Особенности формирования отчетности малыми предприятиями в зарубежной практике в соответствии с МСФО (международных стандартов финансовой отчетности).

В условиях современной глоба­лизации малые предприятия оказываются под влиянием процессов, происходящих не только внутри страны, но и на международной эконо­мической арене, поэтому целесообразно проведение исследования зарубежного опыта в области нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий.

Интеграционные процессы меж­ду странами, проявляющиеся в образовании эко­номических группировок и союзов, воплощают в себе и перспективы, и угрозы развития мало­го и среднего бизнеса. 22 августа 2012 г. Рос­сия вступила во Всемирную торговую организа­цию (ВТО) и стала ее 156-м членом, и это, не­сомненно, окажет значительное воздействие на деятельность малых предприятий, потребует из­менений в нормативно-правовом регулировании их деятельности.

В ан­глоговорящих странах используется понятие “smallbusiness”, которое означает “малый бизнес”. В Европе и Японии используют объе­диненный термин “малые и средние предпри­ятия”. Во Франции принято употреблять абб­ревиатуру PME - petitesetmoyennesenterprises, которая переводится так же, как и термин, используемый в европейских странах.

Рассмотрим, какие предприятия считают­ся малыми в других странах. Прежде всего, необходимо отметить, что критерии за рубе­жом отличаются от критериев отнесения пред­приятий к категории малых в России. В Ре­комендациях Европейского союза от 6 мая 2003 г. выделяются следующие основные критерии признания предприятия малым:

1) отсутствие котирования акций пред­приятия на бирже;

2) валюта баланса не должна превышать 10 млн евро;

3) выручка от реализации не должна пре­вышать 10 млн евро;

4) среднее число работников предприя­тия должно быть не больше 50 человек.

При этом для отнесения организации к категории малых предприятий она должна в течение двух отчетных периодов удовлетво­рять первому условию, а также любым двум или трем из далее следующих критериев.

Данные критерии обязательны к приме­нению в Великобритании и Австралии. Иные условия установлены в Соединенных Штатах Америки:

1) выручка от продаж не должна превы­шать 25 млн долл. США;

2) предприятие должно быть зарегистриро­вано в США или Канаде;

3) организация не является инвестицион­ной компанией.

Следовательно, в основе установления кри­териев отнесения предприятий к категории ма­лых лежит стоимостной подход.

В России был принят Федеральный закон от 27.07.2010 208-ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности”, согласно которому финансовая отчетность всех общественно значимых органи­заций должна быть составлена в соответствии с требованиями Международных стандартов фи­нансовой отчетности. Являясь международным языком бизнеса, МСФО, как считается, проник­нет во всех сферы экономической действитель­ности России. Существующий стандарт МСФО для малых и средних предприятий принят Сове­том по МСФО 9 июля 2009 г.

МСФО предусматривает ряд упрощений для малого бизнеса в целях снижения стоимости подготовки отчетности. Однако не все малые предприятия готовы к переходу. При этом речь идет о тех малых компаниях, которые ранее не сталкивались с МСФО. Если говорить о тех ма­лых предприятиях, которые уже ведут учет и составляют отчетность согласно требованиям МСФО, то можно отметить следующее. Некото­рое время назад был организован проект “Осу­ществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации” совмест­но Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, представителями бизнеса, банков и Министерства финансов России. Был проведен опрос среди 35 компаний, которые при­меняют полную версию МСФО, но могли бы применять упрощенную форму для малого биз­неса. Согласно полученным данным, 43% по­ложительно смотрят на переход на стандарт для малых предприятий, но 35% готовы продол­жить работу с полной версией. Остальные оп­рошенные не определились. В целом абсолют­ное большинство (75%) считает, что переход на МСФО для малых предприятий не повредит имиджу компании.

При этом России, которая является актив­ным участником международной экономической жизни, необходимо понимать, что переход на МСФО неизбежен, поскольку таков вызов со­временной экономической действительности. Следовательно, нормативно-правовое регулиро­вание деятельности малых предприятий долж­но быть максимально отлажено в целях сниже­ния трудностей при принятии МСФО для дан­ной категории предприятий.

Одно из основополагающих требований к финансовой отчетности - чтобы затраты на подготовку финансовой отчетности для собственников и других заинтересованных лиц не превышали выгоды от предоставления информации. Поэтому основной причиной выделения стандартов для малых и средних предприятий (МСП) стали существенные затраты на ведение учета, которые для малого бизнеса непропорционально велики. Затраты на соответствие основным МСФО не оправдывают потребности пользователей в информации.

В трактовке Совета по МСФО малые и средние предприятия (далее – МСП) – это непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей.

Малые и средние предприятия характеризуются следующими особенностями:

· управление обычно осуществляется несколькими лицами (владельцами), а не широким кругом собственников;

· финансовые показатели такие, как зарабатываемый доход, а также активы и обязательства, находящиеся под контролем предприятия, обычно невелики;

· относительно небольшое количество наемных работников;

· деятельность таких предприятий обычно в меньшей степени представлена комплексными и сложными сделками.

МСФО для МСП основывается на фундаментальных принципах полной версии МСФО, однако, некоторые вопросы упрощены.

МСФО для МСП и основные МСФО являются отдельными базами подготовки отчетности.

