достижения суммарным балансом нуля, то такая амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется;
Становится менее 40 000 руб., то в следующем месяце после достижения данного значения, если за этот месяц суммарный баланс группы (подгруппы) не увеличился в результате ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества, налогоплательщик вправе ликвидировать указанную группу (подгруппу) и значение суммарного баланса ликвидируемой группы отнести на внереализационные расходы текущего периода.
Те объекты, по которым истек срок полезного использования, исключаются из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава.
Сроки начала и окончания начисления амортизации аналогичны срокам, приведенным в описании линейного метода начисления амортизации.
С нелинейного метода можно перейти на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет. При внесении изменений в налоговую учетную политику о переходе с нелинейного метода на линейный, налогоплательщик определяет остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение линейного метода начисления амортизации, по формуле (6.1).
При этом норма амортизации для линейного метода для каждого объекта амортизируемого имущества (Нл) определяется следующим образом:
Нл = 100 / по ,
где по – оставшийся срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах и определенный на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение линейного метода начисления амортизации.
В налоговой учетной политике организация может установить, к каким расходам будет относиться начисленная амортизация: прямым или косвенным, и определить порядок отнесения амортизации к данным расходам.
По земельным участкам амортизация не начисляется, но в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. расходами на приобретение права на земельные участки признавались:
расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках;
расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды.
Расходы на приобретение права на земельные участки включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, по выбору налогоплательщика в налоговой учетной политике признаются:
расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет;
расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 % исчисленной налоговой базы по налогу на прибыль предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.
Сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежала включению в состав прочих расходов с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права.
Учет ремонтов основных средств
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания их в исправности и предотвращения преждевременного выхода из строя периодически производится ремонт основных средств. По объему и периодичности выполнения различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств.
Текущий и средний ремонт представляет собой работы по систематическому и своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии. При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей, узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений сменяются изношенные конструкции и детали или заменяются на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.)