Двойная запись на счетах бухгалтерского учета
Любая хозяйственная операция в равной мере на одну и ту же сумму затрагивает дебет одного счета и кредит другого, что позволяет вести бухгалтерский учет способом двойной записи [5, 7].
Сущность двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.
Связь между двумя счетами получила название корреспонденции счетов.
Отражение корреспонденции счетов в виде бухгалтерской записи, содержащей указания на корреспондирующие счета, сумму и содержание хозяйственной операции получили наименование «бухгалтерские записи». Под «бухгалтерской проводкой» понимается указание на корреспондирующие счета.
Все счета бухгалтерского учета систематизированы и сведены в План счетов бухгалтерского учета (см. приложение 1).
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ [7]. Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. На основе Плана счетов и Инструкции [7] организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
План счетов разбит на 8 разделов в естественном порядке следования хозяйственных операций:
1 раздел – «Внеоборотные активы»;
2 раздел – «Производственные запасы»;
3 раздел – «Затраты на производство»;
4 раздел – «Готовая продукция и товары»;
5 раздел – «Денежные средства»;
6 раздел – «Расчеты»;
7 раздел – «Капитал»;
8 раздел – «Финансовые результаты».
Дополнением Плана счетов являются забалансовые счета, которые используются для учета хозяйственных средств и их источников, не принадлежащих организации, но учитываемых в процессе деятельности.
Рассмотрим насколько примеров составления бухгалтерских записей (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Журнал хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Комментарии | |
дебет | кредит | ||
1. Поступили материалы от поставщиков | 10А+ | 60П+ | Дебет – увеличение материалов. Кредит – увеличение задолженности поставщика |
2. Перечислены поставщику денежные средства с расчетного счета. | 60П– | 51А– | Дебет – уменьшение задолженности перед поставщиком. Кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете |
3. Оприходованы материалы, полученные от подотчетного лица | 10А+ | 71А– | Дебет – увеличение материалов. Кредит – уменьшение задолженности подотчетного лица |
4. Получены денежные средства в кассу с расчетного счета | 50А+ | 51А– | Дебет – увеличение денежных средств в кассе. Кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете |
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это способ ведения бухгалтерского учета с раздельным отражением хозяйственных средств и источников их формирования либо активов и пассивов организации [12].
Хозяйственные средства отражаются в одной половине баланса – активе, источники хозяйственных средств отражаются в другой половине – пассиве.
Различают балансы начальные и конечные. Начальный баланс – баланс на начало отчетного периода. Конечный баланс – баланс на конец отчетного периода. Конечный баланс формируется из начального по результатам отражения хозяйственных операций за отчетный период.
Рекомендованная форма Бухгалтерского баланса утверждается Министерством финансов РФ (прил.2) [22].
Для упрощения в учебных целях в балансе можно представлять только данные, отражающие состояние объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность предприятия (табл. 1.2).
Таблица 1.2 | |||
Состав хозяйственных средств и их источников | |||
Актив | Пассив | ||
Внеоборотные активы | Оборотные активы | Собственные источники | Заемные источники |
Нематериальные активы | Запасы | Уставный капитал | Долгосрочные обязательства |
Основные средства | Незавершенное производство | Добавочный капитал | |
Незавершенное строительство | Дебиторская задолженность | Резервный капитал | |
Доходные вложения в материальные ценности | Денежные средства | Целевое финансирование и поступления | Краткосрочные обязательства |
Долгосрочные финансовые вложения | Краткосрочные финансовые вложения | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |
Прочие внеоборотные активы | |||
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА | ИСТОЧНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ |
Для любой организации при использовании способа двойной записи на счетах бухгалтерского учета всегда соблюдается равенство общих сумм активов и пассивов друг другу.
Пример 1.4.
1. Составить баланс на начало отчетного периода.
2. Отразить хозяйственные операции за отчетный период в журнале хозяйственных операций.
3. Открыть счета бухгалтерского учета.
4. Составить баланс на конец отчетного периода.
Исходные данные для решения примера 1.4.
