Внутренняя система контроля качества аудита

Институт внутренних аудиторов определяет внутренний аудит как независимую деятельность в организации по проверке и оценке работы в ее интересах, а также контроль, который осуществляется путем проверки и оценки адекватности и эффективности других видов контроля.

Согласно Перечню терминов и определений, используемых в ПСАД, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, внутренний аудит — это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. В состав внутреннего аудита входят назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или их группы.

Отличительная особенность данного определения заключается в том, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или их групп, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.

Место внутреннего аудита в системе управления описано в ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» и «Изучение и использование работы внутреннего аудитора». МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» и 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» также посвящены исследованию возможностей внутреннего аудита.

На наш взгляд, внутренний аудит — это один из способов контроля за эффективностью деятельности отдельных подразделений экономического субъекта, при этом для руководства и (или) собственников экономического субъекта он имеет информационное и консультационное значение и призван содействовать оптимизации функционирования экономического субъекта и достижению поставленных целей.

Для определения места внутреннего аудита в системе контроля необходимо определиться с его структурой. В системе внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные элементы.

1. Субъекты контроля, т.е. специалисты, осуществляющие внутренний аудит. Чем выше их профессиональная квалификация и объективность, тем качественнее результаты контроля. К требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям работников внутреннего аудита, относятся знание особенностей функционирования предприятия и структуры управления, владение техникой и методикой проведения проверок, знание норм законодательства, умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке, способность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комплекса рекомендаций.

2. Объект и предмет. Объект внутреннего аудита — это звено системы управления организацией, обеспечивающее контроль. Объекты выбираются в соответствии с целями деятельности организации.

3. Метод внутреннего аудита организации. Таковым является способ достижения цели, который характеризуется использованием общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики). При исследовании места внутреннего аудита в системе контроля предприятия необходимо остановиться на его целях и задачах, а также функциях и принципах.

Для достижения целей внутреннего аудита должны решаться следующие задачи: оценка экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности; прогнозирование экономического развития организации на перспективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних факторов; минимизация расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом, другими государственными структурами и партнерами.

Перечисленные задачи включают в себя как аналитические, так и контрольные функции.

К задачам внутренней аудиторской службы в наиболее укрупненном виде можно отнести следующие:

1) периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью; 2) финансово-экономический анализ деятельности организации; 3) консультационные услуги.

В зависимости от специфики организации, особенностей ее организационной структуры и целей, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными.

В практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться требованиями норм законодательства РФ, а также учредительными документами, приказами по предприятию и должностными инструкциями.

Создание эффективной системы внутреннего аудита достаточно сложная задача. Это объясняется следующими причинами: большим количеством составляющих финансово-хозяйственного цикла, которые нуждаются в контроле (закупка, реализация, производство и др.); высокими профессиональными и моральными требованиями к аудиторам (их квалификация должна, по крайней мере, соответствовать квалификации лиц, деятельность которых проверяется). Мотивацией организации внутреннего аудита на крупных и средних предприятиях служат: - усложнение системы законодательства; стремление управлять финансовыми ситуациями; усиление эффективности управления деятельностью самого предприятия и его структурных подразделений; контроль за рациональным использованием ресурсов; выполнение обязательств; оптимизация системы учета.

Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, законодательно регламентируемым государством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит указывает пути совершенствования системы управления.

Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), а также на сторонние организации и (или) внешних аудиторов, привлекаемых для его проведения. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Согласно международному опыту организации внутреннего аудита возможно вынесение его структур за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям. Однакогв этом случае неизбежно удлиняется процедура получения и эффективного использования оперативной информации, т.е. создается параллельная информационная структура с возможным дублированием перв.ичных документов и процедур, что экономически невыгодно и может привести к снижению качества информации. При любых вариантах организации такой службы для экономии средств, повышения эффективности ее работы и обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, деятельность службы внутреннего аудита должна быть строго регламентирована.

Чтобы обеспечить объективность оценок принимаемых в управленческой структуре важных решений, необходимо создать условия должной независимости аудиторской службы. Это означает, что она не может быть подчинена финансовому директору или другому должностному лицу, в обязанности которого входит управление финансами.

оме того, подразделение внутреннего аудита должно быть обособлено от бухгалтерии и других служб (в особенности тех, чья деятельность будет проверяться) и подчиняться только руководящему органу организации. Это одно из кардинальных отличий системы внутреннего аудита от системы контрольно-ревизионных служб, находящихся в структуре бухгалтерии и подчиненных главному бухгалтеру.

