Учет денежных средств и расчетов с контрагентами

Общие положения о денежной системе, наличных и безналичных расчетах. Учет денежных средств и финансовых документов в кассе. Порядок организации учета на предприятии, первичные документы. Синтетический и аналитический учет на счете 50 «Касса».

Учет подотчетных сумм. Порядок получения подотчетных сумм, порядок составления авансовых отчетов сотрудниками предприятия. Синтетический и аналитический учет на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Учет денежных средств предприятия на расчетных и других счетах в банках. Порядок получения и сдачи наличных денег в банк. Синтетический и аналитический учет на счетах 51 «Расчетные счета»; 55 «Специальные счета в банках»; 57 «Переводы в пути».

Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов, исковая давность. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии. Виды расчетов, отражаемые на счете 60. Учет расчетов и покупателями и заказчиками на предприятии. Учет авансов, погашенных и выданных. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Виды расчетов, отражаемых на счете 76. Учет расчетов с учредителями и акционерами предприятия. Синтетический и аналитический учет расчетов.

Учет труда и расчетов с персоналом организации

Принципы организации учета труда, его оплаты и расходов по социальной защите работников.

Формы, системы и виды оплаты труда, порядок расчета заработной платы, доплат, оплаты отпусков , надбавок, гарантий и компенсаций на предприятии.

Расчет удержаний из заработной платы. Обязательные удержания, удержания по инициативе организации. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда.

Порядок составления расчетных ведомостей. Учет расчетов с персоналом за товары, купленные в кредит, предоставленные займы, по возмещению материального ущерба и т.д.

Учет основных средств и нематериальных активов в организации

Основные средства, их состав, классификация. Учет поступления основных средств. Формирование стоимости объектов основных средств в зависимости от источников поступления. Учет выбытия основных средств. Определение финансовых результатов от выбытия основных средств. Методы начисления амортизации.

Синтетический и аналитический учет по счетам 01 «Основные средства»; 02 «Амортизация основных средств»; 91 «Прочие доходы и расходы».

Нематериальные активы на предприятии, их состав, классификация. Учет поступления нематериальных активов. Формирование стоимости объектов нематериальных активов в зависимости от источников поступления. Учет выбытия нематериальных активов. Определение финансовых результатов от выбытия нематериальных активов. Порядок и учет погашения стоимости нематериальных активов.

Синтетический и аналитический учет по счетам 04 «Нематериальные активы»; 05 «Амортизация нематериальных активов»; 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет кредитов и займов

Порядок начисления и учета процентов за пользование заемными средствами. Порядок учета заемных средств. Синтетический и аналитический учет по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 67 «Расчета по долгосрочным кредитам и займам».

Учет финансовых результатов деятельности организации

Хозяйственные операции на предприятии по учету отгрузки и продаж продукции, работ, услуг, их документирование и отражение на счетах бухгалтерского учета. Определение и списание финансовых результатов от продажи товаров, работ, услуг.

Прочие доходы и расходы, их состав, учет и порядок определения финансовых результатов.

Производственная практика

Задачи, решаемые в ходе производственной практики:

- Закрепление навыков планирования и проведения аудита;

- Закрепление и углубление навыков анализа показателей хозяйственной деятельности предприятия;

- Закрепление и углубление навыков анализа и расчета контрольных соотношений показателей форм отчетности организации;

- Приобретение навыков формирования учетной политики исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации;

- Накопление информационного материала для выполнения курсовых работ.

Содержательно программа производственной практики включает следующие разделы и вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению:



Раздел 1. Социально-экономическая характеристика деятельности организации………… 1.1 Условия и особенности осуществления хозяйственной деятельности………… 1.2 Организационные основы управления организацией………………………….. 1.3 Производственный потенциал организации…………………………………….. 1.4 Организация учетной работы в организации…………………………………..
Раздел 2. Система бухгалтерского учета и отчетности в организации…….……………… 2.1 Методика бухгалтерского учета в организации…….…………………………… 2.2 Система бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности организации 2.3 Бухгалтерский учет и аудит по отдельным объектам учета…………………… 2.3.1 Учет и аудит капитала и резервов……………………………………… 2.3.2 Учет и аудит доходов и финансовых результатов…………………….. 2.3.3 Учет и аудит расходов……………………………………………………. 2.3.4 Учет и аудит финансовых вложений…………………………………….. 2.3.5 Учет и аудит готовой продукции………………………………………… 2.3.6 Учет и аудит сырья и материалов………………………………………... 2.3.7 Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности……………. 2.3.8 Учет и аудит операций в иностранной валюте………………………….. 2.3.9 Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам………………. Раздел 3. Финансовый анализ хозяйственной деятельности на предприятии………………
Заключение……………………………………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………………………

