Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его предмет и метод (1)

Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его предмет и метод (1)

1.1.История становления бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет появился одновременно с письменностью. Ему уже почти 6 тыс. лет.

Он стал фундаментальной потребностью хозяйственной деятельности. В университетах всего мира он признается самым важным предметом для студентов, изучающих бизнес.

Бухгалтерский учет строится на двойной записи. Первое описание практического применения двойной записи в бух­галтерском учете в книге «Трактат о счетах и записях» дано известным итальянским математиком монахом Лукой Пачоли, другом Леонардо да Винчи, в 1494 г., два года спустя после открытия Колумбом Америки.

Это был момент становления и развития всемирной торговли. Она привела к формированию финансового учета, за­рождению калькуляции и началу управленческого учета, ко­торые в свою очередь способствовали промышленной рево­люции.

В России хозяйственный учет начал развиваться в IX ве­ке в Новгороде и Киевской Руси. Его использовали князья, бояре, монастыри и церкви.

Бухгалтерским учетом занимаются специально подготовленные люди - бухгалтера. Слово «бухгалтер» произошло от немецкого слова buchhalter - что дословно переводится как держатель (учетных) книг.

ПРИМЕР И СХЕМА ИЗ УЧЕБНИКА СТР. 18-19

Сущность метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и примеров, с помощью которых познаются объекты бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя восемь элементов, которые логически связаны попарно:

1) Документация – инвентаризация;

2) Оценка – калькуляция;

3) Счета – двойная запись;

4) Баланс – отчетность.

С помощью этих элементов достигается балансовое обобщение, которое характеризуется равенством общей стоимости имущества и общей суммы источников. Это равенство сохраняется постоянно и позволяет осуществлять контроль за наличием и использованием имущества любого хозяйствующего субъекта.

Бухгалтерский баланс-отчетность

Бухгалтерский баланс – это способ группировки имущества предприятия и источников имущества на определенную дату в денежной оценке.

Баланс – это таблица, разделенная на две части актив и пассив. В активе баланса отражается имущество, в пассиве – источники имущества. Имущество и источники представлены в балансе в сгруппированном виде.

Актив и пассив баланса делятся на разделы:

- в активе баланса два раздела:

1) Внеоборотные активы;

2) Оборотные активы;

- пассив баланса содержит три раздела:

3) Капитал и резервы;

4) Долгосрочные обязательства;

5) Краткосрочные обязательства.

Разделы состоят из статей, которые представляют собой отдельные виды имущества или источники.

Все показатели в балансе заполняют на начало и конец отчетного периода. Баланс заполняют в тысячах или миллионах рублей.

Основная отличительная черта баланса – равенство итогов актива и пассива.

Баланс является формой номер один отчетности предприятия. В нем отражаются показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. По данным баланса можно определить обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, ликвидность предприятия и другие показатели.

Бухгалтерский баланс используется для принятия управленческих решений, а так же при различных проверках.

Счета и двойная запись

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь непрерывную информацию о состоянии и движении имущества. С этой целью в бухгалтерском учете применяют систему счетов. Каждый счет предназначен для учета конкретного вида имущества или источника. Существуют так же счета для учета отдельных хозяйственных процессов. Счета ведут в течении месяца в специальных таблицах изготовленных типографией или созданных на ПК.

Сначала в счет записывают остаток на начало месяца, затем на основании документов регистрируют увеличение и уменьшение за месяц, подсчитывают итоги за месяц и расчетным путем выводят остаток на конец месяца.

Все счета по отношению к балансу делятся на две группы:

1) Активные;

2) Пассивные.

В активных счетах ведут учет имущества предприятия, в пассивных – источников имущества.

В учете применяют так же активно-пассивные счета. В них остаток может быть одновременно по дебету и кредиту. Например, таким счетом является счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

СХЕМА ИЗ УЧЕБНИКА СТР. 33

Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи.

Двойная запись – это отражение каждой хозяйственной операции в дебете одного счета и кредите другого счета в одной и той же сумме.

Ежедневно в предприятиях и организациях совершается множество хозяйственных операций, которые оказывают влияние на величину имущества и их источники.

ПРИМЕР И СХЕМА ИЗ УЧЕБНИКА СТР. 34-35

СХЕМА ИЗ УЧЕБНИКА СТР. 24

Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества предприятия в натуре.

По основанием проведения инвентаризации делятся на:

1) Плановые;

2) Внезапные.

Внезапные (внеплановые) инвентаризации проводятся при смене материально ответственных лиц (МОЛов), после стихийных бедствий, аварий, краж и других чрезвычайных ситуациях.

