Особенности формирования отчетности малыми предприятиями в зарубежной практике в соответствии с МСФО (международных стандартов финансовой отчетности).
В условиях современной глобализации малые предприятия оказываются под влиянием процессов, происходящих не только внутри страны, но и на международной экономической арене, поэтому целесообразно проведение исследования зарубежного опыта в области нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий.
Интеграционные процессы между странами, проявляющиеся в образовании экономических группировок и союзов, воплощают в себе и перспективы, и угрозы развития малого и среднего бизнеса. 22 августа 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) и стала ее 156-м членом, и это, несомненно, окажет значительное воздействие на деятельность малых предприятий, потребует изменений в нормативно-правовом регулировании их деятельности.
В англоговорящих странах используется понятие “smallbusiness”, которое означает “малый бизнес”. В Европе и Японии используют объединенный термин “малые и средние предприятия”. Во Франции принято употреблять аббревиатуру PME - petitesetmoyennesenterprises, которая переводится так же, как и термин, используемый в европейских странах.
Рассмотрим, какие предприятия считаются малыми в других странах. Прежде всего, необходимо отметить, что критерии за рубежом отличаются от критериев отнесения предприятий к категории малых в России. В Рекомендациях Европейского союза от 6 мая 2003 г. выделяются следующие основные критерии признания предприятия малым:
1) отсутствие котирования акций предприятия на бирже;
2) валюта баланса не должна превышать 10 млн евро;
3) выручка от реализации не должна превышать 10 млн евро;
4) среднее число работников предприятия должно быть не больше 50 человек.
При этом для отнесения организации к категории малых предприятий она должна в течение двух отчетных периодов удовлетворять первому условию, а также любым двум или трем из далее следующих критериев.
Данные критерии обязательны к применению в Великобритании и Австралии. Иные условия установлены в Соединенных Штатах Америки:
1) выручка от продаж не должна превышать 25 млн долл. США;
2) предприятие должно быть зарегистрировано в США или Канаде;
3) организация не является инвестиционной компанией.
Следовательно, в основе установления критериев отнесения предприятий к категории малых лежит стоимостной подход.
В России был принят Федеральный закон от 27.07.2010 208-ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности”, согласно которому финансовая отчетность всех общественно значимых организаций должна быть составлена в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. Являясь международным языком бизнеса, МСФО, как считается, проникнет во всех сферы экономической действительности России. Существующий стандарт МСФО для малых и средних предприятий принят Советом по МСФО 9 июля 2009 г.
МСФО предусматривает ряд упрощений для малого бизнеса в целях снижения стоимости подготовки отчетности. Однако не все малые предприятия готовы к переходу. При этом речь идет о тех малых компаниях, которые ранее не сталкивались с МСФО. Если говорить о тех малых предприятиях, которые уже ведут учет и составляют отчетность согласно требованиям МСФО, то можно отметить следующее. Некоторое время назад был организован проект “Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации” совместно Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, представителями бизнеса, банков и Министерства финансов России. Был проведен опрос среди 35 компаний, которые применяют полную версию МСФО, но могли бы применять упрощенную форму для малого бизнеса. Согласно полученным данным, 43% положительно смотрят на переход на стандарт для малых предприятий, но 35% готовы продолжить работу с полной версией. Остальные опрошенные не определились. В целом абсолютное большинство (75%) считает, что переход на МСФО для малых предприятий не повредит имиджу компании.
При этом России, которая является активным участником международной экономической жизни, необходимо понимать, что переход на МСФО неизбежен, поскольку таков вызов современной экономической действительности. Следовательно, нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий должно быть максимально отлажено в целях снижения трудностей при принятии МСФО для данной категории предприятий.
Одно из основополагающих требований к финансовой отчетности - чтобы затраты на подготовку финансовой отчетности для собственников и других заинтересованных лиц не превышали выгоды от предоставления информации. Поэтому основной причиной выделения стандартов для малых и средних предприятий (МСП) стали существенные затраты на ведение учета, которые для малого бизнеса непропорционально велики. Затраты на соответствие основным МСФО не оправдывают потребности пользователей в информации.
В трактовке Совета по МСФО малые и средние предприятия (далее – МСП) – это непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей.
Малые и средние предприятия характеризуются следующими особенностями:
· управление обычно осуществляется несколькими лицами (владельцами), а не широким кругом собственников;
· финансовые показатели такие, как зарабатываемый доход, а также активы и обязательства, находящиеся под контролем предприятия, обычно невелики;
· относительно небольшое количество наемных работников;
· деятельность таких предприятий обычно в меньшей степени представлена комплексными и сложными сделками.
МСФО для МСП основывается на фундаментальных принципах полной версии МСФО, однако, некоторые вопросы упрощены.
МСФО для МСП и основные МСФО являются отдельными базами подготовки отчетности.
Предприятия, которые разрешено использование МСФО для МСП и которые приняли решение применять этот стандарт, должны следовать всем требованиям этого стандарта и не могут выбирать наиболее удобные требования из основных МСФО, а другие требования из МСФО для МСП.
