Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России

ВВЕДЕНИЕ

XXI век – век технологического прогресса, глобализации и интеграции. В столь изменяющихся условиях каждой стране необходимо стремиться достичь устойчивого экономического развития. И, конечно, Россия не исключение.

Что бы достигнуть стабильного экономического роста в России, устойчивого развития в российских регионах в экономическом аспекте, необходимо решить проблему эффективного воздействия с внешним миром. И внешнеэкономическая деятельность (далее – «ВЭД»), в последние годы, играет первостепенную роль в процессе интеграции России в современную мировую экономику. Регионы Сибирского федерального округа являются активными участниками этой деятельности, ведь именно данные регионы обладают значительной природно-сырьевой базой, столь востребованной сегодня на мировых рынках.

К числу таких регионов относится Красноярский край, удельный вес которого во внешнеторговом обороте страны на протяжении 2008-2014гг. постоянно составлял около 1,5-2,0%. На долю региона приходится 22% внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа (СФО), что обеспечивает краю лидерство в рейтинге регионов данного округа: Красноярский край в Сибири занимает ведущие позиции по абсолютным показателям как экспорта, так и импорта.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью исследования внешнеэкономической деятельности Красноярского края для выявления перспектив развития региона. Так же необходимо отметить, что развитие внешнеэкономических отношений региона положительно скажется и на экономике страны в целом.

Объектом исследования являются структура и динамика внешнеэкономических отношений Красноярского края.

Предметом исследования выступают теоретические и практические вопросы, связанные с реализацией торгово-экономического взаимодействия Красноярского края с другими странами (Нефть, газ, торговля и др.).

Цель работы: исследовать проблемы и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Красноярского края, разработать рекомендации по повышению их эффективности.

Задачи работы:

- провести анализ развития внешнеэкономической деятельности с 2008г. по 2014г.;

- определить основные проблемы развития в данной области;

- проанализировать структуру и динамику внешнеэкономической деятельности Красноярского края;

- сравнить показатели Красноярского края с показателями других регионов СФО;

- выявить конкурентные преимущества и перспективы развития Красноярского края во внешнеэкономической деятельности.

Структура и направления внешнеэкономической деятельности Красноярского края

При анализе внешнеэкономической деятельности Красноярского края за последние семь лет, можно заметить, что даже при наличии негативных процессов в его экономике, регион весьма удачно вливается в процесс международной торговли (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели внешнеторговой деятельности Красноярского края 2008-2014гг., %

Показатель Направле-ние 2008г 2009г 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г
Доля СФО во внешнеторговом обороте России Экспорт 6,5 8,5 10,1 6,9 6,8 6,9 6,8
Импорт 3,6 3,4 3,4 3,2 3,4 2,9 2,7
Доля Красноярского края во внешнеторговом обороте СФО Экспорт 1,9 2,6 2,7 2,0 1,7 1,5 1,5
Импорт 0,8 0,8 0,6 0,7 0,6 0,7 0,5
Доля во внешнеторговом обороте края Экспорта 81,1 85,6 88,9 82,7 80,9 78,9 85,4
Импорта 18,9 14,4 11,1 17,3 19,1 21,1 14,6

На начало 2014г. на долю экспорта приходился 85,4% его внешнеторгового оборота, в то время как в 2008г. этот показатель составлял около 81%. Причиной роста показателя может быть экстенсивное наращивание объемов производства товаров, которые являются традиционными для экспорта данного региона.

Структура экспорта

Большую долю во внешнеторговом обороте Красноярского края занимает экспорт. Львиная доля продукции лесопереработки, цветной металлургии, химической промышленности вывозится из страны. Доля Красноярского края во внешнеторговом обороте России постоянно увеличивается.

Структуру экспорта края определяют в большей степени сырьё и продукты его переработки. В основу экспорта входят цветные металлы (алюминий, никель, медь), лес и лесоматериалы. Основные потребители этой продукции –США, Республика Корея, Турция, Германия, Нидерланды и Швеция (рисунок 3). Экспортируются также чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, уголь, удобрения азотные и калийные, синтетический каучук, механическое и электрическое оборудование.

Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России - student2.ru

Рисунок 3 –Крупнейшие торговые партнеры края и их доля в общем объеме экспорта в 2014г.