Раздел 1 «Социально-экономическая характеристика организации» целесообразно выполнять в соответствии с рекомендациями, изложенными на стр. 6 настоящих методических указаний.

Раздел 2. Система бухгалтерского учета и отчетности в организации

Изучение методики бухгалтерского учета в исследуемой организации следует начать с внимательного прочтения содержания приказов об учетной политике организации за предшествующие 3 года. Причем, обязательному изучению и анализу подлежит содержание учетной политики для целей налогообложения.

Студентам следует внимательно проанализировать состав и содержание комплектов бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности организации за несколько отчетных периодов, дать их характеристику, указать периодичность составления, провести расчет контрольных соотношений показателей, сделать вывод о качестве сформированной отчетной информации.

Пункт 2.3 раздела 2 программы производственной практики предполагает выполнение индивидуальных заданий по изучению учета и аудита в рамках отдельного объекта учета. Номер задания соответствует первоначальной букве фамилии студента. По согласованию с зав. кафедрой «Бухгалтерского учета и аудита» задание может быть изменено.

Порядок распределения заданий для выполнения пункта 2.3 «Бухгалтерский учет и аудит по объектам учета» раздела 2 программы представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Порядок распределения индивидуальных заданий

Первые буквы фамилии студента № задания Первые буквы фамилии студента № задания Первые буквы фамилии студента № задания
А; Б 2.3.1 Л; М 2.3.6 С 2.3.4
В; Г 2.3.2 Н 2.3.7 Т; У 2.3.5
Д; Е 2.3.3 О 2.3.1 Ф; Х; Ц 2.3.6
Ж; З 2.3.4 П 2.3.2 Ч; Ш; Щ 2.3.7
И; К 2.3.5 Р 2.3.3 Э; Ю; Я 2.3.1

Объекты учета и вопросы, подлежащие изучению и отражению в отчете

2.3.1 Учет и аудит капитала и резервов

Собственный капитал как источник финансирования активов предприятия. Особенности формирования и учет уставного капитала на исследуемом предприятии. Учет изменений уставного капитала. Учет резервного капитала. Учет добавочного капитала. Учет нераспределенной прибыли. Учет поступлений и финансирования. Учет оценочных резервов. Резервы по сомнительным долгам. Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги и материальные ценности.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.2. Изучение учета и аудит доходов и финансовых результатов

Доходы организации, понятие, их состав. Метод признания дохода и его отражения в учетных регистрах. Особенности учета доходов от безвозмездно полученного имущества. Хозяйственные операции по учету отгрузки и продаж продукции, работ, услуг, их документирование и отражение на счетах бухгалтерского учета на исследуемом предприятии. Определение и списание финансовых результатов от продажи работ, услуг и товаров.

Прочие доходы и расходы, их состав, учет и определение финансовых результатов. Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.3 Учет и аудит расходов

Расходы организации, их состав и порядок учета. Затраты на производство, их состав и классификация по элементам. Организация учета затрат на производство в системе финансового учета по элементам и в управленческом учете по статьям расходов. Объекты учета затрат на исследуемом предприятии. Система счетов учета затрат на производство. Обобщение затрат в учетных регистрах.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.4 Учет и аудит финансовых вложений

Классификация финансовых вложений. Подход к оценке и учету инвестиций. Характеристика и учет финансовых инструментов. Зачеты финансовых активов и финансовых обязательств.

Учет инвестиций в акции. Покупка акций и их оценка. Продажа акций. Учет дивидендов. Учет потенциальных убытков в соответствии с корректировкой акций на рынке ценных бумаг.