Для проведения инвентаризации в предприятии должна быть создана постоянно-действующая инвентаризационная комиссия. В состав комиссии включают представителей администрации, бухгалтеров и других специалистов.

Оценка и калькуляция

Оценка - способ денежного выражения объектов учета путем суммирования затрат для отражения их в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Предъявляется два требования:
1) Реальность оценки. Объект учета должен быть оценен по фактической себестоимости.
2) Единство оценки. Применяются одни и те же правила и методы на всех предприятиях.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку, имущества, полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования, имущества, произведенного в самой организации - по стоимости его изготовления; имущества как вклад в Уставной капитал, то его оценка производится по согласованной стоимости учредителей.

Калькуляция – это пределение себестоимости производимой продукции.

Калькуляция бывает:

Нормативная. Рассчитывается на начало отчетного периода, включая затраты которые предприятие будет нести исходя из технологического уровня производства и существующей технологии с учетом действующих норм и нормативов.

Плановая. Учитывает запланированные затраты.

Отчетная. Включает отчетные затраты.

Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его предмет и метод (1) - student2.ru Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его предмет и метод (1) - student2.ru Калькуляция
Производственная себестоимость Полная себестоимость
Затраты, связанные с производством до момента реализации. Включают реализационные затраты

Самостоятельно: имущество организации и источники его формирования.

Бухгалтерские счета.

Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными.

Между счетами и балансом существует следующая взаимосвязь:

1) Каждой статье баланса, как правило, соответствует отдельный счет.

2) Сумма остатков по всем активным счетам равна итогу актива баланса, а по всем пассивным счетам – итогу пассива баланса.

3) Для составления баланса используют остатки, выведенные в счетах бухгалтерского учета.

В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции можно разделить на четыре вида:

1) Операции первого вида – вызывают увеличение одной группы имущества и уменьшение другой группы имущества. Итог баланса не меняется.

Пример: получено в кассу с р/с сумма 100 000 руб.

1) 100 000 д-т сч. «касса», к-т сч. «расчетные счета».

2) Операции второго вида – вызывают увеличение одного источника и уменьшение другого источника. Итог баланса не меняется.

Пример: увеличен резервный капитал на сумму 20 000 руб. за счет использования нераспределенной прибыли.

2) 20 000 д-т сч. «нераспределенная прибыль», к-т сч. «резервный капитал».

3) Операции третьего вида – вызывают увеличение и имущества и источников. Итог баланса увеличивается.

Пример: получены товары от поставщика на сумму 50 000 руб.

3) 50 000 д-т сч. «товары», к-т сч. «расчеты с поставщиками и подрядчиками».

4) Операции четвертого вида – вызывают уменьшение и имущества и источников. Итог баланса уменьшается.

Пример: перечислено с р/с поставщику за товары сумма 50 000 руб.

4) 50 000 д-т сч. «расчеты с поставщиками и подрядчиками», к-т сч. «расчетные счета».

Бухгалтерские проводки.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи хозяйственной операции называется корреспондирующим счетом.

Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называется корреспондирующими.

На практике корреспонденция счетов оформляется бухгалтерской записью (бухгалтерской проводкой) непосредственно в документе.

Бухгалтерские записи (проводки) по количеству используемых счетов делятся на простые и сложные.

Простыми называются такие бухгалтерские записи, в которых используется два счета: один по дебету и один по кредиту.

Сложными называются записи, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или несколько счетов по дебету корреспондируют с одним счетом по кредиту.

Пример: от поставщика получены материалы на сумму 10 000 руб. и товары на 50 000 руб., всего на сумму 60 000 руб.

10 000 д-т сч. «материалы»

50 000 д-т сч. «товары»

60000 к-т сч. «расчеты с поставщиками»

Пример: из з/п удержан НДФЛ в сумме 520 руб. и ущерб принесенный предприятию недостачей 300 руб., всего удержана сумма 820 руб.

520 к-т сч. «расчеты по налогам и сборам»

300 к-т сч. «расчеты с персоналом по прочим операциям»

820 д-т сч. «расчеты с персоналом по оплате труда»

Классификация счетов

1. Общая схема классификации счетов.

Счета бухгалтерского учета классифицируют по следующим признакам:

1) По экономическому содержанию;

2) По строению;

3) По объему информации;

4) По структуре;

5) По отношению к балансу.

По экономическому содержанию счета делятся на три группы:

1) Счета для учета имущества предприятия;

2) Счета для учета источников формирования имущества;

3) Счета для учета хозяйственных процессов и их результатов.

По строению счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

По объему информации счета делятся на синтетические, субсчета и аналитические.

