Методологические подходы к технике проведения аудита

Форма осуществления контроля характеризует методологи­ческие аспекты и означает технику его проведения. В зависимос­ти от признака, лежащего в основе того или иного методологи­ческого подхода, выделяют различные формы проведения конт­роля. К таким признакам относятся время проведения контроля, источники контрольных данных, способы и приемы осуществле­ния контроля.

В зависимости от времени проведения аудита можно различать предварительный, текущий и заключительный (последую­щий) контроль.

Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала

работ, совершения хозяйственных операций, подвергаю­щихся проверке, и направлен на предупреждение незаконности и нецелесообразности выполнения работ, проведения хозяйствен­ных операций в организации. В организациях предварительный контроль используется в ключевых областях – по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Форма пред­варительного контроля играет важную роль в повышении уров­ня знаний хозяйственных кадров, их профессионализма, ответ­ственности за соблюдение законности, целесообразности и эф­фективности использования хозяйственных ресурсов.

Текущий аудиторский контроль проводится непосредствен­но в ходе осуществления работ или в процессе совершения хозяй­ственных операций и направлен на оперативное устранение не­достатков, распространение (внедрение) научно обоснованного положительного опыта.

Преимущества данной формы техники проведения контроля заключаются в возможности своевременного выявления и устра­нения допущенных ошибок в бухгалтерских проводках, при нару­шении положений законодательных и нормативных актов, связан­ных с начислением налогов, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. Текущая аудиторская проверка по­зволяет устранить «наследственные» (типичные для данной орга­низации) ошибки и способствует недопущению таких или анало­гичных ошибок в дальнейшем, а также позволяет свести до мини­мума «наследственный» (присущий) и контрольный риски при последующем аудировании финансовой отчетности организации.

Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и внешние независимые аудиторы и аудиторские фирмы посред­ством наблюдения, обследования объектов контроля, консуль­тирования специалистов и руководителей организаций путем абонентского обслуживания по возникающим правовым, управ­ленческим, налоговым, аналитическим и другим проблемам. Заключительный (последующий) контроль обеспечивает так­же объективную оценку деятельности организации и проводится аудиторами, аудиторской фирмой с целью подтверждения досто­верности данных периодической и годовой бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности организации.

Данная форма контроля для отдельных организаций обяза­телен (согласно законодательству), то есть эти организации подлежат обязательной аудиторской проверке один раз в году. Она может быть проведена также по поручению органов доз­нания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбит­ражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Отличительным свойством заключительного (последующего) аудиторского контроля является полнота охвата им проверяе­мых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Аудиторские стандарты

В настоящее время в России действует четырехуровневая система регулирования аудиторской деятельности:

1. Кодексы: Гражданский, трудовой, налоговый и др.

2. Закон об аудите.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации ФПСАД (постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 и от 22.07.2003 № 405).

4. Аудиторские стандарты саморегулируемых аудиторских организаций.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Рос­сии определяет Закон об аудите.

ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключе­нием положений, в которых указано, что они имеют рекомендатель­ный характер. ФПСАД утверждаются Правительством РФ.

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Ис­пользование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гаран­тий достоверности результатов аудиторской проверки.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудитор­ской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии незави­симо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе между­народных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федера­ция бухгалтеров.

В основе российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные руководства по аудиторской практике.

Международные стандарты проведения аудита, которые издает Комитет, преследуют двоякую цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессиона­лизма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном мас­штабе.

Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагаю­щих принципах:

- аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т.е. про­фессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификацион­ные экзамены;

- аудитор должен быть независим от клиента;

- аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;

- аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достовер­ности бухгалтерской отчетности клиента.

Стандарты саморегулируемых аудиторских организаций представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы ауди­торских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг.

Применение стандартов саморегулируемых аудиторских организаций способствует:

- соблюдению требований внешних аудиторских правил (стан­дартов);

- уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

- использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

- увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование стандартов позволяет сформулиро­вать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской орга­низации при проведении аудита и выполнении сопутствующих ау­диту услуг.

Лекция 4

Наши рекомендации