Выбор темы и порядок выполнения курсовой работы

Кафедра ежегодно формирует примерную тематику курсовых работ на текущий учебный год, назначает руководителя и определяет сроки ее выполнения и защиты. Студентам предоставляется право выбора любой темы из предложенного списка (Приложение А). Выбранная тема курсовой работы должна быть согласована с научным руководителем. По согласованию с руководителем/ заведующим кафедрой студент может изменить название предлагаемой темы или сформулировать тему самостоятельно.

При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать следующие условия:

- соответствие темы курсовой работы содержанию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

- актуальность проблемы;

- наличие специальной литературы и возможность получения фактических данных, необходимых для анализа;

- собственные научные интересы и способности студента;

- преемственность исследований, начатых в предыдущих курсовых работах и в период учебных и производственных практик;

- исключение по возможности дублирования (дословного совпадения формулировок) тем курсовых работ, выполняемых студентами;

- возможность дальнейшего ее развития, углубления и конкретизации, а также использования в выпускной квалификационной работе.

Тема курсовой работы может быть также принята на основании заявки исследуемой организации. Тема курсовой работы согласовывается с научным руководителем и утверждается на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, затем Ученым советом факультета экономики, менеджмента и информационных технологий. Закрепление темы и научного руководителя за конкретным студентом осуществляется распоряжением по деканату.

Выбор одинаковой темы курсовой работы несколькими студентами (как дневной, так и заочной форм обучения) по материалам одной и той же организации не допускается. Изменения темы курсовой работы могут быть внесены только после согласования с научным руководителем.

Научный руководитель в период написания курсовой работы выполняет следующие функции:

- согласовывает со студентом тему работы;

- составляет задание на курсовую работу согласно календарному плану-графику;

- оказывает студенту помощь в составлении плана работы;

- рекомендует научную литературу, справочные, статистические материалы и др. источники информации по выбранной теме;

- проводит регулярные консультации;

- осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы;

- оценивает содержание курсовой работы;

- дает отзыв на курсовую работу (Приложение Б).

Обязанности студента при выполнении курсовой работы:

- обоснование выбора темы курсовой работы;

- соблюдение требований настоящих методических рекомендаций и разработанного плана-графика выполнения курсовой работы;

- оперативное внесение изменений в содержание курсовой работы в соответствии с требованиями и замечаниями руководителя для достижения необходимого уровня ее качества;

- своевременное представление курсовой работы на окончательную проверку научному руководителю.

Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы, должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат.

Языку и стилю курсовой работы следует уделять особое внимание, поскольку они позволяют судить об общей культуре автора работы. Целесообразно использовать формально-логический способ изложения материала, предполагающий применение:

- специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит» и др.)

- противоречивых отношений («однако», «тем не менее», «с другой стороны»);

- причинно-следственных отношений («следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того»);

- средств перехода от одной мысли к другой («прежде чем перейти к...» «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к..:», «необходимо остановиться на...», «необходимо рассмотреть»);

- средств выражения итогов, выводов («итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог, следует отметить...»).

В качестве средств связи могут быть использованы местоимения, прилагательные и причастия («данные», «этот», «такой», «названные», «указанные» и др.). Научный стиль изложения характеризуется также относительными прилагательными, поскольку именно они способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Для образования превосходной степени, чаще всего, используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «побольше», «повыше»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами «-айш-», «-ейш-», за исключением некоторых терминологических выражений (например, «наименьшее значение показателя»).

Не принято употреблять личное местоимение первого лица единственного числа, т.е. «я», «мною». Собственные мысли студента по теме исследования трактуются личным местоимением первого лица множественного числа или от третьего лица единственного числа. С этой целью желательно применять конструктивные выражения типа «мы считаем», «мы полагаем», «по нашему мнению», не допуская при этом частого использования местоимения «мы». Можно прибегать к конструкциям, исключающим его употребление (например, «вначале производят отбор исходных данных и устанавливают их соот­ветствие направлениям исследования...», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что…»).

Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...», «Целесообразно предложить...», «В данном разделе рассматриваются...», «В работе излагается», «Автором получено», «Наблюдается», «Отмечается» и т. п.).

Культуру научной речи определяют точность, ясность и краткость. Каждое слово и выражение должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было не только точнее, но и короче изложить суть. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста.

При наличии замечаний работа возвращается на доработку, при их отсутствии – допускается к защите. За достоверность всех данных и расчетов, приведенных в курсовой работе, за сделанные выводы и решения отвечает студент – автор курсовой работы.

Защиту курсовой работы у студента принимает утвержденная комиссия, состоящая из преподавателей кафедры.

Студенты, не сдавшие и не защитившие без уважительных причин курсовую работу в срок, считаются имеющими академическую задолженность.

Наши рекомендации