Внутренний аудит тесно связан со всей системой учета, а его функции в значительной степени совпадают с контрольными функциями бухгалтерского учета организации и функциями внешнего аудита по осуществлению контрольной деятельности. Внутренний аудит — это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения имеющий много общего с внешним аудитом.

Регл-ся Пр-лом «Оценка ауд-х рисков и ВК, осуществл-ый ауд-мым лицом».СВК-э. совок-ть организ-х мер, процедур, методик, кот. приняты рук-вом ауд-го лица д/я эф-го и упорядочен-го ведения ФХД, сохран-сти активов, выявл-ния, предотвращ-я, исправлен-я ошибок, а также своеt-ной подготовки достоверной фин. отч-ти. СВК вкл-т в себя контрольную среду и процедуры контроля. Контр. среда-э. осведомл-ть и д-вия рук-ва ауд. лица, направл-е на установл-е и поддрерж-ие СВК, понимание ее значим-сти д/я S (стиль и осн-е пр-пы упр-я Sом, кадровая пол-ка, организ. Стр-ра п/п, пор-к подгот-ки БФО д/я внеш. польз-лей, ведение упр. учета и подгот-ка отч-ти д/я внутр. польз-лей ит.д.) Процед-ры контр-ля-э. пол-ка, процедуры, контр. среда, создан-е рук-вом д/я достиж-я конкрет-х целей Sа (контроль и утв-ние д-тов проверка арифмет. точностипровед-е инвент-ции ит.д.). Изуч-е и оценка особ-тей СВК д.в обяз-м пор-ке документир-ся. При этом м.б. исп-ны след. типовые формы док-ции:1)спец.бланки; 2)спец.разраб-е тесты; 3)перечень типовых вопросов для выясн-я мнений руков-щего персонала и раб-в бух-ии; 4)разл.блок-схемы и гр-ки; 5)перечень замечаний,протоколы и акты. Ауд.орг-ии сам-но разраб-ют методики и пор-к изуч-я и оценки сист.б/у и ВК,а т-же план-ют процедуры А в зав-ти от получ-х рез-тов изуч-я и оценки сист.б/у и ВК. Сниж-е V и деталь-ти отд-х ауд-х процедур по получ-м рез-м д.б.во всех сл-ях аргум-ны и задокумент-ны. Недост-ки СВК, выявл-е в ходе их изуч-я,а т-же реком-ии по устран-ю этих недост-ков д.б.отражены в письм.инф-ии ауд-ра рук-ву проверяемого эк.S.Ауд-р оцен-ет СВК в 3 этапа: 1)общее ознак-е с СВК эк.S. Здесь следует получить общее представ-е о спец-ке и масш-бах д-ти эк.S и о сист его б/у.По итогам первонач. ознакомл-я ауд-ры м.принять реш-е о том,может ли она в своей прв-ке доверять СВК. Если ауд-ры прин-ют реш-е о том,что они не м.полаг-ся на СВК,тогда ауд-ры план-ют свою пров-ку т.о.,чтобы ауд.мнение о достов-ти б/о не основыв-сь на достов-ти СВК. Если ауд-р прин-ет реш-е о том, что он м. полаг-ся на СВК эк.S,то необх.провести первич-ю оценку надеж-ти СВК; 2)первич-я оценка надеж-ти СВК эк.S.На д.этапе ауд-ру след-т пров-ть всю хоз.д-цию эк.S всего отч периода предполаг-й пров-ки,т-же необх.обратить вним-е на те периоды хоз.д-ти,в кот.д-ть S имела особ-ти или различия по сравн-ю с д-тью,т ипич-й для всего периода. 3)подтвержд-е достов-ти оценки СВК. Ауд.орг-я,принявшая по итогам перв.оценки реш-е о доверии СВК обязана в ходе А вып-ть процедуры подтвержд-я достов-ти СВК,они н-ся тестиров-ем ср-в конт-ля.Ауд-р сост-ет вопросы и все получ-е ответы у персонала обяз-но документ-ся. В рез-те получ-го поним-я СВК ауд-р м. понять какие недостатки сущ-т в СВК. А-р в разумные сроки д. уведомить (в письм. форме) рук-во эк.S о выявл-х недостатках СВК. Но если ауд-р счит-т, что >ее целесообр-ным, то это н. отр-ть в раб. д-тах.

Наши рекомендации