По структуре счета делятся на следующие группы:

1) Основные;

2) Регулирующие;

3) Операционные;

4) Бюджетно-распределительные;

5) Финансово-результативные.

Группировка счетов по структуре отвечает на вопрос: «Что означают остатки и обороты по счетам?».

По отношению к балансу счета делятся на балансовые и забалансовые.

2. Характеристика основных счетов.

Основные счета служат базой для составления баланса, делятся на четыре вида:

1) Инвентарные;

2) Денежные;

3) Фондовые;

4) Счета для учета расчетов.

Инвентарные счета используют для учета имущества, фактическое наличие которого устанавливается путем проведения инвентаризации, это счета активные, сальдо может быть только по дебету или равно нулю. В аналитическом учете используют натуральные и денежные измерители. Это счета: 01, 04, 07, 10, 41, 43.

Денежные счета используются для учета денежных средств, счета активные, сальдо только по дебету или равно нулю. Это счета: 50, 51, 52, 55, 57.

Фондовые счета (счета для учета капиталов) используются для учета собственных источников формирования имущества, все они пассивные, сальдо должно быть только по кредиту или равно нулю. Это счета: 80, 82, 83, 86.

Счета для учета расчетов могут быть активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета служат для учета дебиторской задолженности, это счета: 62, 71, 73 (возмещение ущерба). Пассивные счета используют для учета кредиторской задолженности, это счета: 60, 66, 67, 68, 69, 70.

Активно-пассивные счета используются для отражения взаимных расчетов нашего предприятия с другими юридическими или физическими лицами, это счета: 75, 76, 79.

Независимо от строения счета для учета расчетов на практике могут иметь сальдо, как по дебету, так и по кредиту.

3. Характеристика регулирующих счетов.

Регулирующие счета выполняют особую роль в бухгалтерском учете – они уточняют оценку отдельных статей баланса. Самостоятельного значения эти счета не имеют, применяются вместе с основными счетами.

В соответствии с положениями по учету основные средства учитываются в течении всего периода использования на активном счете 01 в неизменной первоначальной оценке, но со временем основные средства изнашиваются. Сумма, на которую они износились, ежемесячно накапливается на пассивном счете 02. Чтобы определить фактическую остаточную стоимость основных средств необходимо из первоначальной стоимости вычесть накопленную амортизационную (сч.01 – сч.02). Таким образом, счет 02 регулирует стоимость основных средств учтенных на счете 01.

Таким же образом взаимодействуют счета 04 и 05, счет 42 увеличивает стоимость товара (сч. 41).

Пример: получен товар от поставщика по покупной стоимости на сумму 50 000 руб., произведена торговая наценка на полученный товар в размере 20%.

50 000 д-т сч. 41; к-т сч. 60

10 000 д-т сч. 41; к-т сч.42.

4. Характеристика операционных счетов.

Операционные счета предназначены для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, они делятся на три вида:

1) Калькуляционные;

2) Собирательно-распределительные;

3) Сопоставляющие (операционно-результативные).

Калькуляционные счета активные, используются для учета затрат и определения себестоимости продукции, работ, услуг. Это счета: 20, 23, 44. Сальдо в этих счетах означает стоимость незавершенного производства на начало и конец месяца. По дебету этих счетов отражают затраты на производство, а по дебету себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, услуг.

Собирательно-распределительные счета – активные, это счета: 25, 26. По дебету этих счетов в течение месяца собираются расходы, связанные с управлением и хозяйственным обслуживанием подразделений предприятия (цехов, производств) и предприятия в целом. В конце месяца вся сумма расходов списывается со счетов 25, 26 на счета 20, 23 и др. и распределяется между видами продукции, работ, услуг. Сальдо эти счета не имеют, в балансе не отражаются.

Аналитический учет в калькуляционных и собирательно-распределительных счетах ведут по статьям затрат отдельно по каждому подразделению.

Сопоставляющие счета применяются для определения результата от реализации продукции, товаров, работ, услуг и прочих хозяйственных операций. Это счета: 90, 91.

Особенностью этих счетов является то, что по дебету и кредиту отражаются один объект учета, но в разных оценках. Составляя эти оценки, выявляют результат от хозяйственной операции (прибыль или убыток). Это счета активно-пассивные, сальдо не имеют, в балансе не отражаются.

Пример записи на сч. 90 «Продажи»:

Отгружена продукция покупателям поп продажным ценам, включая НДС на сумму 118 000 руб., списана фактическая себестоимость отгруженной продукции на сумму 82 000 руб. (95 000), начислен НДС от реализации 18 000 руб., списаны расходы на продажу 8 000 руб., определен финансовый результат от продажи.

