С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если указанному органу переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.

С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 7, 13 части 2 статьи 7 Федерального закона о ГКН (адрес ОН, категория земель), вправе обратиться любые лица.

С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.

С заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости. С заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве.

С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

32. Состав необходимых для кадастрового учета документов

Необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются (статья 22 ФЗ о ГКН):

1) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Федерального закона о ГКН местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

2) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 Федерального закона о ГКН сведений о таком объекте недвижимости-назначение ОКС) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства). Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации (в зависимости от того, кто выдавал такой документ). Правило пункта 3 части 1 статьи 22 в части возможности представления копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию вместо технического плана данного объекта применяется при условии, если такое разрешение выдано после дня вступления в силу Федерального закона о ГКН (часть седьмая статьи 47 данного документа);

3) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

5) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

7) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Федерального закона о ГКН сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 Федерального закона о ГКН (т.е. в порядке информационного взаимодействия);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Федерального закона о ГКН сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 Федерального закона о ГКН (т.е. в порядке информационного взаимодействия);

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 Федерального закона о ГКН сведений о таком здании или помещении), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 Федерального закона о ГКН (т.е. в порядке информационного взаимодействия);

10) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

11) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);

12) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 Федерального закона о ГКН сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 Федерального закона о ГКН.

Верность представленной копии вышеперечисленных документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче расписки.

Если вышеперечисленные документы представляются в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

33. Особенности представления документов для кадастрового учета с использованием сетей связи общего пользования

Правила представления заявления и необходимых для учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования; подтверждения получения ОКУ представленных в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования заявления и необходимых для учета документов; засвидетельствования верности электронного образа необходимого для учета документа, представляемого в ОКУ в форме электронного документа с использованием сетей связи общего пользования, установлены Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2009 г. № 555.

Заявление и необходимые для осуществления государственного учета документы представляются в ОКУ в форме электронных документов по выбору заявителя:

– посредством отправки через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через официальный сайт;

– посредством отправки электронной почтой в ОКУ;

– посредством отправки с использованием веб-сервисов в ОКУ.

Заявление и необходимые для осуществления государственного учета документы представляются:

– в форме электронных документов, представляемых в виде файлов в формате XML (XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. XML-схемы, использующиеся для формирования XML-документов, считаются введенными в действие с момента размещения на официальном сайте ОКУ;

– в форме электронных образов бумажного документа.

Заявление и необходимые для учета документы, представляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны электронными цифровыми подписями с использованием средств ЭЦП, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимых со средствами ЭЦП, применяемыми ОКУ.

Передаются документы с использованием протоколов передачи информации.

Формы представления некоторых документов

Заявление представляется в форме электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя или представителя заявителя. Содержание заявления, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать форме заявления, установленной Постановлением Минэкономразвития РФ №577.

Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя) представляется в форме электронного образа бумажного документа и подписывается электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего этот документ.

Технический план, межевой план или акт обследования представляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего вышеуказанные документы.

При этом документы, включенные в Приложение технического, межевого плана или акта обследования, представляются в форме электронного образа бумажного документа, подписанного электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего вышеуказанные документы.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляется в форме электронного документа, либо в форме электронного образа бумажного документа и подписывается электронной подписью уполномоченного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, выдавшего документ.

Получение заявления и необходимых для осуществления государственного учета документов подтверждается ОКУ путем направления расписки в форме электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного лица ОКУ.

Электронная расписка выдается по выбору заявителя посредством отправления сообщения электронной почтой по указанному заявителем в заявлении адресу электронной почты или с использованием веб-сервисов.

Электронная расписка направляется заявителю в день поступления заявления в ОКУ.

В электронной расписке указывается входящий регистрационный номер заявления, а также дата получения ОКУ заявления и необходимых для государственного учета документов, представленных в форме электронных документов.

К электронной расписке прилагаются подписанные ЭЦП уполномоченного лица ОКУ заявление и все необходимые для государственного учета документы, представленные в форме электронных документов.

34. Проверка представленных для кадастрового учета документов. Сроки осуществления кадастрового учета

Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для отказа в проведении кадастровой процедуры или ее приостановлении.

Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Протокол проверки оформляется в виде электронного документа и подписывается простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.

Результаты проверки в отношении отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), расположенных более чем в одном кадастровом округе, оформляются в виде сводного протокола проверки на основании протоколов проверки, подготовленных уполномоченными должностными лицами органов кадастрового учета, осуществляющих ведение Реестров в пределах кадастровых округов, на территории которых расположены условные части линейного сооружения.

Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и даты проверки сведений об объекте недвижимости.

Протокол проверки и проект решения направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица ОКУ, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения.

Если поступивший в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документ содержит сведения для учета нескольких объектов недвижимости и при проверке выявлены основания для принятия решения о приостановлении или об отказе в отношении некоторых из них, такое решение может быть оформлено в отношении нескольких объектов недвижимости, в отношении остальных объектов недвижимости осуществляется внесение в Реестр соответствующих сведений.

После принятия решения об осуществлении кадастрового учета линейного сооружения или о приостановлении (отказе) осуществления такого учета сводный протокол проверки документов, уведомление о присвоении такому объекту кадастрового номера или решение о приостановлении (отказе) осуществления кадастрового учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляются в подразделения органа кадастрового учета, осуществляющие кадастровый учет на территории определенных кадастровых округов, в которых расположены условные части такого сооружения, в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью уполномоченного должностного лица для включения в соответствующие кадастровые или учетные дела.

Протокол проверки и соответствующее решение помещаются в учетное дело в электронной форме.

Решения регистрируются в регистрационно-контрольной форме.

Если при проведении ГКУ обнаружена техническая ошибка, допущенная ОКУ при ведении ГКН, такая ошибка исправляется в течение срока осуществления кадастрового учета без принятия решения о приостановлении.

При проверке документов могут быть приняты следующие решения:

- об осуществлении кадастрового учета

- о приостановлении осуществления кадастрового учета

- об отказе в осуществлении кадастрового учета.

В решении о приостановлении должны быть указаны:

- причины приостановления со ссылкой на соответствующие положения ФЗ;

- обстоятельства, послужившие основанием принятия решения и возможные причины возникновения этих обстоятельств;

- рекомендации по устранению причин приостановления.

В качестве возможных причин могут быть:

- техническая ошибка, допущенная ОКУ при ведении ГКН;

- ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление либо в отношении другого объекта, учет которого осуществлен ранее.

Осуществление кадастрового учета приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, но не более чем на три месяца со дня регистрации решения.

Принятие решения о приостановлении прерывает течение 18-ти дневного срока, установленного для кадастрового учета.

В решении об отказе должны быть отражены причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи ФЗ и указания на допущенные нарушения.

При отказе по основаниям не соответствия по форме и содержанию представленных документов в решении об отказе должны содержаться рекомендации о доработке представленных документов

Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Наши рекомендации