Учет инвестиций в облигации. Покупка облигаций и их оценка. Погашение разницы между номинальной стоимостью облигаций и их покупной стоимостью. Учет доходов. Погашение облигаций. Учет векселей, их погашение, оценка векселей, учет доходов по векселям.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.5 Учет и аудит готовой продукции

Готовая продукция, ее состав и оценка в системе синтетического и аналитического учета. Методы оценки готовой продукции на исследуемом предприятии. Количественный и стоимостной учет готовой продукции на складах и в бухгалтерии.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.6 Учет и аудит сырья и материалов

Материально-производственные запасы, их состав. Принципы учета материально-производственных запасов и их оценка.

Материалы, их классификация на исследуемом предприятии и методы оценки. Учет поступления материалов. Формирование фактической себестоимости материалов, поступающих на склад. Особенности оценки и учета неотфактурованных поставок и материалов в пути. Учет отпуска материалов со складов. Методы оценки расхода материалов. Учет материалов на складах и в бухгалтерии. Синтетический и аналитический учет материалов.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.7 Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности

Порядок учета подотчетных сумм на исследуемом предприятии. Порядок выдачи подотчетных сумм из кассы. Порядок составления авансовых отчетов.

Синтетический и аналитический учет на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Принципы учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов. Исковая давность. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Виды расчетов, отражаемые на счете 60. Учет расчетов и покупателями и заказчиками. Учет авансов, погашенных и выданных. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Виды расчетов, отражаемых на счете 76. Учет расчетов с учредителями и акционерами.

Синтетический и аналитический учет расчетов на предприятии.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.8 Учет и аудит операций в иностранной валюте

Основные принципы осуществления операций в иностранной валюте. Оценка в бухгалтерском учете валютных ценностей и операций в иностранной валюте. Курсовые разницы и порядок отражения в бухгалтерском учете.

Особенности учета кассовых операций, операций по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами операций в иностранной валюте, а также операции по валютному счету.

Учет операций по обязательной продаже выручки. Учет операций по покупке и продаже иностранной валюты через уполномоченные банки.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программыаудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указание ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

2.3.9 Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Выбор системы налогообложения. Экономическое обоснование использования налоговых льгот и вычетов. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налогам и сборам отражаемых на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Характеристика элементов исчисления уплачиваемых налогов, источники покрытия расходов, связанных с исполнением налоговых обязательств.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующие объект проверки. Перечень вопросов аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки. Перечень аудиторских процедур и оформление результатов выполнения таких процедур. Указания ошибок при ведении бухгалтерского учета, нарушений действующего законодательства и недостатки организации внутреннего контроля.

При выполнении Раздела 3 программы «Финансовый анализ хозяйственной деятельности на предприятии» первоначально необходимо выяснить общий подход на предприятии к проведению анализа хозяйственной деятельности: формирование информации только для заинтересованных пользователей или проведение комплексного анализа и ориентация его результатов на руководство предприятия с использованием всех доступных источников информации. Отсюда вытекают особенности выбора используемых методик анализа, их разнообразие и полнота, ориентация на конкретные виды деятельности хозяйствующего субъекта, а также организация соответствующей службы: аналитического отдела, специалист ПЭО со специальной подготовкой, или функции анализа выполняет главный бухгалтер.

Студенты должны изучить и проанализировать этапы проведения анализа, начиная с отбора данных различных экономических служб и взаимоувязки показателей финансовой отчетности, заканчивая описанием и качеством представления содержания отчетных форм, предоставляемых управленческому звену (табличные данные, графический материал и т.д.). Также необходимо остановиться на особенностях проведения анализа с использованием прикладного программного обеспечения, способах передачи данных бухгалтерского учета в программу финансового анализа; возможность интеграции программных продуктов.

По результатам анализа исходной информации, форм публичной отчетности студенты должны самостоятельно произвести отбор методик анализа, выполнить его, представить в отчете результаты. Количественные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия необходимо представить в табличном виде. Динамику тех или иных показателей целесообразно представить в графическом виде. Сделать вывод о том насколько целесообразно использование выбранной методики, достоверны полученные результаты. Оценить возможность их использования в прогнозировании, бизнес-планировании. В данном разделе необходимо избегать изложения теоретического материала относительно порядка расчета отдельных показателей. Акцент в содержании этого раздела должен быть сделан на оценку целесообразности и значимости результатов финансового анализа для деятельности управленческого звена.

