Нормативно-законодательная база учета арендных отношений
ГБОУ СПО «Чайковский техникум промышленных технологий и управления»
Курсовая работа по ПМ.02 МДК.02.01
«Практические основы бухгалтерского учета»
На тему: «Учёт хозяйственных операций при текущей аренде»
Выполнил студент ΙII курса
Гр. БЭ –31 Арбузов И.Д.
Руководитель: Баранова Н.Г.
Чайковский 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения арендных отношений
1.1. Нормативно-законодательная база учета арендных отношений…………6
1.2. Договор аренды и его составляющие………………………………………8
1.3. Пользование арендованным имуществом………………………………....11
1.4. Возврат имущества арендодателю…………………………………………12
Глава 2. Расходы при аренде и выкуп имущества
2.1. Коммунальные расходы при аренде……………………………………….13
2.2. Выкуп арендованного имущества………………………………….............13
2.2.1. Учет имущества у арендодателя…………………………………………14
2.3.2. Учёт имущества у арендатора……………………………………………17
Глава 3. Бухгалтерский учёт арендованных основных средств
3.1. Передача имущества в аренду (учёт у арендодателя)……………………21
3.2 Учёт имущества взятого в аренду (учёт у арендатора).……………….….23
3.3. Учёт арендной платы у арендодателя……………………………………..23
3.4. Учёт арендной платы у арендатора………………………………………..27
Заключение………..…………………………………………………………….30
Список литературы…….………………………………………………………33
Приложение
Введение
Организации зачастую испытывают потребность в какой-либо вещи для осуществления своей деятельности, не имея при этом финансовых возможностей купить её. Иногда организации являются собственниками каких-либо вещей, но не используют их по назначению или вообще не пользуются ими. В подобных случаях было бы целесообразно передать или взять такие вещи в аренду. В большинстве случаев по договору аренды передаются основные средства, поскольку именно они являются самым дорогостоящим имуществом, приобретение которого в собственность не всегда целесообразно.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества, перемещаются в нутрии предприятия, выбывают с предприятия, а также передаются в аренду. Вступление в арендные отношения влечет за собой особый учет операций связанных с движением основных средств. Арендованные основные средства отражаются в бухгалтерском учёте иначе, чем собственные основные средства. Организация может передавать в аренду как временно не используемое в производственных и непроизводственных целях имущество, так и имущество, специально приобретённое для передачи в аренду с целью получения дохода. Передача имущества в аренду являющаяся основным видом деятельности организации отражается в бухгалтерском учёте иначе, чем, если бы это был бы операционный доход. Порядок отражения сумм начисленной амортизации, арендной платы, ремонта арендованных основных средств, неотделимых и отделимых улучшений также зависит от того, является ли предоставление активов в аренду предметом деятельности организации. Все эти вопросы и нюансы необходимо рассматривать отдельно по каждой хозяйственной операции. Нужно помнить, что налоговый учет влияет на их ведение и неотделимо связан с бухгалтерским учётом. Многочисленные подробные примеры с проводками позволят понять порядок предоставления имущества в аренду, его использование, содержание, улучшение и возврат арендодателю, внесение арендной платы и коммунальных платежей, списание расходов на ремонт и улучшения, начисление амортизации и выкупа арендованного имущества.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи с переходом к рыночным отношениям арендные сделки в России все в большей степени становятся похожими на подобные операции в экономически развитых станах мира, по крайней мере, в плане их разнообразия. Вместе с тем необходимо отметить, если в правовом отношении вопросы регулирования традиционных арендных сделок характеризуются определенной последовательностью и проработанностью, то в части налогового и бухгалтерского аспектов учета подобных операций существует достаточно много спорных и противоречивых моментов.
Цель данной работы: изучение порядка отражения операций связанных с арендой на счетах бухгалтерского учёта и обобщение опыта организации учета текущей аренды, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета текущей аренды.
При рассмотрении особенностей бухгалтерского учета текущей аренды в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
· раскрыть специфику бухгалтерского учета арендных отношений у их основных участников: арендатора и арендодателя;
· рассмотреть хозяйственные операции при аренде, а именно:
· учёт арендной платы;
· учёт ремонта арендованных средств;
· учёт затрат по улучшению арендованных объектов основных средств;
· учёт амортизации;
· учёт коммунальных затрат;
· учёт выкупа арендованного имущества.
Теоретической и методологической основой данной работы являются публикации ведущих специалистов по данной теме, нормативные и правовые акты Российской Федерации, международная практика.
Курсовая работа выполнена на практических материалах с привидением большого количества примеров, касающихся всех аспектов аренды.
Глава 1. Общие положения арендных отношений
Нормативно-законодательная база учета арендных отношений
Нормативный акт - это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права.
Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции РФ и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами.
Федеральный Закон О Бухгалтерском Учете - первый в истории России специализированный законодательный акт в области бухгалтерского учета. Вступил в действие со дня его официального опубликования - 28 ноября 1996 г. Занимает важное место среди экономических законов, составляющих правовую базу для развития рыночных отношений. В нем закреплен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, определены задачи бухгалтерского учета, основные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. В соответствии с положением Конституции Российской Федерации вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации (в отличие, например, от США, где штаты имеют право устанавливать свои нормы бухгалтерского учета). Тем самым обеспечивается единство правил ведения и организации бухгалтерского учета, которые (в виде Федерального закона) распространяются на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами.
Акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин "законодательство" применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой акт" принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин "подзаконный акт" ("акт законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.
Нормативные акты:
1. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «Об бухгалтерском учёте»
2. Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ
3. Федеральный закон №58-ФЗ
4. Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003г. № 91н «Об утверждении методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств»
5. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств» ПБУ 6/01»
6. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н «Об утверждении положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ. 9/99»
7. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н «Об утверждении положением по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ. 10/99»
8. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
9. Письмо Минфина от 6 сентября 2005 г. № 07-05-06/234.
10. Письмо Минфина от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52.