Четыре стиля руководства
НИЗКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ | ВЫСОКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ | |
ВЫСОКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ | 3. ПООЩРЯЮЩИЙ «давай думать вместе, у тебя все получится» | 2. УБЕЖДАЮЩИЙ «давай я тебе объясню, как это здорово, и ты сам захочешь это сделать» |
НИЗКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ | 4. ДЕЛЕГИРУЮЩИЙ «делай сам, а я потом проверю» | 1. ИНСТРУКТИРУЮЩИЙ «упал – отжался» |
ПООЩРЯЮЩИЙ Поддерживает; Вдохновляет; Мотивирует | УБЕЖДАЮЩИЙ Убеждает; Объясняет; Проясняет |
ДЕЛЕГИРУЮЩИЙ Доверяет; Делегирует; Наблюдает | ИНСТРУКТИРУЮЩИЙ Инструктирует; Распоряжается; Приказывает |
Описание стилей руководства
S1. ИНСТРУКТИРУЮЩИЙ СТИЛЬ - руководство путем описания способа действия.
Высокий уровень ДП, низкий уровень ПП.
Руководитель дает конкретные инструкции и непосредственно контролирует подчиненных.
Высокая ориентация на задачу. Руководитель не думает о том, насколько мотивированы и вовлечены люди - для него главное, чтобы задача была выполнена именно так, как он ее видит. Он «готов пожертвовать» хорошими отношениями с людьми ради четкого выполнения задачи. Основной способ руководства - постановка целей, инструктирование и контроль.
S2. УБЕЖДАЮЩИЙ СТИЛЬ - руководство путем «продажи идей».
Высокий уровень ДП, высокий уровень ПП.
Руководитель объясняет свои решения и дает подчиненным возможность обращаться за разъяснениями
Совмещение высокой ориентированности на задачи и на людей. С одной стороны, руководителю важно решение определенной задачи так, как он ее видит, с другой - ему необходима поддержка и вовлеченность других членов команды. Поэтому он "продает" свои решения, добиваясь, чтобы другие захотели работать так, как он считает необходимым для решения задачи.
S3. ПООЩРЯЮЩИЙ СТИЛЬ - руководство путем мотивирования.
Низкий уровень ДП, высокий уровень ПП.
Руководитель делится с подчиненными своими соображениями и содействует им в принятии решений, оказывая поддержку.
Высокая ориентация на людей. Руководителю важны, прежде всего, вовлеченность, мотивированность и удовлетворенность людей. Основой способ руководства - помощь в организации процесса: формулирование вопросов, которые нужно сообща решить, помощь в анализе необходимых ресурсов выражение одобрения и уверенности в способностях сотрудника и т.д.
S4. ДЕЛЕГИРУЮЩИЙ СТИЛЬ - руководство путем делегирования.
Низкий уровень ДП, низкий уровень ПП.
Руководитель передает подчиненному ответственность за принятие и исполнение решений.
Низкая ориентация и на людей, и на задачу. Передача полномочий, прав и ответственности сотруднику.
Уровень готовности подчиненных к решению задач.
Уровень готовности подчиненных к решению задач зависит от их способности и настроя к выполнению задачи.
СПОСОБНОСТЬ к выполнению задачи:
· ЗНАНИЯ,
· ОПЫТ,
· НАВЫКИ
- необходимые для выполнения сотрудником конкретной задачи.
НАСТРОЙ к выполнению задачи:
· ОСМЫСЛЕННОСТЬ,
· УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ,
· ЭНТУЗИАЗМ,
- проявляемые сотрудником по отношению к конкретной задаче.
Модель ситуационного руководства.
4. Развитие подчиненных как функция руководителя
4.1. Инструменты развития подчиненных.
4.2. Развивающая обратная связь как форма оценки и корректировки поведения подчиненных.
4.3. Принципы развивающей обратной связи.
4.4. Алгоритм предоставления развивающей обратной связи.
Инструменты развития подчиненных.
Инструменты развития, лежащие в сфере ответственности руководителя, реализуемые им в ходе профессионального взаимодействия с подчиненными:
1. Инструктирование –описание алгоритма действий в конкретной ситуации и по отношению к конкретной задаче.
2. Формирование развивающего задания –постановка подчиненному задачи, которая заставит его выйти из «зоны комфорта» и побудит к освоению новых знаний и навыков.
3. Личный пример –демонстрация эффективной модели поведения.
4. Обратная связь –оценка поведения сотрудника с ориентацией на изменение поведения в будущем.
5. Мотивирование –побуждение к развитию, актуализация ключевых потребностей сотрудника в определении направления развития.