Методы учета для МСП, которые были упрощены:
· все затраты по займам должны быть признаны в качестве расходов периода;
· все внутренне созданные НМА (расходы на исследование и разработку) должны быть признаны в качестве расходов периода: капитализация затрат запрещена;
· гудвилл и прочие НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизируются в течение ожидаемого срока их использования, а если он не известен, то в течение 10 лет;
· гудвилл тестируется на предмет возможного обесценения только при наличии признаков обесценения;
· затраты, непосредственно связанные с приобретением включаются в стоимость приобретения (капитализируются);
· упрощенный метод учета пенсионных планов с установленными выплатами;
· инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия могут учитываться по себестоимости.
Ряд методик учета были запрещены:
· разрешена оценка основных средств только по первоначальной стоимости: первоначальная стоимость за минусом накопленной амортизации и убытков от обесценения;
· модель оценки по перецененной стоимости ОС исключена;
· разрешена оценка НМА только по первоначальной стоимости первоначальная стоимость за минусом накопленной амортизации и убытков от обесценения;
· модель оценки по перецененной стоимости НМА исключена;
· можно использовать только модель оценки по справедливой стоимости инвестиционную собственность (до тех пор, пока справедливая стоимость может быть надежно оценена без неуместных затрат и усилий);
· модель оценки инвестиционной собственности исключена;
· все правительственные субсидии должны быть признаны через прибыль/убытки, когда выполняются соответствующие критерии признания;
· правительственные субсидии, относящиеся к активам, не должны вычитаться из балансовой стоимости таких активов;
· доля неконтролирующих акционеров оценивается только как пропорциональная доля в чистых активах дочерней компании;
· оценка доли неконтролирующих акционеров по справедливой стоимости исключена.
Существуют ряд стандартов финансовой отчетности и требований к раскрытию информации, которые не являются подходящими для пользователей, вследствие чего не раскрываются:
· доход на акцию;
· промежуточная финансовая отчетность;
· раскрытие по сегментам;
· страхование (страховые компании не имеют право использовать этот стандарт);
· активы, предназначенные для продажи.
Вывод по разделу 1
В разделе 1 рассмотрены теоретические основы формирования и анализа упрощенной бухгалтерской отчетности малых предприятий.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год), составляемая по установленным формам на основе данных бухгалтерского учета.
В работе раскрыта нормативная база формирования упрощенной бухгалтерской отчетности малого предприятия.
В ходе исследования действующих нормативных документов сделан вывод о том, что при формировании отчетности малых предприятий, как и для других организаций, необходимо учитывать ряд требований.
Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой: Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII); Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В сфере бухгалтерского учета обязательным для малых предприятий является применение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. В ст. 7 данного закона в отношении субъектов малого бизнеса указано, что руководитель малого предприятия имеет право самостоятельно вести бухгалтерский учет в организации. Кроме того, субъекты малого бизнеса имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, а также составлять в упрощенной форме бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н).
Приказом Министерства финансов РФ от 17.08.2012 №113н (внесение изменений в приказ от 02.07.2010 №66н) утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах для малых предприятий. От общепринятых форм упрощенные сильно отличаются. Так, актив баланса состоит их одного раздела вместо двух и включает в себя только пять показателей плюс один итоговый, а в пассиве лишь шесть показателей в одном разделе (вместо трех) плюс одна итоговая величина. В Отчете о финансовых результатах всего лишь семь строк вместо привычных 18 строк. Нет в упрощенной форме и раздела «Справочные данные».
Бухгалтерский учет тесно связан с управленческим. Для принятия качественных управленческих решений необходимо обрабатывать информацию бухгалтерского учета. Цель такого анализа сводится к поиску и использованию резервов увеличения прибыли.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия могут интересовать не только внутренних пользователей (собственников и руководителей), но и внешних пользователей – кредиторов, потенциальных инвесторов, поставщиков и подрядчиков, кредитные организации и др. Эти организации интересует главным образом вопрос о платежеспособности данного предприятия и его деловой активности.
Общее финансовое состояние малого предприятия можно оценить на основании следующих показателей:
· структуры и динамики имущества и источников финансирования;
· ликвидности и платежеспособности;
· финансовой устойчивости;
· финансовых результатов деятельности.
В разделе 1 раскрыты сущность и методика расчета основных финансовых показателей, позволяющих оценить финансовое состояние предприятия с использованием данных его бухгалтерской отчетности.
Для повышения инвестиционной привлекательности малых предприятий для иностранных инвесторов необходима адаптация их бухгалтерской отчетности к международным нормам. С этой целью в работе рассмотерны основные особенности формирования отчетности малыми предприятиями в зарубежной практике в соответствии с МСФО (международных стандартов финансовой отчетности).
Одно из основополагающих требований к финансовой отчетности - чтобы затраты на подготовку финансовой отчетности для собственников и других заинтересованных лиц не превышали выгоды от предоставления информации. Поэтому основной причиной выделения стандартов для малых и средних предприятий (МСП) стали существенные затраты на ведение учета, которые для малого бизнеса непропорционально велики.
Раздел 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Квалификация»