Собенности анализа исполнения сметы расходов

Большое значение имеет анализ исполнения смет в осуществлении контроля за правильным расходованием средств, соблюдением действующего законодательства, установленных штатов, оклада, заработной платы работников, утвержденных нормативов расходов и натуральных норм обеспечения питанием и другими видами материального обеспечения. Для расходования бюджетных средств установлены определенные правила. Анализ исполнения смет позволяет установить, соблюдаются ли эти правила (финансовая дисциплина) при расходовании средств[2].

По данным анализа годового отчета бюджетного учреждения и особенно отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам уточняются объемы финансирования текущего года с учетом показателей, сложившихся на конец отчетного периода. В тех случаях, когда отчетные показатели на конец отчетного года выше показателей, предусмотренных в смете на начало текущего года, в установленном порядке рассматривается вопрос о соответствующем увеличении расходов по смете.

Анализ месячной и квартальной отчетности используется при текущем финансировании учреждений. В результате анализа годовых отчетов определяются суммы недофинансирования или излишнего финансирования, дебиторской и кредиторской задолженности, подлежащие зачету при текущем финансировании или внесению в доход бюджета[3].

В бюджетных и научных учреждениях учет расходов и составление отчетности осуществляются в разрезе показателей сметы, которые обобщены в двух основных статьях: текущие расходы и капитальные расходы. Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.

Основными задачами исполнения смет расходов являются:

· изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

· изучение состава и структуры расходов;

· оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;

· выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных и научных учреждений;

· обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником анализа исполнения смет бюджетных и научных учреждений служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения.

К ней относятся:

· отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учреждений (форма №2);

· баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений (форма № 1);

· карточки учета расходов и данные первичного учета затрат материальных ресурсов, труда и заработной платы;

· отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам (форма № 3); » акты ревизий и проверок;

· данные бюджетных учреждений по учету кассовых и фактических расходов.

Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является отражение в бухгалтерском учете двух видов расходов: кассовых и фактических. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком, как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим же расходам относятся действительные затраты учреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям. При внесении в банк каких-либо сумм на бюджетные или текущие счета учреждений в бухгалтерском учете на эти суммы уменьшаются кассовые расходы. Последние не должны превышать годовые ассигнования в целом по уточненной смете и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже фактических расходов.

Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств. Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.

В процессе анализа используются данные учета расходов в разрезе отдельных видов мероприятий и работ. По аналогичным их видам привлекается информация о расходах других учреждений. Это позволяет повысить результативность анализа и выявить резервы снижения расходов[4].

Глава II Анализ исполнения сметы расходов на основе экономических данных

Анализ исполнения сметы расходов бюджетного учреждения

Анализ исполнения сметы расходов проведем по данным Федерального государственного учреждения. Основным направлением деятельности данного учреждения является научная деятельность и лечебная.

Таблица 1

Анализ состава и структуры расходов учреждения

№ п/п Наименование показателя Код расхода по ЭКР Утверждено по смете Исполнено через органы, организующие исполнение бюджета (кассовый расход) Отклонение (+,-)
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %
Заработная плата 75545,7 26,03 75545,7 26,06 - 0,03
Прочие выплаты 69,7 0,02 69,7 0,02 - -
  Начисления на оплату труда 19121,3   6,59 18776,3 6,48 -345 -0,11
Услуги связи   265,9 0,09 265,9 0,09 - -
  Транспортные услуги 51,7 0,02 51,7 0,02 - -
Коммунальные услуги 3,98 3,98 - -
Услуги по содержанию имущества 10,24 10,26 - 0,02
  Прочие услуги 3673,7 1,27 3673,7 1,27 - -
Увеличение стоимости основных средств 116469,2 40,14 116469,2 40,19 - 0,05
Увеличение стоимости материальных запасов 22889,3 7,89 22889,3 7,90 - 0,02
Прочие расходы 10800,6 3,73 10800,6 3,73 - -
  Итого расходов   290142,1 289797,1 -345 -

Продолжение табл.1

Из таблицы 1 видно, что кассовый расход меньше расхода утвержденного по смете на 345 тыс. руб. Это отклонение произошло по статье «Начисления на оплату труда». Это связано с тем, что страховые взносы фактически начислены меньше. Вследствие того, что страховые взносы не начисляются на Фонд оплаты труда инвалидов, компенсацию за неиспользованный отпуск, на пособие по больничному листу за счет учреждения и за счет превышения базы при начислении страховых взносов свыше 415 тыс. руб. Изменения в структуре расходов учреждения существенных отклонений не наблюдается.

