Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле
Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет и отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и тому подобное.
Статья 5 Закона № 129 "О бухгалтерском учете" определяет три уровня системы регулирования бухгалтерского учета ( рис 1.1).
Регулирование бухгалтерского учета |
↓ |
1. Общее методическое руководство Бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ |
↓ |
2. Органы, которым Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ |
↓ |
3. Организация, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры.ю отрасли и других особенностей деятельности |
Рисунок 1.1 – Регулирование бухгалтерского учета
Впервые на уровне Федерального закона было установлено, что именно Правительство Российской Федерации, а не центральные органы исполнительной власти, например, Министерство финансов, осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации.
Таким образом, из ведения Министерства финансов бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства Российской Федерации, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они не разрабатывались,должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г № 237, в число основных задач МФ России входит "обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях.
Согласно ст. 6 этого Положения Минфин РФ подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности( кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.
Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров в России, Центральному Банку РФ, Федеральной комисии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютному регулированию и валютному контролю.
Свод правил бухгалтерского учета – это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням, указанным в таблице 1.1:
Таблица 1.1- Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
Ι уровень- законодательный | Федеральные законы, кодексы, указы, постановления | Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ |
ΙΙ уровень- нормативный | Положения(стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ |
ΙΙΙ уровень- методический | Нормативные акты( иные, чем положения), методические указания | Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы |
ΙV уровень- учетная политика организации | Организационно- распорядительная документация( приказ, распоряжения и т.п.) | Организации, консультационные фирмы |
Документы первого уровня составляют Федеральный закон "О бухгалтерском учете", иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации. Важными документами первого уровня являются Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах".
Закон "О бухгалтерском учете" определяет:
- состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность;
- правовые основы бухгалтерского учета;
- содержание, принципы и организацию бухгалтерскогоучета;
- порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.
Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете- обеспечить единообразный учет имущества,обязательств и хозяйственный операций организаций, а также составление и предоставление сопопставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Закон "О бухгалтерском учете" устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране и состоит из четырех разделов и 19 статей.
В первом разделе- "Общие положения"- дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты( имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерским учете( синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и тому подобное).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения( стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организации.
Во втором разделе- "Основные правила ведения бухгалтерского учета"- изложены требования к ведению бухгалтерского учета( обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных( финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе- "Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности"- изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее предоставления, основные правила составления свобдной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
В четвертом разделе-"Заключительные положения"- раскрыты вопросы ответственности за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.
В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" к ведению бухгалтерского учета на торговых предприятиях предъявляются требования, составляющие основные его принципы.
1) Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется в валюте Российской Федерации- в рублях.
2) Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц. В бухгалтерском учете и балансе отражается только собственное имущество предприятия. Имущество, принадлежащее другим предприятиям и находящееся у данного предприятия, учитывается на забалансовых счетах.
3) Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерском учете и устанавливают принципы, правила и способы ведения организацими учета хозяйственных операций, составление и предоставление бухгалтерской отчетности, являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом "О бухгалтерском учете".
Разработка положений( стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методолгических принципах, предусмотренных международными станадартами и в целом структура каждого стандарта включает:
- введение( общие положения);
- определение;
- содержание;
- необходимые пояснения, регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения.
- дату вступления в действие.
Разработка ПБУ осуществляется Минфином России в соответствиии с "Планом внедрения положений( станадартов) бухгалтерского учета в практику", утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 года № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соотвтетсвии с международными стандартами финансовой отчетности"
Важнейшим документом 3-го уровня является приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению.
План счетов- это систематизированны перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию.
План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности( кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно- правовой формы.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи.