Счета бухгалтерского учёта и двойная запись

Для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации необходима инфор­мация не только о состоянии хозяйственных средств и источников образования на определенную дату, но и об их движении в течение отчетного периода, отражающем содержание совершаемых в течение отчетного периода хозяйственных процессов и операций.

Счет бухгалтер­ского учета — способ группировки, систематизации, вторичной регистрации и накапливания информации о состоянии и движении экономически однородных объектов хозяйственных средств, источ­ников их образования и хозяйственных процессов.

На каждый экономически однородный объект хозяйственных, вид источников образования хозяйственных средств, а также вид хозяйственных процессов открывается отдельный счет бухгалтерского учета.

Общая характеристика структуры бухгалтерского учета представлена на примере Т-счета.

Наименование счета (активного)

Дебет   Кредит
Сальдо начальное    
Оборот по дебету   Оборот по кредиту  
Сальдо конечное      
     

Наименование счета (пассивного)

Дебет   Кредит
  Сальдо начальное  
Оборот по дебету   Оборот по кредиту  
  Сальдо конечное    
     

Каждый счет имеет наименование — это наименование объекта хозяйственных средств, источника их образования или хозяйствен­ного процесса, информация о котором регистрируется на счете.

Левая сторона счета называется «дебет», правая — «кредит». Остаток хозяйственных средств на отчетную дату называется «сальдо». Сальдо может быть:

1) начальным (входящим), отражающим остаток соответствующего вида хозяйственных средств на начало отчетного периода;

2) конечным (исходящим), отражающим остаток хозяйственных средств на конец отчетного периода.

Значение хозяйственных операций, увеличивающих сальдо счета, записывается на той стороне счета, на которой расположено начальное сальдо. Записи, уменьшающие счет, — на стороне, проти­воположенной начальному сальдо. Числовые записи на счете произ­водятся без каких-либо дополнительных арифметических знаков — «+» или «-».

В конце отчетного периода определяются общая величина уве­личения счета за отчетный период (суммируются все записи, отра­женные на соответствующей стороне счета) и общая величина уменьшения счета за отчетный период (суммируются все записи, отраженные на соответствующей стороне счета). Такая сумма опера­ций по каждой стороне счета называется «оборотом».

В зависимости от наименования стороны счета, по которой про­суммированы операции, выделяют оборот по дебету и оборот по кредиту. При расчете обо­рота не включается значение начального сальдо по счету.

В зависимости от того, для учета каких объектов открываются счета, они подразделяются на активные и пассивные, которые имеют разную структуру.

Активные счета — счетабухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения хозяйственных средств по их видам. В активном счете начальное и конечное сальдо всегда записывается в дебете. Все запи­си, увеличивающие сальдо счета, записываются в дебет счета, а уменьшающие сальдо — в кредит.

Пассивные счета — счетабухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения источников средств предприятия. В пассивном счете начальное и конечное сальдо всегда записывается в кредите. Все за­писи, увеличивающие счет, записываются в кредит счета, а умень­шающие — в дебет.

При отсутствии у счета начального сальдо конечное сальдо по счету рассчитывается следующим образом:

1) по окончании отчетного периода рассчитываются дебетовый и кредитовый обороты по счету за отчетный период;

2) конечное сальдо определяется путем вычитания меньшего оборота из большего оборота и записывается на той сто­роне счета, на которой был отражен больший оборот.

Активно-пассивные счета — счета, на которых отражаются одновременно и имуществоорганизации (как на активных счетах), и источники его формирования (как на пассивных счетах).

Различают два вида активно-пассивных счетов:

1) активно-пассивные счета со свернутым (односторонним) сальдо — счета бухгалтер­ского учета, которые на отчетную дату могут иметь либо дебетовое, либо кредитовое сальдо;

2) активно-пассивные счета с развернутым (двусторонним) сальдо — счета бухгал­терского учета, на которых на отчетную дату может быть одновре­менно зафиксировано как дебетовое, так и кредитовое сальдо.

Счётом с односторонним сальдо является счёт 99 «Прибыли и убытки». Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними даёт прибыль, поэтому сальдо счёта будет кредитовым (так как кредитовый оборот будет больше дебетового). Прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассивебаланса. Если возникают убытки, то сальдо по счёту будет дебетовым (так как дебетовый оборот превышает кредитовый).

К активно-пассивным счетам с двусторонним сальдо относится счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счёта означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту — кредиторскую. Записи по дебету этого счёта могут иметь следующее значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской задолженности; записи по кредиту этого счёта могут иметь следующее значение: либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской задолженности.

В активно-пассивных счетах учета расчетов записи по дебету и кредиту могут иметь разный экономический смысл. Поэтому для определения значения дебетовых и кредитовых записей, а также ис­числения развернутого сальдо используются данные аналитического учета. Для этого:

• рассчитывается свернутое (дебетовое или кредитовое) сальдо по каждому аналитическому счету;

• рассчитывается развернутое сальдо по синтетическому счету путем раздельного суммирования всех дебетовых и кредитовых ис­ходящих сальдо по каждому аналитическому счету.

В зависимости от степени обобщения информации пассивные и активные счета подразделяются на синтетические и аналитические.

Синтетические счета— укрупненная, обобщающая группировка учета состава и движения хозяйственных средств организации, источников их образования и хозяйственных процессов. Синтетические счета — эта та степень группировки информации, которая необходима для подготовки баланса и форм бухгалтерской отчетности.

Однако для управления организации в целом и отдельными хо­зяйственными процессами часто бывает необходима более детальная информация. Для учета более детальных, частных сведений приме­няются аналитические счета, открываемые в развитие определен­ного синтетического счета.

Так как аналитический учет открывается в развитие синтетичес­кою учета, то между синтетическими и аналитическими счетами существует следующая связь:

· каждая сумма, записанная в дебете или кредите синтетического счета, должна быть отражена соответственно в дебете или кредите одного из аналитических счетов, открываемых в развитие этого синтетического счета;

· сальдо синтетического счета равно сумме сальдо всех аналити­ческих счетов, открытых в его развитие;

· обороты по дебету и по кредиту синтетического счета должны быть равны сумме оборотов по дебету и сумме оборотов по кредиту всех аналитических счетов, относящихся к нему.

Субсчёт — способ сводной группировки данных аналитического учёта. Иерархически субсчета являются бухгалтерскими счетами второго порядка и используются для получения более детальных показателей в дополнение к данным синтетических счетов. Субсчета являются промежуточными звеньями между синтетическими и аналитическими счетами. Они позволяют группировать данные бухгалтерского учёта в соответствии с нуждами финансовой и управленческой отчётности и необходимостью экономического анализа деятельности предприятия.

В российском бухгалтерском учёте разбиение синтетических счетов на субсчета закреплено нормативно. Перечень субсчетов в составе каждого синтетического счета определён единым планом счетов. Система субсчетов определяет единые принципы, по которым осуществляется группировка данных об имуществе и обязательстваххозяйствующих субъектов. Такая общая система позволяет статистически обрабатывать показатели деятельности предприятий по регионам, отраслям хозяйствования и экономике в целом.

Учёт на субсчетах может вестись только в денежном выражении. Ведение натурального учёта по субсчетам невозможно, так как объекты учёта по аналитическим счетам в составе одного субсчёта могут измеряться в разных мерах (количественных, массовых, объёмных и т. п.) К ряду синтетических счетов открытие субсчетов не предусмотрено.

Организация, исходя из специфики экономической деятельности, может не использовать субсчета, не являющиеся необходимыми. Руководствуясь управленческой целесообразностью, хозяйствующий субъект может также вводить дополнительные субсчета в составе синтетических счетов, утверждённых нормативно; разбивать или объединять субсчета. Все эти решения отражаются в рабочем плане счетов, утверждаемом учётной политикой предприятия.

Субсчёт является активным, пассивным или активно-пассивным в соответствии с тем, в состав какого синтетического счёта он входит. Аналогично определяется отношение к бухгалтерскому балансу и аналитических счетов, входящих в состав субсчёта.

Связь между счетами, возникающая за счет применения двойной записи каждой хозяйственной операции, называется корреспонден­цией счетов, а счета, связанные между собой применением двойной записи по конкретной хозяйственной операции, называются коррес­пондирующими.

Метод двойной записи не применяется по отношению к забалансовым счетам. Забалансовый счёт — счёт, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учёт указанных ценностей ведётся по простой системе и не учитывается при составлении баланса.

Забалансовые счета не корреспондируют с балансовыми счетами. В теории бухгалтерского учёта забалансовые счета также не корреспондируют между собой, однако, в современных программах ведения бухгалтерского учёта принято считать, что забалансовые счета могут корреспондировать между собой.

Оборотно-сальдовая ведомость — один из основных бухгалтерских документов, содержит остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период для каждого счёта и субсчёта. Из оборотно-сальдовой ведомости формируется бухгалтерский баланс путем расчёта сальдо по бухгалтерским счетам и перенесения их в сам баланс. Оборотно-сальдовые ведомости используются для проверки бухгалтерских записей на наличие арифметических ошибок.

Наименование счета Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
Д К Д К Д К
             
             
             
             
             
             
             
             
ИТОГО Х Х О О У У

В графах «Остаток на начало месяца» и «Остаток на конец месяца» всегда указывается только одна сумма – или по дебету (если счет активный), или по кредиту (если счет пассивный.) Обороты за месяц (суммы всех операций отдельно по дебету и кредиту счетов) заносятся в колонки и по дебету, и по кредиту. После заполнения оборотной ведомости подсчитываются ИТОГИ по каждой колонке (по столбцам).

У правильно составленной и рассчитанной оборотно-сальдовой ведомости всегда попарное равенство итогов колонок.

Оборотно-сальдовая ведомость может быть развернутой, т.е. составляться и по аналитическим счетам. Оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется по тому же принципу, но по каждой группе аналитических счетов, открытых к одному синтетическому счету. Итог по аналитической группе одного синтетического счета должен соответствовать строке этого синтетического счета в оборотной ведомости.

Все организации в Российской Федерации ведут учёт хозяйственных операций с применением сче­тов бухгалтерскою учета, номенклатура которых определена Мин­фином России в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хо­зяйственной деятельности организации (далее — План счетов). Порядок отражения записей на счетах бухгалтерского учета регла­ментируется Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — Инструкция), также утвержденной Минфином России.

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный пе­речень счетов бухгалтерского учета, представляющий собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В Плане счетов приведены наименования и номера синтетичес­ких счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго по­рядка). Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание субсчетов, приведенных в Плане счетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Утвержденная Минфином России Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открыва­емых в их развитие субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйствен­ной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтети­ческими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в ти­повой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции по применению Плана счетов, поло­жений и других нормативных актов, методических указаний по во­просам бухгалтерского учета (основных средств, материально-про­изводственных запасов и т.д.).

В связи с тем, что каждая организация использует только те счета, которые необходимы для отражения конкретных хозяйственных опе­раций, совершаемых ею, в каждой организации утверждается рабо­чий план счетов бухгалтерского учета, представляющий собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, применяемых в данной конкретной органи­зации.

Наши рекомендации