Таблица 2

Анализ исполнения сметы расходов учреждения в расчете на единицу показателя, характеризующего мощность учреждении

№ п/п Наимено- вание показа- теля Код расхода по ЭКР Утверждено по смете Фактический расход Отклонение (+,-)

Продолжение табл.2

      общая сумма, тыс. руб. в среднем на ед. показателя, характеризующего мощность, тыс.   руб. общая сумма, тыс. руб. в среднем на ед. показателя, характеризующего мощность, тыс.   руб. общая сумма, тыс. руб. в среднем на ед. показателя, характеризующего мощность, тыс.   руб.
Заработная плата 75545,7 151,09 75545,7 151,09 - -
Прочие выплаты 69,7 0,14 72,54 0,15 2,84 0,01
  Начисления на оплату труда 19121,3   38,24 18777,21 37,55 -344,09 -0,69
Услуги связи   265,9 0,53 265,9 0,53 - -
  Транспортные услуги 51,7 0,10 51,7 0,10 - -
Коммунальные услуги 23,07 23,07 - -
Услуги по содержанию имущества 59,44 59,44 - -
    Прочие услуги 3673,7 7,35 3698,16 7,40 24,46 0,05
Увеличение стоимости основных средств 116469,2 232,9 128941,24 257,88 12472,04 24,98
Увеличение стоимости материальных запасов 22889,3 45,78 24161,02 48,32 1271,72 2,54
Прочие расходы 10800,6 21,60 10816,64 21,63 16,04 0,03
  Итого расходов   290142,1 580,28 303585,08 607,17 13442,98 26,89

Из таблицы 2 видно, что общий фактический расход превышает сметный расход на 13442,98 или на 26,89 тыс. руб. на 1 койку. Превышение фактического расхода над сметным расходом по статье «Увеличение стоимости основных средств» составило 12472,04 тыс. руб. или 24,98 тыс. руб. на 1 койку. Это может быть связано с тем, что на момент составления сметы не была проведена инвентаризация, и было учтено не все оборудование. Расчет фактического расхода осуществлялся после проведения инвентаризации. Превышение фактического расхода над сметным расходом по статье «Увеличение стоимости материальных запасов» составило 1271,72 тыс. руб. или 2,54 тыс. руб. на 1 койку. Это изменение может быть связано с тем, что было израсходовано материальных запасов больше, чем планировалось изначально. Превышение фактического расхода над сметным расходом по статье «Прочие услуги» составило 24,46 тыс. руб. или 0,05 тыс. руб. на 1 койку. Это может быть связано с тем, что было израсходовано больше средств на обучение работников, чем планировалось. По статье «Начисления на оплату труда» фактический расход меньше сметного расхода на 344,09 тыс. руб. или на 0,69 тыс. руб. на 1 койку. Это связано с тем, что страховые взносы фактически начислены меньше. Вследствие того, что страховые взносы не начисляются на Фонд оплаты труда инвалидов, компенсацию за неиспользованный отпуск, на пособие по больничному листу за счет учреждения и за счет превышения базы при начислении страховых взносов свыше 415 тыс. руб. По статье «Прочие расходы» фактический расход превышает сметный расход 16,04 тыс. руб. или на 0,03 тыс. руб. на 1 койку. Это может быть связано с повышением ставок налога на землю или увеличением территории занимаемой учреждением. По статье «Прочие выплаты» фактический расход превышает сметный расход на 2,84 тыс. руб. или на 0,01 тыс. руб. на 1 койку. Это может быть связано с тем, что при составлении сметы были учтены не все выплаты положенные сотрудникам учреждения.

