Оформление результатов ревизии исполнения сметы расходов
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой (Приложение В).
Акты и справки подписываются проводившим проверку (ревизию) работником контрольно-ревизионной службы (руководителем ревизионной группы), руководителем организации, а при его отсутствии - уполномоченным заместителем руководителя, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемой организации, а при необходимости другими участниками проверки (ревизии).
В случае отказа уполномоченного представителя организации от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись. Представитель организации вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Проводивший проверку (ревизию) работник контрольно-ревизионной службы (руководитель ревизионной группы) вправе потребовать также письменные объяснения по выявленным нарушениям у должностных лиц организации и у иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения организацией законодательства, регулирующего экономические отношения. Данные объяснения и возражения прилагаются к акту проверки (ревизии). По истечении установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется проводившим проверку (ревизию) работником контрольно-ревизионной службы (руководителем ревизионной группы) и по ним составляется письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемой организации.
В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение юридическим лицом законодательства, регулирующего экономические отношения, проводящим проверку (ревизию) работником контрольно-ревизионной службы (руководителем ревизионной группы) до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт.
Промежуточный акт подписывается проводящим проверку (ревизию) работником контрольно-ревизионной службы (руководителем ревизионной группы), руководителем организации, а при его отсутствии - уполномоченным заместителем руководителя, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения. В случае отказа должностного лица проверяемой организации от подписания промежуточного акта в этом акте делается соответствующая запись.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии).
Один экземпляр общего и промежуточного актов направляется проверяемой организации (вручается его уполномоченному представителю).
В акте проверки (ревизии) с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок (ревизий) должны быть указаны:
- основание назначения проверки (ревизии), дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку (ревизию);
- даты начала и завершения проверки или ревизии (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки (ревизии);
- должности, фамилии и инициалы работников проверяемой организации, обязанных в соответствии с настоящей Инструкцией подписать акт проверки (ревизии), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке (ревизии);
- наименование, местонахождение и подчиненность проверяемой организации, его учетный номер налогоплательщика, реквизиты расчетного счета;
- наличие книги учета проверок (ревизий), а также информации о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии);
- кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;
- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;
- место, время (если оно установлено) и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;
- факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;
- факты сокрытия или несвоевременного перечисления в бюджет платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;
- установление в ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;
- размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
- должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение юридическим лицом законодательства, регулирующего экономические отношения;
- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
В акте проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого юридического лица.
Однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки (ревизии), в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения:
размер причиненного вреда (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов и другие. В акте могут приводиться обобщенные итоговые данные и примеры.
В необходимых случаях к акту могут быть приложены копии или выписки из различных документов, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, заверенные в установленном порядке.
По окончании проверки (ревизии) контрольно-ревизионная служба, проводившая проверку (ревизию), информирует вышестоящий государственный орган о выявленных фактах нарушений законодательства и вносит предложения по их устранению и предотвращению.
При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей об этом немедленно ставится в известность лицо, назначившее проверку (ревизию). Материалы таких проверок (ревизий) передаются правоохранительным органам в оригиналах в 10-дневный срок со дня составления акта проверки (ревизии).
Материалы проверки (ревизии) направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются: наименование проверенной организации; ее местонахождение; характер выявленных нарушений; какие требования актов законодательства не соблюдены; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения, с приложением документов, регламентирующих их должностные обязанности.
Персональную ответственность за своевременность, полноту и надлежащее качество направляемых в правоохранительные органы материалов проверок (ревизий) несет руководитель органа, назначивший проверку (ревизию).
Руководитель органа, назначивший проверку (ревизию), обязан не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов рассмотреть их и вынести в пределах своей компетенции решение по устранению отмеченных нарушений и недостатков, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, обеспечить контроль за выполнением этого решения.
Контрольно-ревизионные службы обеспечивают контроль за устранением организацией выявленных нарушений и представлением информации об этом в сроки, установленные названным Указом.
Материалы проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, проведенных контрольно-ревизионными службами Министерства образования Республики Беларусь, представляются по запросам в Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и их территориальные органы.