Преддипломная практика

Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки специалиста по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. На этом этапе проверяется профессиональная готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности.

Задачи, решаемые в ходе преддипломной практики:

- Приобретение навыков организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;

- Приобретение навыков организации работы по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов;

- Приобретение навыков организации информационного обеспечения управленческого учета, учета затрат на производство, составления калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учета по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности;

- Приобретение навыков разработки системы налогового учета, контроля за своевременностью расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Содержательно программа преддипломной практики включает следующие разделы и вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению:

Раздел 1. Социально-экономическая характеристика деятельности организации…………. 1.1 Условия и особенности осуществления хозяйственной деятельности………… 1.2 Организационные основы управления организацией………………………….. 1.3 Производственный потенциал организации…………………………………….. 1.4 Организация учетной работы в организации………………………………….. 1.5 Организация контрольной работы в организации……………………………..
Раздел 2. Система бухгалтерского учета и отчетности в организации…….……………… 2.1 Методология бухгалтерского учета в организации…………………………… 2.2 Система бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности организации 2.3 Бухгалтерский учет и аудит по отдельным объектам учета……………………. Раздел 3. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия…………….…..
Заключение……………………………………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………………………

Раздел 1 «Социально-экономическая характеристика организации» целесообразно выполнять в соответствии с рекомендациями, изложенными на стр. 6 настоящих методических указаний.

Изучая организацию учетной работы на предприятии в п. 1.4. программы необходимо учитывать, что современная российская экономическая практика предполагает наличие трех направлений учета в организации: бухгалтерский (финансовый), налоговый, управленческий, объединенные единым документооборотом. Студенты должны изучить и дать оценку существующей в организации системе учета, как системе условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов. Одним из источников информации для выполнения этого раздела программы является содержание приказа «Об утверждении учетной политики». Если вопросы организации налогообложения рассматриваются и утверждаются отдельным приказом «Об утверждении учетной политики для целей налогообложения», он тоже является обязательным к изучению источником.

Цель изучения - составить характеристику организации учета, оценить качество учетной информации с точки зрения полноты раскрытия информации, ее достоверности, соответствия действующему законодательству. Обратите внимание на сроки утверждения приказов, преемственность их положений за исследуемый период ( лучше если это будет трехлетний период, это позволит студентам проследить направления совершенствования учета ). Попытайтесь проанализировать внесенные изменения в систему организации бухгалтерского и налогового учета в связи с его реформой.

Систему бухгалтерского учета и отчетности (раздел 2 программы) изучайте и анализируйте поэтапно, начиная с постановки учета.

Вопросы постановки учетной работы, как правило, излагаются в преамбуле к учетной политике. Изучив ее, необходимо ответить на следующие вопросы:

- Какие направления учета реализованы у хозяйствующего субъекта: бухгалтерский (финансовый), налоговый, управленческий. Какие внутрифирменные положения (регламенты) регулируют содержание и методологию учета по направлениям.

- Кто выполняет функции бухгалтера: руководитель, структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером или специалист-бухгалтер на договорных началах.

- Кто выполняет функции налогового консультанта и несет ответственность за организацию налогового учета в организации и состояние расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

- Основные нормативные документы, которыми руководствуется главный бухгалтер при ведении бухгалтерского учета на предприятии и их соответствие действующему законодательству;

- Основные нормативные документы, применяемые для налогообложения предпринимательской деятельности и их соответствие действующему законодательству.

Далее необходимо выделить отдельные объекты учета, изучить структуру аппарата и штат бухгалтерии, должностные инструкции каждого сотрудника.

Методика бухгалтерского и налогового учета раскрывается в соответствующих разделах учетной политики организации. Крайне важно рассмотреть следующие вопросы:

Учет имущества:

- Виды имущества организации и их классификация ( основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы );

- Виды амортизируемого имущества и их классификация;

- Способы, порядок и учет начисленной амортизации по объектам амортизируемого имущества;

- Способы оценки материально-производственных запасов (товаров).