В 2014 году, как и прежде, основу экспорта составляли металлы и изделия из них 77,9% от общего объема экспорта (никель –40,9%, медь – 17,1%, алюминий –18,4%), продукция химической промышленности, каучук –4,4%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 6,6%, машины, оборудование и транспортные средства –0,9% (таблица 3).

Таблица 3 – Экспорт по группам товаров Красноярского края за 2011-2014гг.

Группа товаров
тыс. долл. США уд. вес, % тыс. долл. США уд. вес, % тыс. долл. США уд. вес, % тыс. долл. США уд. вес, %
Продовольственные товары и с/х сырье 9198,2 0,1 9975,7 0,1 8631,7 0,1 12231,1 0,2
Минеральные продукты 273812,9 2,9 370265,9 4,5 358724,4 4,6 352496,0 4,7
Топливо-энергетические товары 71159,8 0,8 61597,6 0,8 84327,2 1,1 118566,2 1,6
Продукция химической промышленности, каучук 1052866,3 11,3 676373,0 8,2 756756,5 9,8 494767,3 6,5

Окончание таблицы 3

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,1 0,0 - - 6,9 0,0 0,2 0,0
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 636311,1 6,8 578073,0 7,1 623231,6 8,0 625170,3 8,3
Текстиль, текстильные изделия, обувь 235,1 0,0 75,7 0,0 3,6 0,0 40,9 0,0
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 271946,8 2,9 48952,4 0,6 108855,8 1,4 111600,0 0,2
Металлы и изделия из них 7013250,5 75,2 6440159,9 78,6 5827937,7 75,2 5901485,1 77,9
Машины, оборудование и транспортные средства 59336,3 0,6 58970,8 0,7 45363,4 0,6 40351,5 0,5
Другие товары 12931,5 0,1 15879,5 0,2 16965,4 0,2 145818,3 1,9

Ведущее положение во внешней торговле Красноярского края занимают несколько крупных промышленных предприятий, таких как Красноярский алюминиевый завод, Норильский комбинат, Электрохимический завод, Норильская горная компания, АО "КраМЗ", Лесосибирский ЛДК, Красноярский ЦБК, Красноярский завод синтетического каучука, Ачинский нефтеперерабатывающий завод. Эти предприятия имеют устойчивые связи с зарубежными партнёрами и большой опыт осуществления внешнеэкономических сделок.Доли важнейших экспортируемых товаров представлена в приложении А.

Основными тенденциями экспортных операций можно назвать:

- общий объем экспортируемой продукции на 30% снизился по сравнению с 2013годом;

- вывоз металлов и изделий из них в стоимостном выражении возрос на 73,5 млн. долларов США;

- отправки за рубеж древесины и целлюлозно-бумажных изделий стали выше на 0,4%;

- товаров топливо-энергетического характера было экспортировано на 40% больше;

- общая же сумма экспортируемых товаров снизалась за счет уменьшения экспорта продукции органической и неорганической химии, а так же продукции машиностроения.

Структура импорта

В 2014 году крупнейшими партнерами по импорту в крае стали: Германия, Китай, США, Финляндия и Узбекистан (рисунок 4).

Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России - student2.ru

Рисунок 4 – Крупнейшие торговые партнеры края в общем объеме экспорта в 2014г, тыс. дол. США.

Доля импорта в Красноярском крае составляет 15,3%, что в 5,5 раз меньше экспорта. Основу импортируемых товаров составляют машины, оборудование и транспортные средства – 42,9% объема импорта, на втором месте - продукты химической промышленности, составляющие практически треть ввозимых товаров, а металлы и изделия из них составляют 6,2% импортируемой продукции. Данные за 2011-2014 года представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Импорт по группам товаров Красноярского края за 2011-2014гг.

Группа товаров
тыс. долл. США уд. вес, % тыс. долл. США уд. вес, % тыс. долл. США уд. вес, % тыс. долл. США уд. вес, %
Продовольственные товары и с/х сырье 32649,2 1,7 48001,2 2,7 36302,0 2,0 40763,5 3,0
Минеральные продукты 90128,2 4,6 76337,9 4,2 75027,4 4,1 54688,0 4,0
Топливо-энергетические товары 73166,1 3,7 75035,3 4,2 74298,9 4,1 53430,8 3,9
Продукция химической промышленности, каучук 401971,0 20,5 375901,9 20,9 454830,4 24,9 421705,6 30,5
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 875,9 0,0 488,1 0,0 563,1 0,0 604,4 0,0
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 5379,2 0,3 7795,3 0,4 20322,3 1,1 15062,3 1,1
Текстиль, текстильные изделия, обувь 15064,5 0,8 13185,6 0,7 11862,5 0,6 10408,3 0,8
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 195,8 0,0 93,0 0,0 34989,1 1,9 34400,0 2,5
Металлы и изделия из них 119322,2 6,1 130784,8 7,3 112959,4 6,2 84933,0 6,2
Машины, оборудование и транспортные средства 1264489,5 64,4 1111627,9 61,7 1046819,7 57,2 592912,2 42,9
Другие товары 33757,8 1,7 38080,9 2,1 34945,1 1,9 71660,3 5,2

