Налоговый учет на базе бухгалтерского учета

Согласно п.2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 и п.2 Методическиских указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 38 НК РФ для целей налогообложения под товаром понимается любое имущество организации, реализуемое или предназначенное для реализации.

Таким образом, все, что организация продает или имеет возможность продавать, НК РФ называет товаром.

В бухгалтерском учете к товарам относится не все, что продается, а лишь то, что специально приобретено для продажи.

Существенное отличие налогового учета от бухгалтерского учета в торговле, является учет товаров на предприятии. Для целей налогообложения необходимо вести учет товаров только по покупным ценам, независимо от правил их отражения на счетах бухгалтерского учета. Такое требование содержится в пп. 3 п.1 ст. 268 НК РФ.

Некоторые связанные с этим требованием трудностей можно избежать, если должным образом организовать бухгалтерский учет. Либо учитывая большую номенклатуру товаров в розничной торговле, можно использовать следующие методы ведения налогового учета реализованных товаров (или совмещения бухгалтерского и налогового учета):

1) использование штрих-кодов

Способ очень простой и удобный, но дорогой и поэтому не всем доступный. Кроме того, при его использовании время от времени может выясниться, что продаваемой продукции уже нет на складе (это следствие неправильного нанесения штрих-кодов при передаче товаров в торговый зал). Чтобы избежать возникновения таких проблем, рекомендуется хотя бы раз в квартал проводить инвентаризацию товаров. Обычно организация, использующая данный способ учета проданных товаров, сразу ведет их бухгалтерский учет по покупным ценам - это оптимально, т.к. бухгалтерский учет изначально совпадает с налоговым;

2) учет каждой продажи

Это реально в небольших торговых точках, где мало покупателей, которые к тому же не приобретают большого количества товаров разных наименований. Тут каждое предприятие изощряется, как может: записывает каждую продажу в специальную книгу (тетрадь и т.п.), сохраняют копии товарных чеков, снабжают все товары специальными бирками, которые открепляют и оставляют у себя при продаже, вычеркивают проданный товар из заранее составленного списка и т.д. и т.п. Если продавец ошибется в записях, проверить это можно, лишь при помощи инвентаризации.

3) проведение инвентаризации

Это то, что так или иначе время от времени придется делать и при использовании всех иных методов учета проданных товаров. Проводить инвентаризацию можно либо реально, либо «виртуально» (т.е. просто писать инвентаризационной ведомости то, что вам удобно). И в том и в другом случае проверить что-либо спустя некоторое время все равно невозможно. Соответственно главная задача бухгалтера в этом случае следить, чтобы инвентаризационные ведомости были похожи на правду и нельзя было доказать неправильное отражение в них данных при помощи элементарного расчета (остаток + поступление - расход=остаток).

При использовании этого метода учета проданных товаров на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация (неважно как). Количество и учетная (покупная) стоимость реализованных товаров определяются по формуле:

Он + П - Ок =Рт

где Он - остаток товара на начало месяца (по данным учета или данным инвентаризации, которые должны совпадать);

П - поступления в течение месяца (по данным учета);

Ок - остаток товара на конец месяца (по данным учета);

Рт - реализованные товары.

Далее количество рассчитанных по предложенной формуле реализованных товаров следует умножить на их продажную стоимость и сравнить с суммой полученной выручки. Если данные совпали - значит, все сделано правильно. Если нет - это следствие ошибки в расчете или проведении инвентаризации. Соответственно ошибку следует найти и исправить (проверить расчеты, а если там все правильно - подогнать данные инвентаризации или выявить недостачу либо излишек).

4) Учитывать реализованную торговую наценку одним из способов:

- по общему товарообороту;

- по ассортименту товарооборота;

- по ассортименту остатка товара;

При использовании данных способов начисления и списания торговой наценки бухгалтерский учет полностью совпадают с налоговым учетом.

А вот способ расчета валового дохода по среднему проценту является и может применяться в любой организации

В организациях торговли потери возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и продаже. Они делятся на нормируемые и ненормируемые. Такая классификация имеет определяющее значение при решении вопроса о том, за счет какого источника потери будут списаны: за счет организации торговли, персонала фирмы либо поставщика.

Нормируемые потери - это потери, образующиеся в результате усушки, утряски, раскрошки, разлива и т.п., т.е. так называемая естественная убыль товаров (уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств).

Ненормируемые потери - это потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Они образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, снижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц. Наличие в торговых организациях таких потерь является результатом бесхозяйственности, поэтому они считаются сверхнормативными.

К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно убытки от пожаров, наводнений, всякого рода аварий и т.п., а также убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.

Любые потери выявляются только проверкой наличия товаров путем проведения инвентаризации, сроки и порядок проведения которых утверждаются руководителем торговой компании, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является необходимым.

В подпункте 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ сказано, что к материальным расходам приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно данной норме принято постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814, которое регулирует порядок утверждения норм соответствующими министерствами. Однако на данный момент многие нормы еще не разработаны. Поэтому применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ). Включение в состав расходов недостач сверх норм главой 25 НК РФ не предусмотрено. Но на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки организации в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Расходы учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором уполномоченный орган вынес соответствующее решение (письмо Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/1/412).

Иногда в результате инвентаризации выявляются одновременно излишки и недостачи товаров разных сортов, но одного и того же наименования.

В бухгалтерском учете взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только в виде исключения. Причем за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально-ответственного лица, в отношении товаров одного и того же наименования и в тождественных количествах.

В налоговом учете в главе 25 НК РФ не предусмотрена возможность взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы. Для целей налогообложения недостачи включаются в налоговую базу в пределах норм (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Кроме того, при исчислении налога на прибыль учитываются расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли при отсутствии виновных, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Об этом говорится в подпункте 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

Таким образом, убыток, являющийся результатом проведения взаимного зачета излишков и недостач товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Излишки учитываются в налоговой базе в составе внереализационных доходов по рыночной стоимости (п. 20 ст. 250 и п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ). Кроме того, в состав внереализационных доходов включаются суммы ущерба, возмещаемые виновным лицом (п. 3 ст. 250 НК РФ).


Наши рекомендации