Учет труда и заработной платы:

- Порядок и содержание первичных документов по учету личного состава, начислений и выплат заработной платы;

- Виды и формы оплаты труда в организации; виды начислений и компенсационных выплат, производимых работникам;

- Регулирование порядка оплаты труда работников организации ( Положение по оплате труда, утвержденное организационно-распорядительной документацией);

- Организация табельного учета и контроль соблюдения трудовой дисциплины.

Учет затрат на производство:

- Выбор объекта учета затрат и объекта калькулирования;

- Классификация затрат на производство: по месту возникновения затрат; по экономическим элементам (элементам, статьям затрат); по способу включения в себестоимость продукции, работ, услуг; по связи с технико - экономическими факторами;

- Характеристика общепроизводственных и общехозяйственных расходов, варианты их отнесения на себестоимость продукции, работ, услуг.

- Порядок формирования производственной и полной себестоимости реализованной продукции.

- Документальное оформление и расчет фактически израсходованных ресурсов, включение их в себестоимость продукции, работ и услуг.

- Способ распределения косвенных затрат между готовой продукцией и незавершенным производством; Инвентаризация незавершенного производства и отражение ее результатов в учете.

- Сметное бюджетирование: порядок расчета сметы затрат по основным и накладным расходам. Составление смет затрат по местам их формирования и центрам ответственности.

Учет готовой продукции (товаров)

- Порядок оценки и учета готовой продукции.

Порядок определения финансовых результатов хозяйственной деятельности

- Порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по видам осуществляемой деятельности;

- Порядок учета доходов будущих периодов;

- Порядок создания резервов;

- Порядок распределения прибыли.

Порядок формирования налогооблагаемых показателей:

- Порядок признания доходов и расходов организации для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

- Состав доходов и расходов и порядок их учета для целей налогообложения;

- Виды амортизируемого имущества для целей налогообложения и способы начисления амортизации;

- Порядок оценки незавершенного производства для целей налогообложения;

- Состав внереализационных расходов и доходов и порядок их учета;

- Виды и порядок учета резервов;

- Порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организации;

- Выбор показателя для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения организации;

- Порядок учета полученного убытка;

- Система налогового учета: принципы построения, формы первичных документов, совокупность налоговых регистров.

Вопросы бухгалтерского и налогового учета по усмотрению студента могут быть рассмотрены в отдельных пунктах в рамках одного приказа «Об учетной политике», либо отдельно в соответствующем разделе по данным приказа «Об учетной политике для целей налогообложения». Содержание и наполняемость этих разделов зависят от осуществляемых видов деятельности, отраслевой специфики, в любом случае, должны быть описаны основные положения, определяющие систему построения учета. Не рекомендуется просто констатировать содержание тех или иных пунктов приказов, а оценивать их с точки зрения целесообразности, достоверности и полноты.

Необходимо дать оценку технике ведения бухгалтерского учета; характеристику технологии обработки учетной информации, изучив следующие вопросы:

- Форма ведения бухгалтерского учета, совокупность учетных регистров, используемых для накопления бухгалтерской информации.

- Разработанный в организации рабочий план счетов. Требования и способы организации раздельного учета показателей.

- Документооборот: перечень форм первичных учетных документов, перечень лиц (должностей), имеющих право подписи учетных документов, график документооборота, номенклатура дел.

- Перечень первичных документов, регистров налогового учета, используемых для определения налогооблагаемых показателей.

- Порядок проведения инвентаризации: количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень инвентаризируемого имущества и обязательств.

Необходимо изучить и дать характеристику внутренней и внешней отчетности организации: состав и формы отчетности, периодичность и сроки ее составления и представления, лиц, ответственных за ее составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности.

Выполняя пункт 2.3 программы «Бухгалтерский учет и аудит по объектам учета» необходимо в комплексе изучить учетные процессы по направлению исследования, определенного темой дипломной работы: от системы первичных документов до формирования показателей отчетности ( бухгалтерской, налоговой, статистической). Исследование целесообразно провести в форме аудита с соблюдением всех необходимых аудиторских процедур. Цель такого исследования – оценка соответствия учетных процессов действующему законодательству, выявление ошибок в учете, определение и описание способов совершенствования учетных процессов. Обязательным является составление аудиторского заключения.