Таблица 3

Расчет влияния факторов на средний расход средств, приходящихся на единицу показателя, характеризующего объем услуг

№ п/п Показатели Условные расчеты Всего расходов на ед. показателя, характеризующего объем услуг, оказанных учреждением (1 койко-день и т.д.)
Сумма расходов, тыс. руб. Показатель, характеризующий мощность учреждения (среднегодовое количество коек и т.д.) Срокпребывания Оборачиваемость койки  
6 (и т.д.)
1. По смете 290142,1 38,85 6,43 2,32
2. При фактических расходах 303585,08 38,86 6,56 2,38
3. При фактических расходах и фактическом показателе, характеризующего мощность учреждения (количестве коек и т.п.) 303585,08 38,85 6,43 2,42
4. При фактических расходах, фактическом значении показателя, характеризующего мощность учреждения и фактическом значении показателя в графе 5. 303585,08 38,86 6,43 2,43

Продолжение табл.3

5. При фактических расходах, фактическом значении показателя, характеризующего мощность учреждения, фактических значениях показателей в графах 5,6. и т.д. 303585,08 38,86 6,56 2,38

Рассматривая таблицу 3 можно сделать вывод, что по смете на 1 койко-день приходится 2,32 тыс. руб. Фактический расход на 1 койко-день составляет 2,38 тыс. руб. Далее рассмотрим влияние каждого показателя в отдельности. Если увеличить суммы расходов на 13442,98 тыс. руб., то увеличится сумма расходов на 1 койко-день на 0,1 тыс. руб ( 2,42- 2,32). Увеличение срока пребывания на 0,01 будет способствовать увеличению расходов на 1 койко-день на 0,01 тыс. руб (2,43- 2,42). Увеличение оборачиваемости койки на 0,13 будет способствовать снижению расходов на 1 койко-день на 0,05 тыс. руб (2,43- 2,38).

Таблица 4

Анализ соотношения кассовых и фактических расходов

№ п/п Наименование показателя Код расхода по ЭКР Кассовый расход, тыс. руб. Фактический расход, тыс. руб. Отклонение фактических расходов от кассовых (+,-)
абсолютное, тыс. руб. относительное, %
Заработная плата 75545,7 75545,7 - -
Прочие выплаты 69,7 72,54 2,84 4,07
  Начисления на оплату труда 18776,3 18777,21 0,91 0,005
Услуги связи   265,9 265,9 - -
  Транспортные услуги 51,7 51,7 - -
Коммунальные услуги - -

Продолжение табл.4

Услуги по содержанию имущества - -
  Прочие услуги 3673,7 3698,16 24,46 0,66
Увеличение стоимости основных средств 116469,2 128941,24 12472,04 10,71
Увеличение стоимости материальных запасов 22889,3 24161,02 1271,72 5,56
Прочие расходы 10800,6 10816,64 16,04 0,15
    Итого расходов   289797,1 303585,08 13787,98 4,76

Из таблицы 4 можно сделать вывод, что кассовый расход меньше фактического расхода на 13787,84 тыс. руб. или на 4,76%. По статье 213 фактический расход превышает кассовый на 0,91 тыс. руб. или на 0,005%. Это произошло возможно из-за того, что на отчетную дату исследуемое учреждение не перечислило ФСЗН разницу между суммой начислений и выплатой по больничным листам и пенсией. По статье 226 фактический расход превышает кассовый на 24,46 тыс. руб. или на 0,66%. Превышение могло возникнуть в результате образования кредиторской задолженности организации, которая занимается обучением сотрудников данного учреждения. По 310 фактический расход превышает кассовый на 12472,04 тыс. руб. или на 10,71%. Это могло быть связано с тем, что неиспользуемое оборудование было реализовано, а на полученные средства куплено новое оборудование. По статье 340 фактический расход превышает кассовый на 1271,72 тыс. руб. или 5,56%. Это может быть связано с тем, что было израсходовано больше материальных запасов, чем приобретено. Это возможно в результате расходования материалов имеющихся на складе. По статье 290 фактический расход превышает кассовый на 16,04 тыс. руб. или 0,15%. Это может быть связано с тем, что на начало отчетного года учреждение имело дебиторскую задолженность за финансовым органом по налогам. При таком положении дел в отчетном году учреждение перечислило финансовому органу меньшую сумму налогов, чем было фактически удержано.

Таблица 5

Анализ отклонений кассовых и фактических расходов от утвержденных лимитов бюджетных обязательств

