Возникновение и развитие международных стандартов финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это базирующаяся на единых Концептуальных основах система требований к признанию, оценке, представлению и раскрытию информации в финансовой отчетности публичных компаний.

В основе причин возникновения МСФО лежит глобализация экономики — объективно протекающий процесс, связанный с возрастающей открытостью национальных экономик, ростом их взаимозависимости, углублением интеграции в мировую экономику, и, как следствие, интернационализацией систем бухгалтерского учета и отчетности.

В 1973 году в Лондоне соглашением профессиональных организаций из 10 стран (Австралии, Канады, Франции, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, США, Великобритании и Ирландии) была создана неправительственная частная профессиональная организация — Комитет по международным стандартам (IASC), который наладил тесное сотрудничество с Международной федерацией бухгалтеров. В 1973–1989 гг. основой деятельности IASC стало обобщение практики ведения учета в экономически развитых странах, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности, а итогом — документы (в виде набора правил и разъяснений) под общим названием «международные стандарты бухгалтерского учета».

Период с 1989 по 1995 гг. принято считать началом формирования системы МСФО как системы стандартов, базирующейся на единых концепциях (принципах). Появилось мнение о том, что переход на МСФО способствует привлечению международных инвестиций.

В 1995–2000 гг. разрабатываются ключевые наборы стандартов, согласованные с авторитетными международными организациями. Так, международная организация комиссий по ценным бумагам рекомендовала МСФО в качестве основы составления отчетности для листинга на любых биржах мира. В эти же годы законодательства ведущих европейских стран (Германии, Франции, Италии, Австрии, Финляндии) разрешают использовать МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности. Тем не менее, основой составления финансовой отчетности в этих странах по-прежнему являются национальные стандарты. Теоретики и практики бухгалтерского учета Северной Америки не признают МСФО, полагая, что американская система лучше подходит для использования в странах рыночной экономики. Отчетность же европейских компаний, основанная на принципах МСФО, на биржах США и Канады признается только после внесения определенных корректировок, приближенных к американским стандартам.

В 2000 году начался новый этап развития МСФО — этап конвергенции (сближения) международных и национальных (в первую очередь, американских) стандартов, что, в конечном счете, приведет к формированию глобальных стандартов финансовой отчетности.

Задачами Совета являются разработка и публикация МСФО, проектов стандартов, дискуссионных документов, Концептуальных основ, окончательное одобрение интерпретаций и т.п. В его составе насчитывается 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе.

В функции Комитета по интерпретациям (IFRIC) входят:

разработка интерпретаций, касающихся применения МСФО;

регламентация вопросов, не затрагиваемых МСФО, на базе Концептуальных основ;

публикация проектов интерпретаций;

рассмотрение комментариев заинтересованных сторон;

получение одобрения Совета для окончательного варианта интерпретаций.

Консультационный Совет (SAC) дает консультации Совету по приоритетным направлениям, докладывает о применении МСФО. Согласно Конституции, данный орган может состоять из 30 и более человек.

В Российской Федерации процесс реформирования бухгалтерского учета предполагает два направления использования МСФО:

в качестве основы для разработки национальных стандартов;

для составления консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми коммерческими организациями.

Подходы к применению МСФО изложены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 г. № 180.

В настоящее время действуют стандарты IAS, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) и стандарты IFRS, принятые его правопреемником — Советом по международным стандартам (IASB). Оба набора стандартов имеют одинаковый статус и назначение.

Международные стандарты постоянно изменяются, дорабатываются, появляются новые. Как предполагается, после сближения систем МСФО и GAAP изменениям подвергнутся 30–40% стандартов.

29.Возникновение и совершенствование Международных стандартов финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности (МСФО) - свод правил, методов, терминов и процедур бухучета, разработанных комитетом (КМСФО), эти стандарты носят рекомендательный характер - их 41. МСФО разрабатывались с 1973 г., когда был создан КМСФО, объединивший профессиональные организации бухгалтеров из 9 стран: США, Англ, Герм, Канады, Франц, Нидерл, Японии, Мексики. Сейчас комитет объединяет свыше 150 членов. В системе МСФО цель фин отчетности определяется как предоставление заинтересованным пользователям полезной инфо о финансовом положении, результатах деятельности и денежных потоках компании. Переход России на международные стандарты учета осуществляется на основе разработанной программы реформирования. Цель реформирования: приведение российской системы учета и отчетности к международ. системе и к особенностям рын экономики. Задачи реформы: 1. формирование новой системы учета и отч-ти, направленной на внешних пользователей. 2. формирование соотношения реформы БУ и меняющихся тенденций в международных стандартах. 3. формирование методических рекомендаций для организаций в составлении фин отч-ти. Преимущества перехода к МСФО: 1. отчетность дает возможность увидеть более подробно, что происходит в организации. 2. рос. компании добиваются предоставления менеджменту предприятия более подробной инфо о деятельности. 3. упрощается составление отчетности для публикаций. 4. использование МСФО – логотип престижа.

30. Затраты, издержки, расходы, обеспечивающие доходы отчетного периода, будущие экономические выгоды. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников. (ПБУ 9/99). Не относятся к доходам: а) НДС; б) Поступления по договорам комиссии; в) Поступления в счет предварительной оплаты продукции, работ, услуг; г) Авансы; д) Задатки; е) Залоги; ж) Поступления в погашение кредитов и займов. Доходы группируются по следующим направлениям: 1. доходы от обычных видов деятельности, 2. операционные доходы, 3. внереализационные доходы, 4. чрезвычайные доходы. Согласно концепции бух. учета в рыночной экономике для включения в форму №2 доходы и расходы должны отвечать критериям: 1. существенная вероятность того, что организация потеряет будущие выгоды обусловленным данным объектом. 2. оценка производится на основе документов существующие на дату составления бух. отчетности. Доходы признаются в ф.№2 когда возникает увеличение эконом. выгод, связавшие с этим активом или уменьшение обязательств может быть измерено с достаточной степенью надежности. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению собственника. ( ПБУ 10/99) Классификация расходов: 1. расходы по обычным видам деятельности, 2. операционные, 3. внереализационные, 4. чрезвычайные. Расходами не признаются: а) выбытие активов в связи с приобретением ОА или их созданием; б) расходы, связанные с внесением средств организации в УК др орг; в) выбытие А по договорам комиссии, агентским и другим договорам; г) выбытие активов в порядке предварительной оплаты ценностей, работ, услуг; д) выбытие в виде авансов; е) задатков; ж) погашение кредитов, займов. Расходы признаются в ф.2, когда возникает уменьшение в экономических выгод, которые обусловлены уменьшением активов, или увеличение обязательства, может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Наши рекомендации