Данные на начало отчетного периода: основные средства 50 000 руб., уставный капитал 60 000 руб., материалы 20 000 руб., задолженность по краткосрочному банковскому кредиту 20 000 руб., денежные средства в кассе 1 000 руб., задолженность перед поставщиком 10 000 руб., задолженность перед персоналом по оплате труда 10 000 руб., денежные средства на расчетном счете 29 000 руб..
Хозяйственные операции за отчетный период.
Операция 1. Получены денежные средства 10 000 руб. в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы.
Операция 2. Отражено поступление денежных средств на расчетный счет от банковской организации по предоставленному краткосрочному кредиту 5000 руб.
Операция 3. Оплачена задолженность поставщикам 5000 руб.
Операция 4. Поступили материалы от поставщиков на сумму 20 000 руб.
Операция 5. Выдана из кассы заработная плата в сумме 10 000 руб.
Решение примера 1.4.
Начальный баланс представлен в табл. 1.3. Хозяйственные операции отражены в табл. 1.4. Схемы расчета счетов показаны на рис. 1.8. Конечный баланс представлен в табл. 1.5.
Таблица 1.3 | |||
Баланс на начало отчетного периода | |||
Актив | Пассив | ||
Наименование | Оценка, руб. | Наименование | Оценка, руб. |
Основные средства | 50 000 | Уставный капитал | 60 000 |
Материалы | 20 000 | Краткосрочный кредит банка | 20 000 |
Денежные средства в кассе | 1 000 | Расчеты с поставщиками | 10 000 |
Денежные средства на расчетном счете | 29 000 | Расчеты по оплате труда | 10 000 |
ИТОГО | 100 000 | ИТОГО | 100 000 |
Таблица 1.4 | |||
Журнал хозяйственных операций за отчетный период | |||
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Оценка, руб. | |
дебет | кредит | ||
1. Получены с расчетного счета денежные средства в кассу | 10 000 | ||
2. Зачислен краткосрочный банковский кредит на расчетный счет | 5 000 | ||
3. Оплачена с расчетного счета задолженность поставщикам | 5 000 | ||
4. Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков | 20 000 | ||
5. Выдана из кассы заработная плата | 10 000 |
Д | 01 (А) | К | Д | 10 (А) | К | |||||||
50 000 | 20 000 | |||||||||||
– | – | 4) | 20 000 | |||||||||
– | – | 20 000 | – | |||||||||
50 000 | 40 000 | |||||||||||
Д | 50 (А) | К | Д | 51 (А) | К | |||||||
1 000 | 29 000 | |||||||||||
1) | 10 000 | 10 000 | 5) | 2) | 5 000 | 10 000 | 1) | |||||
10 000 | 10 000 | 5 000 | 3) | |||||||||
1 000 | 5 000 | 15 000 | ||||||||||
19 000 | ||||||||||||
Д | 80 (П) | К | Д | 66 (П) | К | |||||||
60 000 | 20 000 | |||||||||||
– | 5 000 | 2) | ||||||||||
– | – | – | 5 000 | |||||||||
60 000 | 25 000 | |||||||||||
Д | 60 (П) | К | Д | 70 (П) | К | |||||||
10 000 | 10 000 | |||||||||||
3) | 5 000 | 20 000 | 4) | 5) | 10 000 | – | ||||||
5 000 | 20 000 | 10 000 | – | |||||||||
25 000 | – | – | ||||||||||
Рис. 1.8. Схемы расчета счетов по условию примера 1.4
Таблица 1.5 | |||
Баланс на конец отчетного периода | |||
Актив | Оценка, руб. | Пассив | Оценка, руб. |
Основные средства (01) | 50 000 | Уставный капитал (80) | 60 000 |
Материалы (10) | 40 000 | Краткосрочный кредит банка (66) | 25 000 |
Касса (50) | 1 000 | Расчеты с поставщиками (60) | 25 000 |
Расчетный счет (51) | 19 000 | Расчеты по оплате труда (70) | – |
ИТОГО | 110 000 | ИТОГО | 110 000 |
Бухгалтерские записи заносятся в ведомости или журналы, где отражается наименование хозяйственной операции, либо в специальные бланки, где отражаются только суммы. Все записи могут выполняться либо в хронологическом порядке, либо в систематическом порядке с использованием хронологии.