Предприятия, которые разрешено использование МСФО для МСП и которые приняли решение применять этот стандарт, должны следовать всем требованиям этого стандарта и не могут выбирать наиболее удобные требования из основных МСФО, а другие требования из МСФО для МСП.

Методы учета для МСП, которые были упрощены:

· все затраты по займам должны быть признаны в качестве расходов периода;

· все внутренне созданные НМА (расходы на исследование и разработку) должны быть признаны в качестве расходов периода: капитализация затрат запрещена;

· гудвилл и прочие НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизируются в течение ожидаемого срока их использования, а если он не известен, то в течение 10 лет;

· гудвилл тестируется на предмет возможного обесценения только при наличии признаков обесценения;

· затраты, непосредственно связанные с приобретением включаются в стоимость приобретения (капитализируются);

· упрощенный метод учета пенсионных планов с установленными выплатами;

· инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия могут учитываться по себестоимости.

Ряд методик учета были запрещены:

· разрешена оценка основных средств только по первоначальной стоимости: первоначальная стоимость за минусом накопленной амортизации и убытков от обесценения;

· модель оценки по перецененной стоимости ОС исключена;

· разрешена оценка НМА только по первоначальной стоимости первоначальная стоимость за минусом накопленной амортизации и убытков от обесценения;

· модель оценки по перецененной стоимости НМА исключена;

· можно использовать только модель оценки по справедливой стоимости инвестиционную собственность (до тех пор, пока справедливая стоимость может быть надежно оценена без неуместных затрат и усилий);

· модель оценки инвестиционной собственности исключена;

· все правительственные субсидии должны быть признаны через прибыль/убытки, когда выполняются соответствующие критерии признания;

· правительственные субсидии, относящиеся к активам, не должны вычитаться из балансовой стоимости таких активов;

· доля неконтролирующих акционеров оценивается только как пропорциональная доля в чистых активах дочерней компании;

· оценка доли неконтролирующих акционеров по справедливой стоимости исключена.

Существуют ряд стандартов финансовой отчетности и требований к раскрытию информации, которые не являются подходящими для пользователей, вследствие чего не раскрываются:

· доход на акцию;

· промежуточная финансовая отчетность;

· раскрытие по сегментам;

· страхование (страховые компании не имеют право использовать этот стандарт);

· активы, предназначенные для продажи.

Вывод по разделу 1

В разделе 1 рассмотрены теоретические основы формирования и анализа упрощенной бухгалтерской отчетности малых предприятий.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год), составляемая по установленным формам на основе данных бухгалтерского учета.

В работе раскрыта нормативная база формирования упрощенной бухгалтерской отчетности малого предприятия.

В ходе исследования действующих нормативных документов сделан вывод о том, что при формировании отчетности малых предприятий, как и для других организаций, необходимо учитывать ряд требований.

Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой: Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII); Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В сфере бухгалтерского учета обязательным для малых предприятий является применение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. В ст. 7 данного зако­на в отношении субъектов малого бизнеса ука­зано, что руководитель малого предприятия име­ет право самостоятельно вести бухгалтерский учет в организации. Кроме того, субъекты мало­го бизнеса имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, а также составлять в уп­рощенной форме бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н).

Приказом Министерства финансов РФ от 17.08.2012 №113н (внесение изменений в приказ от 02.07.2010 №66н) утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах для малых предприятий. От общепринятых форм упрощенные сильно отличаются. Так, актив баланса состоит их одного раздела вместо двух и включает в себя только пять показателей плюс один итоговый, а в пассиве лишь шесть показателей в одном разделе (вместо трех) плюс одна итоговая величина. В Отчете о финансовых результатах всего лишь семь строк вместо привычных 18 строк. Нет в упрощенной форме и раздела «Справочные данные».

Бухгалтерский учет тесно связан с управленческим. Для принятия качественных управленческих решений необходимо обрабатывать информацию бухгалтерского учета. Цель такого анализа сводится к поиску и использованию резервов увеличения прибыли.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия могут интересовать не только внутренних пользователей (собственников и руководителей), но и внешних пользователей – кредиторов, потенциальных инвесторов, поставщиков и подрядчиков, кредитные организации и др. Эти организации интересует главным образом вопрос о платежеспособности данного предприятия и его деловой активности.

Общее финансовое состояние малого предприятия можно оценить на основании следующих показателей:

· структуры и динамики имущества и источников финансирования;

· ликвидности и платежеспособности;

· финансовой устойчивости;

· финансовых результатов деятельности.

В разделе 1 раскрыты сущность и методика расчета основных финансовых показателей, позволяющих оценить финансовое состояние предприятия с использованием данных его бухгалтерской отчетности.

Для повышения инвестиционной привлекательности малых предприятий для иностранных инвесторов необходима адаптация их бухгалтерской отчетности к международным нормам. С этой целью в работе рассмотерны основные особенности формирования отчетности малыми предприятиями в зарубежной практике в соответствии с МСФО (международных стандартов финансовой отчетности).

Одно из основополагающих требований к финансовой отчетности - чтобы затраты на подготовку финансовой отчетности для собственников и других заинтересованных лиц не превышали выгоды от предоставления информации. Поэтому основной причиной выделения стандартов для малых и средних предприятий (МСП) стали существенные затраты на ведение учета, которые для малого бизнеса непропорционально велики.

Раздел 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Квалификация»

Наши рекомендации