Тема 3. Бухгалтерский баланс

Методические рекомендации по изучению темы

Цель: изучить структуру баланса, его сущность, обусловленность экономическим содержанием и классификацией имущества, разобрать виды операций, влияющих на изменения в балансе.

Учебные вопросы: понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание. Метод балансового обобщения информации об имуществе и обязательствах. Актив и пассив баланса. Виды балансов. Оценка статей баланса. Группировка статей баланса. Изменения под влиянием хозяйственных операций имущественного состояния, обязательств и капитала.

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

· сущность баланса как элемента метода бухгалтерского учета;

· структуру баланса;

· изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций;

уметь:

· разграничивать статьи баланса по активу и пассиву;

· относить отдельные виды имущества и источники их образования к

определенным статьям баланса;

· формировать баланс по элементарным статьям баланса;

владеть навыками:

· определения статей баланса по активу и по пассиву;

· группировки операций на четыре типа, влияющих на изменение баланса.

3.1 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание

Бухгалтерский баланс - отчет предприятия в виде двусторонней таблицы, отражающей наличие хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную датy.

Термин «баланс» происходит от латинского bis - дважды и 1апх - чаша весов, откуда bilanx - буквально означает две чаши весов, как символ равновесия. Весы изображены на гербе Международного Союза Бухгалтеров. Как было отмечено выше, баланс представляет собой двухстороннюю таблицу.

На левой стороне показано состояние имущества в соответствии с классификацией относительно состава и размещения. Это актив баланса. На правой стороне баланса отражены источники формирования имущества. Это пассив баланса.

Итог актива баланса всегда должен быть равен итогy пассива, так как стоимость хозяйственных средств всегда равна источникам их образования. Равенство итогов актива и пассива баланса называется валютой баланса.

Структура баланса

Таблица 5

Актив На начало периода На конец периода Пассив На начало периода На конец периода.
Внеоборотные активы     Капитали резервы    
Оборотные активы     Обязательства    
Итого:     Итого:    

Бухгалтерский баланс имеет в активе 2 раздела - внеоборотные и оборотные активы. В активе имущество расположено по степени ликвидности:

· труднореализуемые активы (нематериальные активы и основные средства и т.д.);

· медленно реализуемые активы (материально-производственные запасы и незавершенное производство);

· быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность);

· наиболее ликвидные активы (краткосрочные финансовые вложения и денежные средства);

В бухгaлтерском балансе пассивы разделены на 3 раздела - капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства. Пассивы расположены в зависимости от срока погашения в следующем порядке:

· постоянные пассивы (уставный капитал, резервный капитал и т.д.);

· долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты банков и займы организации);

· краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты банков и займы организаций);

· наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность).

Бухгалтерский баланс является обязательной формой отчетности и используется как внешними, так и внутренними пользователями бухгалтерской информации. Высокая аналитичность активов и пассивов позволяет оценить степень ликвидности активов и платежеспособности организации путем сопоставления обязательств с размерами ликвидных активов. Размер собственного капитала должен превышать стоимость внеоборотных активов, так как часть оборотных активов должна формироваться за счет собственных средств. Величина собственного капитала предприятия должна превышать сумму заемных средств. Исходя из этих принципов, с помощью баланса определяется степень финансовой устойчивости фирмы (абсолютной, нормальной, неустoйчивой и кризисной).

Основными законодательными актами, регламентирующими содержание бухгалтерского баланса являются закон «О бухгалтерском учете», «Положение о бухгалтерском учете и отчетности». Согласно этим документам бухгалтерский баланс обязательно должен составляться за квартал, полугодие, девять месяцев и год на основании данных бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года.

Виды баланса

В бухгалтерском учете используется несколько видов балансов, которые можно классифицировать по различным признакам (рис. 7).

  Признаки группировки балансов  
   
       

Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru По вре- мени со- ставления

По источ- никам со- ставления

По объему содержания

По объек- ту отра- жения

По спо- собу очистки статей

По форме представле- ния инфор- мации

Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru Рис. 7. Признаки группировки бухгалтерских балансов

По времени составления бухгалтерские балансы можно разделить на несколько групп (рис. 8).

Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru Тема 3. Бухгалтерский баланс - student2.ru

Вступи Текущие Сани- Ликви- Предвари- Раздели- Объедини-
питель- руемые дацион- тельные тельные тельные
тель- ные
ные

Рис. 8 Группировка бухгалтерских балансов по времени составления

Вступительный баланс (начальный)– первый баланс, составляемый в начале деятельности хозяйствующего субъекта. В его активе отражается состав имущества и прав организации, полученных при ее создании, а в пассиве – источники их возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени.

Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводятся инвентаризация и оценка имеющихся у организации активов.

Текущие балансысоставляются периодически в течение всего срока функционирования хозяйствующего субъекта в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Различают несколько их видов, исходя из времени составления балансов.

Начальный и заключительный балансы– это отчетные документы о производственно-финансовой деятельности организации за год. Они составляются на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).

Текущие (промежуточные) балансысоставляются за квартал, полугодие и 9 месяцев по данным текущего учета.

Санируемые балансыразрабатываются в случаях, когда организация находится в трудном финансовом положении (банкротство и др.). Для составления таких балансов привлекаются специалисты независимых аудиторских фирм.

Ликвидационный баланссоставляется для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.

Предварительный (провизорный) баланс– бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе активов организации. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение хозяйствующего субъекта, в котором он может оказаться в конце отчетного периода.

Разделительные и объединительные балансысоставляются в периоды разделения (объединения) юридических лиц.

По источникам составления различают следующие виды бухгалтерских балансов (рис. 9).

  Бухгалтерские балансы  
   
       
Инвентарный   Книжный   Генеральный
                   

Рис. 9. Группировка бухгалтерских балансов по источникам составления

Инвентарные балансысоставляют по данным инвентаризационных описей имущества и прав хозяйства, источников их образования. Примером инвентарного баланса является вступительный баланс.

Книжные балансыразрабатываются по данным текущего бухгалтерского учета (пример – текущие бухгалтерские балансы).

Генеральные балансынаиболее достоверно отражают производственно-хозяйственную деятельность организации и составляются по данным текущего бухгалтерского учета, подтвержденным инвентаризациями объектов учета.

По объему содержаниябухгалтерские балансы подразделяются на единичные и консолидированные.

Единичные балансыотражают деятельность одной организации; а консолидированные(сводные) характеризуют хозяйственную деятельность группы предприятий.

По объекту отражениябухгалтерские балансы подразделяются на самостоятельные и отдельные.

Самостоятельный бухгалтерский баланссоставляют организации, являющиеся юридическими лицами, а отдельный– филиалы, представительства.

По способу очистки статейразличают бухгалтерские балансы БРУТТО и НЕТТО.

Баланс-брутто(грубый) включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

Баланс-нетто(чистый) – баланс, из которого исключены регулирующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и «Использованная прибыль». В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить ре- альную стоимость активов организации. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.

По форме представления информацииразличают сальдовый и оборотный балансы.

Сальдовый балансхарактеризует в денежной оценке активы хозяйствующего субъекта и источники их образования по состоянию на определенную дату.

Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс,кроме остатков активов и источников их образования на начало и конец периода, содержит данные о движении объектов учета (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса. Оборотный баланс имеет большое знамение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

Наши рекомендации