Ф26. Учет денежных средств и расчетов

Задачи учета денежных средств: 1. Контроль за движением и наличием ДС по месту хранения 2. Контроль за целевым использованием ДС 3. Своевременное получение сведений о наличии ДС 4. Правильное документирование операций.

Безналичные расчёты осуществляются с помощью соответствующих учреждений, банков. Все денежные наличные расчёты предприятия осуществляются только через кассу. Размер наличных денег в кассе ограничен лимитом кассы. Приём наличных денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером, а выдача наличными деньгами – или расходным кассовым ордером, или другим надлежаще оформленным документом. Все кассовые ордера и заменяющие их документы регистрируются в обязательном порядке с присвоением им порядкового номера. Кассир ведёт кассовую книгу. Инвентаризация кассы проводится не реже одного раза в месяц. Результаты инвентаризации оформляются актом. Выявленные издержки приходуются с последующим перечислением в государственный бюджет или доход предприятия.

Порядок хранения и расходованиях денежных средств в кассе установлен Инструкцией ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ» от 04,10,93 №18. В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка. Организации производят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки или другие формы безналичных расчетов.

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовая книга, Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств записываются в кассовую книгу, которая д.б. пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитываются на счете 50 «Касса». В дебете записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредите – выбытие денежных средств из кассы.

Учёт операций по расчётному счёту. (Счет 51 «Расчетные счета»)

Банк имеет право принудительно списывать денежные средства с расчётного счёта предприятия, сумму просрочённых налогов и сборов по приказам финансовых органов, процент за пользование ссудами и т.д. Основные документы при работе с расчётным счётом:

-объявление на взнос наличными;

-чек денежный - указание предприятия банку о выдаче с расчётного счёта указанной в чеке наличной суммы;

-платёжное поручение;

-банк представляет предприятию выписку из расчётного счёта, которая заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту.

Формы безналичных расчётов:

1.расчёты платёжными требованиями – поручениями: поставщик, отгрузив продукцию, выписывает платёжные требования на покупателя. Получив платёжное требование, покупатель или плательщик обязан заполнить 2-ю часть документа – платёжного поручения.

2.расчёты по аккредитивам. Аккредитив – поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика на условиях, предусмотренных в акредитивном заявлении покупателя.

3.расчёты плановыми платежами.

4.расчёты платёжными поручениями.

5.расчёты акцептованными поручениями (применяется при расчётах предприятий с министерством связи за переводы, совершаемые по почте).

6.расчёты чеками. Чек - письменное поручение банку перечислить со счёта чекодателя указанную в чеке сумму. Расчётные книжки бывают лимитированные и нелимитированные.

Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Безналичные расчеты осуществляются по товарным (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») и нетоварным операциям (расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Расчет по инкассо – это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчет ных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа

Учёт операций по валютному счёту. (Счет 52 «Валютный счет»)

Валютные операции проводят банки, получившие лицензию от ЦБРФ и называющиеся уполномоченными банками.

Учёт расчётов с подотчётными лицами.

Об израсходованных суммах подотчётные лица предоставляют авансовые отчёты с приложением оправдательных документов. При невозмещении в определённые сроки сумма относится на недостачу (сумма невыданных авансов).

Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами. (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

Бухгалтерские счета этих расчётов могут быть:

-активными: отражение дебиторской задолженности.

-Пассивными: кредиторская задолженность

Активно – пассивные: совместное отражение с использованием развёрнутых остатков.

Оборот по Д – возникновение задолженности и погашение ее. Оборот по К – погашение дебиторской задолженности разными орг-ми и лицами. Аналитические счета ведутся в ведомости №7 на основании документов – платежные поручения, счета-фактуры, договоры, контракты.

Наши рекомендации