Выполняя раздел 3 «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия», первоначально необходимо дать оценку качеству организации аналитической деятельности: планирование аналитической работы; организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности (аналитический отдел, специалист планово-экономического отдела со специальной подготовкой; главный бухгалтер); документальное оформление результатов анализа.

Дать оценку технического обеспечения анализа: использование прикладного программного обеспечения, автоматизирующего выполнение расчетных процедур; способы передачи данных бухгалтерского учета в программу финансового анализа; возможность интеграции различных программных продуктов (бухгалтерских систем, систем финансового планирования и т.д.).

Проанализировать этапы проведения анализа, начиная с отбора данных различных экономических служб и взаимоувязки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заканчивая представлением и содержанием отчетных форм анализа, предоставляемых управленческому звену (табличные данные, графический материал и т.д.)

Охарактеризовать применяемые методики экономического и финансового анализа, дать оценку целесообразности их применения.

На основе данных бухгалтерской, статистической, финансовой отчетности за исследуемый период (финансовый год) провести комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Выполнить анализ структуры баланса: определить основные и дополнительные источники финансирования деятельности предприятия; оценить имущественное положение предприятия; определить соотношение собственного и заемного капитала; финансовую устойчивость и ее тип; платежеспособность; ликвидность; эффективность использования капитала.

Провести анализ производства и реализации продукции: объем, ассортимент, структура продукции, ритмичность производства, анализ выполнения договорных обязательств.

Провести анализ затрат на производство и реализацию продукции: определить величину затрат на один рубль товарной продукции; охарактеризовать структуру себестоимости продукции, определить соотношение прямых и косвенных затрат. Выработать рекомендации по снижению себестоимости продукции.

Провести анализ результатов технического развития: охарактеризовать стадию развития предприятия.

Провести анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы: анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; анализ использования фонда рабочего времени, анализ производительности труда; анализ использования фонда заработной платы.

Провести анализ социального развития предприятия: привести нефинансовые показатели результативности и социальной значимости предприятия.

Провести анализ планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и дать оценку выполнения плана по основным показателям деятельности предприятия.

Обращаю внимание студентов на то, что в отчете не следует приводить расчетные формулы и описывать назначение того или иного показателя. Результаты анализа деятельности предприятия целесообразнее представить в виде таблиц и сделать содержательные выводы, объясняющие динамику показателей, факторы, влияющие на их значение и т. д.

Также не следует формировать отчет из уже написанных глав дипломной работы, выполнение программы практики обязательно.

4. Требования к оформлению отчетов

Отчет выполняется на листах формата А-4 машинописным способом, представляется в собранном (сброшюрованном) виде. На титульном листе указываются наименование министерства, учебного заведения, факультета, кафедры. Пишется заголовок «Отчет по преддипломной практике», место прохождения практики, фамилия, инициалы студента, составившего отчет, фамилия и инициалы руководителя практики от Академии. При оформлении отчета компьютерным способом стиль форматирования текста должен иметь следующие характеристики: шрифт- любой нехудожественный; размер шрифта - 14 пунктов. Параметры абзаца - отступ 5 печатных знаков, одинарный межстрочный интервал. Обязательна сквозная нумерация страниц непосредственно над текстом в центре страницы. Текстовую часть отчета следует иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами, рисунками, формами первичной документации.

Графический материал, поясняющий текст необходимо располагать непосредственно под текстом.

Формы первичной документации, таблицы большего формата, договоры, приказы учетные регистры, другие формы учета, дополняющие содержание текста отчета оформляются в качестве приложений к нему.

Приложения располагаются в конце отчета в порядке ссылок на них в тексте. В верхнем поле листа приложения должно присутствовать слово «Приложение» и его номер. Приложения включаются в общую нумерацию страниц отчета.

Подготовка к защите отчета по практике

Для успешной защиты отчета необходимо составить краткий доклад по всем пунктам программы. Содержание доклада должно формировать у членов комиссии представление о специфике деятельности организации. В доклад также необходимо включить основные результаты исследований, позволяющие оценить степень практической подготовки студента к самостоятельной деятельности по специальности. Доклад не должен содержать перечисления прав и обязанностей юридического лица, вытекающих из учредительных документов, каких-либо громоздких <

Наши рекомендации