Основную долю в структуре импорта занимает продукция нефтехимического комплекса. Эта группа товаров представлена в основном продуктами неорганической химии, а именно оксидом алюминия (глинозём), пластмассами и изделиями из них. На втором месте находится продукция машиностроения. Ввоз машиностроительной продукции производится из США, Германии, Австрии, Швеции. Импорт продукции топливно-энергетического комплекса составляет 3,2% от общего объёма (приложение Б).

Крупнейшими предприятиями-импортерами в крае выступают: ОАО «Красноярский алюминиевый завод», ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский Никель», ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», ОАО «Красноярский завод цветных металлов», ФГУП «Производственное объединение электро-химический завод», ФГУП «НПО прикладной механики имени академика М.Ф. Решетнева», ОАО «Капская табачная фабрика», 000 «Кока-Кола Красноярск боттлерс», ОАО «Красноярская железная дорога».

Основными тенденциями импортных операций можно назвать:

- снизился общий объем импортируемой продукции на 2,2% по сравнению с 2013годом;

- снизились поставки продукции органической и неорганической химии на 10%, например оксида алюминия;

- в стоимостном выражении машин, оборудования и транспортных средств, в числе которых летательные и космические аппараты с запчастями для них и водный транспорт, было ввезено примерно вполовину меньше,

- повысился объем ввозимой продукции продовольственного назначения и с/х сырья примерно на 4 000 млн. долларов США.

Экспорт и импорт услуг

Экспорт и импорт услугКрасноярского края в 8,3 раза меньше общего объема экспорта и импорта товаров: экспорт услуг – 7% от экспорта товаров, импорт услуг – 3,2% от импортируемой продукции.

В 2014 году экспортных услуг оказали на сумму в 418 721 тыс. долларов США, а в отношении импорта – на 652 164,9 тыс. долларов США, что в суммарном объеме больше 5,1%, чем в 2013 году (рисунок 5).

Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России - student2.ru

Рисунок 5 – Экспорт и импорт услуг Красноярского края за 2008-2014гг., тыс. долл. США

Доля экспортных операций в 2014 году составляла практически 61%, а импортных – 39%. В экспортно-импортных операциях по оказанию услуг большая доля приходится на страны дальнего зарубежья – 88,7% от числа всех сделок. Импортные операции со странами СНГ составляют 0,7%, а экспортные – 10,6%.

Структура экспорта и импорта основных видов услуг, произведенных и оказанных предприятиями и организациями Красноярского края за 2014-2013 года, представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Экспорт и импорт основных видов услуг в Красноярском крае за 2014-2013гг., тыс. дол. США

  Показатели Год Виды услуг  
деловые услуги услуги связи строительные и связанные с ними инженерные услуги услуги по распространению услуги в области образования услуги в области охраны окружающей среды финансовые услуги услуги в области здравоохр-я и соц. обеспечения услуги в области туризма и путешествий услуги в сфере отдыха, культуры и спорта транспортные услуги Всего
Со странами СНГ экспорт 1300,0 2,2 - - 13,7 - - - 155,2 - 7718,4 113245,5
400,8 4,6 - - 22,2 - - - 346,1 - 9275,3 136990,1
импорт 786,5 123,0 3,9 - 18,0 - - - - - 6627,5 7558,9
1259,7 69,7 - - 26,5 - - - 1,0 - 3630,2 4987,1
Со странами дальнего зарубежья экспорт 1) 20,7 - - 190,0 - - 684,9 - 129842,3 538919,4
465805,2 18,3 - - 230,7 -   - 1342,8 - 107207,3 574604,3
импорт 214809,6 849,4 62249,8 - 393,4 9843,2 - 116121,6 411162,1
180729,7 1135,0 38735,5 - 295,9 0,7 54553,6 - 11558,2 - 14565,8 301677,7

