Методологические подходы к технике проведения аудита
Форма осуществления контроля характеризует методологические аспекты и означает технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы проведения контроля. К таким признакам относятся время проведения контроля, источники контрольных данных, способы и приемы осуществления контроля.
В зависимости от времени проведения аудита можно различать предварительный, текущий и заключительный (последующий) контроль.
Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала
работ, совершения хозяйственных операций, подвергающихся проверке, и направлен на предупреждение незаконности и нецелесообразности выполнения работ, проведения хозяйственных операций в организации. В организациях предварительный контроль используется в ключевых областях – по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Форма предварительного контроля играет важную роль в повышении уровня знаний хозяйственных кадров, их профессионализма, ответственности за соблюдение законности, целесообразности и эффективности использования хозяйственных ресурсов.
Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осуществления работ или в процессе совершения хозяйственных операций и направлен на оперативное устранение недостатков, распространение (внедрение) научно обоснованного положительного опыта.
Преимущества данной формы техники проведения контроля заключаются в возможности своевременного выявления и устранения допущенных ошибок в бухгалтерских проводках, при нарушении положений законодательных и нормативных актов, связанных с начислением налогов, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. Текущая аудиторская проверка позволяет устранить «наследственные» (типичные для данной организации) ошибки и способствует недопущению таких или аналогичных ошибок в дальнейшем, а также позволяет свести до минимума «наследственный» (присущий) и контрольный риски при последующем аудировании финансовой отчетности организации.
Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и внешние независимые аудиторы и аудиторские фирмы посредством наблюдения, обследования объектов контроля, консультирования специалистов и руководителей организаций путем абонентского обслуживания по возникающим правовым, управленческим, налоговым, аналитическим и другим проблемам. Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится аудиторами, аудиторской фирмой с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Данная форма контроля для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), то есть эти организации подлежат обязательной аудиторской проверке один раз в году. Она может быть проведена также по поручению органов дознания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Отличительным свойством заключительного (последующего) аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.
Аудиторские стандарты
В настоящее время в России действует четырехуровневая система регулирования аудиторской деятельности:
1. Кодексы: Гражданский, трудовой, налоговый и др.
2. Закон об аудите.
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации ФПСАД (постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 и от 22.07.2003 № 405).
4. Аудиторские стандарты саморегулируемых аудиторских организаций.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определяет Закон об аудите.
ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер. ФПСАД утверждаются Правительством РФ.
Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.
В основе российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные руководства по аудиторской практике.
Международные стандарты проведения аудита, которые издает Комитет, преследуют двоякую цель:
1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.
Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:
- аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т.е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
- аудитор должен быть независим от клиента;
- аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
- аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
Стандарты саморегулируемых аудиторских организаций представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг.
Применение стандартов саморегулируемых аудиторских организаций способствует:
- соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
- уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
- использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
- увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.
Использование стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.
Лекция 4