Оформление результатов проверки (ревизии)

По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.

Акты и справки подписываются проводившим проверку (ревизию) должностным лицом (руководителем ревизионной группы), руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) и лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта, а при необходимости – другими участниками проверки (ревизии).

В случае отказа уполномоченного представителя субъекта хозяйствования от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись. Представитель субъекта хозяйствования вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.

При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные лица субъекта хозяйствования делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Проверявший вправе потребовать представить также письменные объяснения должностных лиц юридического лица (индивидуального предпринимателя) и лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой (ревизией) нарушениях. Данные объяснения и замечания прилагаются к акту проверки (ревизии) и являются неотъемлемой его частью.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется работником, проводившим проверку (ревизию), и по ним составляется письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В случае если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или если по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт, который подписывается проверяющим (руководителем ревизионной группы), соответствующими должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке будут требоваться письменные объяснения. Один экземпляр акта передается руководителю проверяемого субъекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии).

В акте проверки (ревизии) должны быть указаны:

· основания назначения проверки (ревизии), дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт проверки (ревизии);

· даты начала и завершения проверки (ревизии) (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки (ревизии);

· должности и фамилии работников проверяемого субъекта хозяйствования, обязанных в соответствии с порядком заполнения Книги учета проверок (ревизий) подписать акт проверки (ревизии), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке (ревизии);

· наименование и местонахождение проверяемого субъекта хозяйствования;

· кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии), какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;

· какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

· место, время и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная актом законодательства ответственность за данный вид нарушения;

· факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;

· факты сокрытия или несвоевременного перечисления причитающихся бюджету платежей и других сумм; прочих нарушений финансовой дисциплины; неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля; установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств и материальных ценностей; потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;

· размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений;

· должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности субъекта хозяйствования;

· иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

В акте проверки (ревизии) должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта.

При проведении проверки (ревизии) уполномоченные должностные лица контролирующих органов обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

Однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки (ревизии), в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: сумма ущерба, период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов, виновные лица и др. В акте могут приводиться обобщенные итоговые данные и примеры.

Результаты проверки (ревизии) излагаются в акте на основе:

· проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у проверяемых субъектов документов и материалов, проведенных встречных проверок;

· фактических проверок действительности совершенных операций;

· итогов взвешивания и обмера сырья и материалов по данным произведенных в ходе проверки (ревизии) инвентаризаций;

· проведения контрольных обмеров, запусков сырья и материалов в производство, анализов сырья, материалов и готовой продукции;

· данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции государственным стандартам, а также других данных, вытекающих из заключений специальных экспертиз.

По окончании проверки (ревизии) орган, проводивший проверку (ревизию), обязан проинформировать вышестоящий орган государственного управления, собственника (уполномоченное им лицо) проверенного субъекта хозяйствования о выявленных фактах нарушений законодательства с указанием обстоятельств и причин их возникновения и внесением предложений по их устранению и предотвращению.

Оформленный в соответствии с требованиями порядка акт проверки (ревизии) направляется должностному лицу контролирующего органа, уполномоченному рассматривать материалы о совершенном правонарушении.

Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1 тыс. базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении – на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений.

Материалы проверки направляются в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его местонахождения), его местонахождение (место жительства), выявленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

К сопроводительному письму прилагаются копии следующих документов:

· акта проверки;

· документов, регламентирующих должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (при их наличии);

· возражений по акту проверки (при их наличии) и заключений по результатам их рассмотрения, акта дополнительной проверки (при его наличии);

· решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания в отношении проверяемого субъекта;

· объяснений лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии).

В случае обжалования (опротестования) решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений и (или) постановления о наложении административного взыскания-решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб (протестов), направляются контролирующим (надзорным) органом, проводившим проверку, в органы уголовного преследования в течение 10 рабочих дней со дня их принятия.

К материалам проверок, передаваемым в органы уголовного преследования, могут быть приложены подлинники или копии документов бухгалтерского учета, иных документов, в том числе хранившихся на машинных носителях в электронном виде, свидетельствующие о совершении нарушений законодательства.

По мотивированному запросу органа уголовного преследования контролирующий (надзорный) орган обязан в 5-дневный срок со дня поступления запроса представить копии имеющихся у него дополнительных материалов, необходимых для принятия органом уголовного преследования решения в соответствии с законодательством.

Органы уголовного преследования при получении материалов проверки регистрируют и рассматривают их, принимают решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. О принятом решении (о возбуждении уголовного дела и результатах его рассмотрения, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении возбужденного уголовного дела) в 10-дневный срок со дня его вынесения в контролирующий (надзорный) орган направляется соответствующая информация.

По окончании проверки контролирующий (надзорный) орган, проводивший проверку, имеет право проинформировать вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах нарушений законодательства и внести предложения о предотвращении их в будущем.

Наши рекомендации