1)Здесь и далее в таблице знак (…) - данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций (ФЗ от 29.11.2007 (ред. от 23.07.2013) № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

Тенденции, наблюдаемы в сфере экспорта и импорта услуг:

- в общем объеме экспортно-импортных операций с другими странами преобладает экспорт, он занимает 60,9% от всего оборота;

- среди операций по экспорту и импорту услуг между странами дальнего зарубежья и странами-участниками СНГ большую часть занимает первая группа стран, объем операций в стоимостном выражении с ней более чем на 800 тыс. долларов превышает объем аналогичных операций со странами СНГ;

- в услугах экспортной направленности со странами дальнего зарубежья большую долю занимают услуги транспортные –услуги воздушного, водного наземного транспорта, - 19,9%;

- в услугах импортного характера преобладают деловые услуги, оказываемые странами дальнего зарубежья, они составляют половину всех импортируемых услуг;

- до 2013 года финансовые услуги имели ярко выраженную положительную направленность, но в 2014 году они скрыты, возможно это стало последствием последних событий на политической арене, связанных с Украиной и введением санкций по отношению к России.

Основными партнерами по экспортируемым услугам в 2014 году стали Нидерланды, Турция, Гонконг, Китай, а по импортируемым услугам – Нидерланды, Панама, Германия, Вьетнам, США и Швейцария (приложение В, Г).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ внешнеэкономической деятельности Красноярского края показал, что край является одним из лидеров внешнеторговой деятельности России, занимает 21,8% от всех экспортно-импортных операций в СФО.

Красноярский край - это экспортно-ориентированный регион, большую долю в его внешнеторговом обороте занимает экспорт– 85,4%. В основном в список экспортируемой продукции входят металлы, изделия из них (77,9%), продукция химической промышленности (4,4%), а так же древесина (6,6%). Импорт товаров машиностроения в 2014 году составляет 0,9%. Германия, Китай, Нидерланды, Республика Корея, Турция, а так же Швейцария – были партнерами края в 2014 году по экспортным операциям.

Импортируемой же в Красноярский край продукции в стоимостном выражении в 5,5 раз меньше, чем экспортируемой. Контрагентами в данной сфере внешнеэкономической деятельностистали такие страны как Китай, США, Германия и Финляндия. Большую долю импортируемых товаров составляют машины, оборудование и транспортные средства – 42,9%, на втором месте - продукты химической промышленности, составляющие практически треть ввозимых товаров, а металлы и изделия из них составляют 6,2% импортируемой продукции. Так же импортируется в край продукция интеллектуальная: технологии, программное обеспечение.

Ведущее положение во внешней торговле Красноярского края занимают несколько крупных промышленных предприятий, таких как Красноярский алюминиевый завод, Норильский комбинат, Электрохимический завод, Норильская горная компания, АО "КраМЗ", Лесосибирский ЛДК, Красноярский ЦБК. Эти предприятия имеют устойчивые связи с зарубежными партнёрами и большой опыт осуществления внешнеэкономических сделок.

Значение экспорта для экономики края, несомненно, велико, однако оно не всегда носит положительный характер. С одной стороны, средства, поступающие из-за рубежа в счет оплаты экспортных поставок продукции края, являются одним из факторов, обеспечивающих жизнеспособность экономики региона. С другой стороны вызывает опасения структура экспорта с точки зрения стратегического развития края. Сокращение экспорта машиностроительной продукции и рост экспорта сырья говорят о разрушении технологического потенциала региона, о деградации его промышленного комплекса в перспективе.

Необходимо принять во внимание геополитическую обстановку в мире, негативный настрой по отношении к России в целом и начать разрабатывать программы по ориентации на внешнеэкономическое взаимодействие со странами Азии. А так же необходимо начать создавать собственную с/х базу, поднимать производство фармацевтики и отрасль машиностроения не только как для импортозамещения, но и для того, чтобы продукция отечественного производителя успешно конкурировала с продукцией других стран.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Доли важнейших продуктов экспорта в Красноярском крае за 2014 год, %

Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Доли важнейших продуктов импорта в Красноярском крае за 2014 год, %

Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России - student2.ru

Окончание приложения Б

Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

В 2014 году

  Экспорт Импорт
тыс. долларов США в % к итогу тыс. долларов США в % к итогу
Всего 538919,4 411162,1
из них:        
Германия 7652,6 1,4 50348,6 12,2
Италия 144,7 0,0 12146,5 3,0
Кипр 5390,2 1,0 8725,2 2,1
Нидерланды 30943,9 5,7 76390,9 18,6
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 646,7 0,0 6924,4 1,7
Финляндия 67,8 0,0 5528,4 1,3
Франция 41,9 0,0 5584,6 1,4
Швейцария ...1) ... 22058,7 5,4
Израиль 6,9 0,0 216,5 0,1
Китай 6800,5 1,3 1814,8 0,4
Таиланд 4,7 0,0 17539,2 4,3
Гонконг 15411,1 2,9 7,6 0,0
Турция 41554,5 7,7 20317,0 4,9
Вьетнам 9,4 0,0 32847,7 8,0
Египет 14,1 0,0 17394,7 4,2
Панама 3667,6 0,7 63960,0 15,6
Соединенные Штаты 1686,6 0,3 23162,4 5,6

1) Здесь и далее в таблице знак (…) - данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст.4 п.5; ст.9 п.1).

ВВЕДЕНИЕ

XXI век – век технологического прогресса, глобализации и интеграции. В столь изменяющихся условиях каждой стране необходимо стремиться достичь устойчивого экономического развития. И, конечно, Россия не исключение.

Что бы достигнуть стабильного экономического роста в России, устойчивого развития в российских регионах в экономическом аспекте, необходимо решить проблему эффективного воздействия с внешним миром. И внешнеэкономическая деятельность (далее – «ВЭД»), в последние годы, играет первостепенную роль в процессе интеграции России в современную мировую экономику. Регионы Сибирского федерального округа являются активными участниками этой деятельности, ведь именно данные регионы обладают значительной природно-сырьевой базой, столь востребованной сегодня на мировых рынках.

К числу таких регионов относится Красноярский край, удельный вес которого во внешнеторговом обороте страны на протяжении 2008-2014гг. постоянно составлял около 1,5-2,0%. На долю региона приходится 22% внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа (СФО), что обеспечивает краю лидерство в рейтинге регионов данного округа: Красноярский край в Сибири занимает ведущие позиции по абсолютным показателям как экспорта, так и импорта.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью исследования внешнеэкономической деятельности Красноярского края для выявления перспектив развития региона. Так же необходимо отметить, что развитие внешнеэкономических отношений региона положительно скажется и на экономике страны в целом.

Объектом исследования являются структура и динамика внешнеэкономических отношений Красноярского края.

Предметом исследования выступают теоретические и практические вопросы, связанные с реализацией торгово-экономического взаимодействия Красноярского края с другими странами (Нефть, газ, торговля и др.).

Цель работы: исследовать проблемы и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Красноярского края, разработать рекомендации по повышению их эффективности.

Задачи работы:

- провести анализ развития внешнеэкономической деятельности с 2008г. по 2014г.;

- определить основные проблемы развития в данной области;

- проанализировать структуру и динамику внешнеэкономической деятельности Красноярского края;

- сравнить показатели Красноярского края с показателями других регионов СФО;

- выявить конкурентные преимущества и перспективы развития Красноярского края во внешнеэкономической деятельности.

Законодательная и нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности России

Реформирование внешней торговли связано с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере.Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (с изм. и доп. от 27 октября 1992 г.) (в настоящее время не действует) ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности.

На формирование законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли оказывают следующие факторы: свободное рыночное ценообразование, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 01.07.1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.С 90-х гг. создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов РФ.

Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.

К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, следует отнести:

1 Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 08.12.2003 г. №164-ФЗ в ред. от 30.11.2013г.);

2 Закон РФ «Об иностранныхинвестициях в РФ» (от 09.07.1999г. №117-ФЗ в редакции от 05.05.2014г.);

3 Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003 г №173-Ф3 в редакции от 04.11.2014г.);

4 Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21.05.19933 г. № 5003-1 в редакции от 24.11.2014г.);

5 Таможенный кодекс Таможенного союза(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)(ред. от 10.10.2014 г.);

6 Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др.

Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание на постановление Правительства РФ, касающееся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах иаукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и многих других.

Принятые в последнее время законодательные акты способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя, что позволило России эффективнее отстаивать свои национальные интересы.[4]

Наши рекомендации