Общая характеристика бух.учета
Бух.учет – система сплошного непрерывного контроля и сбора информации о факте хоз. жизни путем отражения и в денежном измерении.
Банковский бух.учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все операции совершены в банке в течение операционного времени в тот же день отражаются в лицевых счетах клиентов и контролируются путем составления ежедневного баланса
Бух.учет в банках базируется на общих основных правилах бух. учета:
· Отражение всех операций на А и П счетах методом двойной записи
· Унификация счёта, то есть использование одних и тех же счетов всеми банками для совершения экономически однородных операций
Основные задачи бух учета в КБ
Задачами бухгалтерского учёта являются:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Основные принципы бух.учета в КБ
Основными принципами бухгалтерского учёта являются:
1.непрерывность деятельности, то есть банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность
2.постоянство правил бухгалтерского учёта, то есть банк всегда руководствуется одними и теме же правилами бухгалтерского учёта (положение БР 302-П)
3.осторожность, то есть А и П должны быть оценены с достаточной степенью осторожности. Банки должны создавать резервы соразмеримые рискам.
4.Оперативность. Операции отражаются в бухгалтерском учёте в день их совершения.
5.Отражение доходов и расходов в учёте производится по методу начислений.
6.Раздельное отражение А и П
7.Преемственность входящего баланса. Остатки на начало текущего периода должны быть равны остаткам предшествующего периода.
8.Приоритет содержания над формой, то есть операции отражаются в соответствии с экономической сущностью, а не юридической формой.
9.Открытость, то есть отчёты банка должны быть ясными и подробными.
Методы бух учета в КБ
Метод бухгалтерского учёта – совокупность способов и приёмов, используемых для его организации и ведения.
1.Документация – все операции банка отражаются в бухгалтерском учёте на основании денежно – расчётных документов. Формы документов унифицированы и изготовляются типографическим способом или печатаются на компьютере. Стандартные документы содержат следующие основные реквизиты:
· Название документа
· Номер формы
· Дата документа
· Наименование и место нахождения плательщика
· Наименование и место нахождения получателя
· Номер счетов в банке
· Назначение платежа
· Сумма операции
· Валюта платежа
· Коды для обработки информации на вычислительных машинах
· Подписи (клиентов, работников)
К учёту принимаются только правильно оформленные документы. Исправления в бланках документов не допускаются. Документы, используемые в банковском учёте составляются в таком количестве экземпляров, которое достаточно для отражения операций по всем затронутым счетам.
2. Инвентаризация – проверка и документальное подтверждение наличия состояния и оценки имущества. Целью инвентаризации является проверка сохранности имущества и установление его соответствия ведомостям учёта материальных ценностей. Данные вносятся в инвентаризационную опись. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учёта зачисляются на финансовые результаты, то есть учитываются на счетах доходов и расходов.
3. Счёт – материальный носитель объекта бухгалтерского наблюдения предназначен для группировки и текущего учёта однородных банковских операций. По месту нахождения начального остатка счета подразделяются на А и П.
4. Сумма каждой банковской операции отражается по дебету одного счёта и по кредиту другого счёта, независимо от их вида, что является двойной записью. Оформление двойной записи называется бухгалтерской проводкой или корреспонденцией счетов.
5. Баланс – группировка финансовых средств и источников их формирования в денежном выражении на определённую дату.
6. Отчётность – намного шире освещает деятельность банка и включает кроме баланса ряд таблиц, характеризующих состав доходов и расходов банка ( отчёт о прибылях и убытках) , его инвентаризационных средств, фондов, резервов и других аспектов банковской работы. Формы отчётности должны полностью удовлетворять требованиям, предъявленным к бухгалтерскому учёту.
6. Этапы составления бух проводки. Пояснить на примере
Определить объекты, учавствующие в хозяйственной операции.
По плану счетов выбрать соответствующие номера
Определить природу счёта (А или П)
Определить изменения, произошедшие с объектами бухгалтерского наблюдения (увеличение, либо уменьшение)