№ п/п Наименование показателя Код расхода по ЭКР Лимиты бюджетных обязательств, тыс. руб. Кассовый расход, тыс. руб. Фактический расход, тыс. руб. Отклонение, тыс. руб. (+,-)
кассовых расходов от лимитов фактических расходов от лимитов
Заработная плата 75545,7 75545,7 75545,7 - -
Прочие выплаты 69,7 69,7 72,54 - 2,84
  Начисления на оплату труда 19121,3 18776,3 18777,21 -345 -344,09
Услуги связи   265,9 265,9 265,9 - -
  Транспортные услуги 51,7 51,7 51,7 - -
Коммунальные услуги - -
Услуги по содержанию имущества - -
  Прочие услуги 3673,7 3673,7 3698,16 - 24,46
Увеличение стоимости основных средств 116469,2 116469,2 128941,24 - 12472,04
Увеличение стоимости материальных запасов 22889,3 22889,3 24161,02 - 1271,72
Прочие расходы 10800,06 10800,6 10816,64 - 16,04
    Итого   290142,1 289797,1 303585,08 -345 13442,98

Из таблицы 5 видно, что кассовый расход меньше установленных лимитов бюджетных обязательств на 345 тыс. руб. Это отклонение возникло по статье 213. Также по данной статье фактический расход меньше установленных лимитов бюджетных обязательств на 344,09 тыс. руб. Это связано с тем, что страховые взносы фактически начислены меньше. Вследствие того, что страховые взносы не начисляются на Фонд оплаты труда инвалидов, компенсацию за неиспользованный отпуск, на пособие по больничному листу за счет учреждения и за счет превышения базы при начислении страховых взносов свыше 415 тыс. руб. Превышение фактического расхода над лимитами бюджетных обязательств составило 13442,98 тыс. руб. По статье 226 фактический расход превышает лимиты бюджетных обязательств на 24,46 тыс. руб. Это может быть связано повышением цен на обучение сотрудников. По 310 фактический расход превышает лимиты бюджетных обязательств на 12472,04 тыс. руб. Это может быть связано с тем, что на балансе учреждения было учено не все оборудование. По статье 340 фактический расход превышает лимиты бюджетных обязательств на 1271,72 тыс. руб. Это может быть связано с тем, что было израсходовано больше материальных запасов, чем планировалось.

Таблица 6

Анализ расходов по коду расходов по ЭКР

№ п/п Группа расходов, например, материальных запасов Утверждено по смете Фактический расход Отклонение (+,-)
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %
1. Медикаменты и перевязочные средства 12843,7 56,11 13313,7 55,10 -1,01
2. Продуктов питания 3683,1 16,09 3834,68 15,87 151,5 -0,22
3. Горюче-смазочные материалы 683,4 2,99 738,14 3,05 54,7 0,06
4. Прочие материальные запасы 5679,1 24,81 6274,62 25,98 595,52 1,17
5. Итого 22889,3 24161,02 1271,72 -

Из таблицы 6 видно, что сумма фактического расхода по статье 340 превышает сумму сметного расхода на 1271,72 тыс. руб. Фактический расход по горюче-смазочным материалам превышает сметный расход на 54,7 тыс. руб. Эта ситуация могла возникнуть в результате увеличения числа вызовов врачей или связана с повышением цен на горюче-смазочные материалы. По прочим материальным запасам превышение фактического расхода составило 1217,02 тыс. руб. Это может из-за того, что прочих материальных запасов было израсходовано больше, чем планировалось. По медикаментам и перевязочным средствам фактический расход превышает сметный расход на 470 тыс. руб. Это может быть связано с тем, что медикаментов и перевязочных средств было израсходовано больше, чем планировалось. Фактический расход на продукты питания превышает сметный расход на 151,5 тыс. руб. Это может быть связано с тем, что продуктов питания было израсходовано больше, чем планировалось. В структуре расходов по данной статье существенных отклонений не наблюдается.

Заключение

Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета доходов и расходов.

На основе анализа отчета об исполнении сметы расходов проверяется выполнение учреждением утвержденных показателей, подготавливаются предложения по совершенствованию нормативов расходов, составляется выполнение плана по отдельным показателям, рассматриваются также другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

На основе проведенного анализа можно отметить, что при анализе исполнения сметы расходов были выявлены некоторые отклонения. Это свидетельствует о неэффективной работе планово-экономического отдела.

Список используемой литературы

1. Данилов Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях - М.: ФиС, 2004. - 336с.

2. Дедков Е.П. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и его централизация. - М.: Финансы, 1998г., 367с.

3. Нефедов В.П., Долгае В.М., Жоромская Н. Н. Бухгалтерский учет лечебного учреждения. - М.: Книжный мир, 1999г. - 160 с.

4. Панков Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие.- М.: «Новое издание», 2003г.-409с.

5. Поносова С.И. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов факультета управления всех форм обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».- CПб, 2008г.

Наши рекомендации