Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Определение элементов финансовой отчетности построены на использовании категории экономической выгоды. При этом будущая экономическая выгода, присущая активу, рассматривается в МСФО как потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или эквивалентов денежных средств предприятия.

Элементы финансовой отчетности - это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности.

Элементами финансовой отчетности являются:

· активы, обязательства и капитал – характеризуют финансовое положение компании;

· доходы и расходы – характеризуют финансовые результаты деятельности компании.

Активы - это средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод. Активы отражаются в балансе при условии, что существует вероятность получения будущих экономических выгод и стоимость активов может быть надежно измерена.

Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, - это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования активов могут возникать в тех случаях, когда:

· актив используется обособленно или в сочетании с другим активом для производства товаров и услуг, которые предназначены для реализации;

· актив обменивается на другие активы;

· актив используется для погашения обязательств;

· актив распределяется между собственниками.

При определении актива право собственности на него не является основным. Так, например, арендованные объекты является активом, если организация будет контролировать выгоды от его использования.

Обязательства - это существующая на отчетную дату задолженность, погашение которой приведет к оттоку ресурсов предприятия. Обязательства отражаются в балансе, только когда существует вероятность будущего оттока ресурсов, воплощающих экономические выгоды, в результате погашения существующего обязательства, и величина такого погашения может быть надежно измерена.

Обязательства подразделяют на фактические, оценочные и условные.

Фактические обязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства, их сумма может быть строго и однозначно определена.

К ним относятся счета расчетов с поставщиками, краткосрочные векселя к оплате, дивиденды к выплате, обязательства по зарплате, доход, полученный авансом.

Оценочные обязательства – это обязательства, точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты. Примерами оценочных значений могут служить задолженность по налогу на прибыль, гарантийные обязательства, резерв на оплату отпусков.

Условные обязательства – это несуществующие обязательства, они могут стать или не стать реальными обязательствами в зависимости от того, произойдут или не произойдут определенные события, вытекающие из прошлых операций, в будущем. Условные обязательства возникают в случае отложенного судебного разбирательства, при налоговых спорах, при гарантировании долгов другой компании.

Погашение обязательств может осуществляться различными способами:

· выплатой денежных средств;

· передачей других активов;

· предоставлением услуг;

· заменой одного обязательства другим;

· переводом обязательства в капитал;

· снятием требования со стороны кредитора.

Необходимо провести различие между текущим и будущим обязательствами. Решение руководства компании приобрести активы в будущем периоде само по себе не ведет к возникновению текущего обязательства. Обычно обязательство возникает тогда, когда актив доставлен или когда компания заключает не подлежащий отмене договор на его приобретение. В последнем случае необратимый характер договора означает, что экономические последствия невыполнения обязательства, например, наличие значительного штрафа, практически не оставляют компании возможности избежать оттока ресурсов к другой стороне.

Капитал - это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств, то есть капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль.

Капитал может функционировать в формах:

· акционерный капитал;

· дополнительный оплаченный и неоплаченный капитал;

· резервы;

· чистая нераспределенная прибыль.

Такая классификация может быть полезна для пользователей, так как она является показателем способности предприятия использовать свой капитал.

Акционерный капитал предприятия складывается из взносов его акционеров, в обмен акционеры (учредители) получают акции предприятия, которые могут быть обыкновенными или привилегированными.

С момента объявления обществом о выпуске новых акций (регистрации проспекта эмиссии акций) и до начала поступления средств в оплату этих акций на счете «Акционерный капитал» никаких изменений не происходит, так как уставный капитал могут составлять только акции, приобретенные акционерами.

Оплата акций осуществляется в течение срока, установленного решением об их размещении, но не позднее одного года с момента их приобретения.

Если акционер не оплатил акцию в установленные сроки, она поступает в распоряжение общества и должна быть реализована в течение одного года либо погашена.

Выпуск может быть признан несостоявшимся в случае неразмещения определенной доли акций, установленной решением о выпуске и проспектом эмиссий.

Имущество, внесенное в оплату акций, оценивается исходя из справедливой стоимости акций.

Компания, не имеющая акционерного капитала, такая как товарищество, должна отражать изменения в течение периода по каждой категории доли в капитале и права, привилегии и ограничения, связанные с каждой категорией доли в капитале.

В уставе акционерного общества указано максимальное количество акций, разрешенных к выпуску.

Выпущенными называются проданные или реализованные другим способом акции.

Циркулирующими называются выпущенные и находящиеся в обращении акции.

Выпущенные, но еще не оплаченные акции, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Дополнительный оплаченный капитал отражает превышение стоимости выпуска акций над номинальной стоимостью и не подлежит распределению акционерам в виде дивидендов.

Дополнительный неоплаченный капитал от переоценки инвестиций и основных средств отражает превышение переоцененной стоимости инвестиций и основных средств над их первоначальной стоимостью.

В рамках МСФО проводится различие между оценочными резервами и резервными фондами. Направление средств в резервные фонды в соответствии с МСФО рассматривается как движение нераспределенной прибыли, а не как статья расходов. Резервные фонды создаются для предоставления предприятию и его кредиторам дополнительной степени защиты от последствий убытков.

Размер капитала зависит от переоценки активов и обязательств. Поэтому доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, не включаются в понятие доходов и расходов, а отражаются как корректировки, необходимые для поддержания капитала или резервы переоценки.

Доходы - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставной капитал).

Доход включает выручку, полученную в результате основной и неосновной деятельности предприятия (прочий доход). Прочие доходы включают, например, доходы, возникающие от реализации основных средств. Определение дохода также включает нереализованные доходы, например, доход, возникающий от переоценки рыночных ценных бумаг, или от увеличения балансовой стоимости долгосрочных активов. При признании таких доходов в отчетах о прибылях и убытках они обычно представляются отдельно, так как информация о них полезна для принятия экономических решений.

Расходы - это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия собственников из уставного капитала). Определение расходов включает убытки, а также расходы, возникающие в процессе обычной деятельности компании. Убытки включают в себя, например, потери, возникшие в результате стихийных бедствий, таких как пожар и наводнение, а также от реализации основных средств. Определение расходов включает также нереализованные убытки, к которым относятся убытки, возникающие в результате увеличения курса обмена валюты в отношении кредитов компаний в данной валюте. При признании убытков в отчете о прибылях и убытках они обычно показываются отдельно, потому что информация о них полезна для принятия экономических решений.

При отражении расходов действует правило соответствия (matching concept) - расходы признаются в отчетном периоде, только если они привели к доходам данного периода.

На основании соотнесения доходов и расходов определяется показатель прибыли организации. Таким образом, все элементы финансовой отчетности связаны между собой понятием экономической выгоды, конечной формой которой является финансовый результат деятельности – прибыль или убыток.

Объект, подходящий под определение элемента, должен признаваться, если соответствует следующим критериям:

· существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с ним, будет получена или утрачена компанией;

· объект имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.

При оценке соответствия объекта этим условиям и, таким образом, возможности его признания в финансовой отчетности, необходимо учитывать принцип существенности.

Взаимосвязь между элементами означает, что объект, отвечающий определению и условиям признания для конкретного элемента, например, актива, автоматически требует признания другого элемента, например, дохода или обязательства.

Наши рекомендации