1) 118 000 д-т сч. 62; к-д сч. 90

2) 82 000 д-т сч. 90; к-д сч. 43

2а) 95 000 д-т сч. 90; к-д сч. 43

3) 18 000 д-т сч. 90; к-д сч. 68

4) 8 000 д-т сч. 90; к-д сч. 99

5) 10 000 д-т сч. 90; к-д сч. 44

5а) 3 000 д-т сч. 99; к-д сч. 90

д-т сч. 90 к-т
с-до 2) 3) 4) 5) 82 000 18 000 8 000 10 000 с-до 1)   251 300
об с-до 118 000 об с-до 118 000
           
д-т сч. 90 к-т
с-до 2а) 3) 4)   95 000 18 000 8 000   с-до 1) 5а) 251 300 3 000
об с-до 121 000 об с-до 121 000
           
д-т сч. 90 к-т
с-до 2)     3) 4) 5) Фактическая себестоимость реализованной продукции, услуг, работ НДС от реализации Расходы на продажу Прибыль   с-до 1) 5а) Выручка от реализации Убыток  
  с-до об = об с-до  
         

В счете 91 в течение месяца отражают по кредиту прочие доходы, а по дебету прочие расходы, в конце месяца сравнивают доходы и расходы, выявляют прибыль или убыток, полученный от прочих операций, и списывают на счет 99.

5. Характеристика бюджетно-распределительных и финансово-результативных счетов.

Бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения расходов и доходов по смежным отчетным периодам, а так же для устранения колебаний себестоимости продукции, работ, услуг. Это: активный счет 97 и пассивные счета 96, 98.

Счет 97 используют для учета расходов, относящихся к будущим периодам. Например, для учета арендной платы, отпускных, подписки на издания, которые начислены за будущий период. Сальдо в этом счете может быть только по дебету.

Счет 96 используют для учета резервов, начисленных на ремонт основных средств, на выплату тринадцатой з/п, вознаграждения по итогам работы за год и другие цели. Создание резервов должно быть предусмотрено учетной политикой, производится на основе смет, с учетом требований налогового кодекса.

На счете 98 учитывают доходы, полученные в счет будущих периодов, например арендную плату, коммунальные платежи, стоимость безвозмездно полученного имущества и т.д.

Сальдо в счетах 96 и 98 может быть только по кредиту.

Финансово-результативные счета – 99, 84.

Счет 99 активно-пассивный, по кредиту этого счета отражают прибыль, полученную от всех видов деятельности, а так же доходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами. По дебиту счета 99 отражают убытки от всех видов деятельности, потери связанные с чрезвычайными обстоятельствами, а так же начисленный налог на прибыль. Сальдо по счету 99 может быть либо по дебету, либо по кредиту.

Счет 99 ведется нарастающим итогом с января по декабрь. В последний рабочий день года счет 99 закрывается, сумма прибыли или убытка переносится на счет 84.

На счете 84 учитывается прибыль или убыток прошлых лет, а так же операции по использованию нераспределенной прибыли. Используют нераспределенную прибыль для создания резервного капитала, для начисления доходов собственникам предприятия и на другие цели.

6. Забалансовые счета.

Используются для учета имущества, не принадлежащего данному хозяйствующему субъекту и для учета отдельных операций, которые в настоящий момент не оказывают существенного влияния на финансовое состояние предприятия.

Эти счета имеют трехзначный номер, в подсчет ИТОГО баланса не включаются. Запись в этих счетах производится по простой системе счетоводства (без двойной записи).

Налоговый учет в РФ

Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его предмет и метод (1)

1.1.История становления бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет появился одновременно с письменностью. Ему уже почти 6 тыс. лет.

Он стал фундаментальной потребностью хозяйственной деятельности. В университетах всего мира он признается самым важным предметом для студентов, изучающих бизнес.

Бухгалтерский учет строится на двойной записи. Первое описание практического применения двойной записи в бух­галтерском учете в книге «Трактат о счетах и записях» дано известным итальянским математиком монахом Лукой Пачоли, другом Леонардо да Винчи, в 1494 г., два года спустя после открытия Колумбом Америки.

Это был момент становления и развития всемирной торговли. Она привела к формированию финансового учета, за­рождению калькуляции и началу управленческого учета, ко­торые в свою очередь способствовали промышленной рево­люции.

В России хозяйственный учет начал развиваться в IX ве­ке в Новгороде и Киевской Руси. Его использовали князья, бояре, монастыри и церкви.

Бухгалтерским учетом занимаются специально подготовленные люди - бухгалтера. Слово «бухгалтер» произошло от немецкого слова buchhalter - что дословно переводится как держатель (учетных) книг.

Наши рекомендации