Хозяйственный учет и его виды

Хозяйственный учет и его виды


Хоз. учет – процессы сбора идентификации, оценки, классификации, обработки и передачи информации о состоянии и изменениях экономического объекта.
По средствам хоз. учета осуществляется наблюдение и контроль за производством распределения и использованием хоз. результата.Суть учета состоит в том, что собираются сведения о состоянии в хоз-ве, о имуществе, деньгах и фиксируется в учетных документах. Учет ведется в масштабах региона и целой страны.
Хоз. учет делится на:
1.статистический(исследует массовые явления общественной жизни. Применяются различные стат. методы(динамические ряды, средние величины, экономические индексы))
2. оперативный (учет ведется без применения какой либо системы, для быстрого оперативного хоз. отражения совершаемых операций и служит для доведения информации до исполнения, которому она предназначена. Методы: наблюдение, передача информации, первичное документальное оформление)
3.бухгалтерский(охватывает менее широкий круг объектов чем статистический, но более чем оперативный учет. Он является достоверным и всеобъемлящим. Методы: документация, инвентаризация, стоимостная оценка, двойная запись, счета и счетные записи,, баланс и балансовое обобщение, отчетность)

Общая характеристика бух.учета


Бух.учет – система сплошного непрерывного контроля и сбора информации о факте хоз. жизни путем отражения и в денежном измерении.

Банковский бух.учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все операции совершены в банке в течение операционного времени в тот же день отражаются в лицевых счетах клиентов и контролируются путем составления ежедневного баланса
Бух.учет в банках базируется на общих основных правилах бух. учета:

· Отражение всех операций на А и П счетах методом двойной записи

· Унификация счёта, то есть использование одних и тех же счетов всеми банками для совершения экономически однородных операций

Основные задачи бух учета в КБ


Задачами бухгалтерского учёта являются:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основные принципы бух.учета в КБ


Основными принципами бухгалтерского учёта являются:
1.непрерывность деятельности, то есть банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность
2.постоянство правил бухгалтерского учёта, то есть банк всегда руководствуется одними и теме же правилами бухгалтерского учёта (положение БР 302-П)
3.осторожность, то есть А и П должны быть оценены с достаточной степенью осторожности. Банки должны создавать резервы соразмеримые рискам.
4.Оперативность. Операции отражаются в бухгалтерском учёте в день их совершения.
5.Отражение доходов и расходов в учёте производится по методу начислений.
6.Раздельное отражение А и П
7.Преемственность входящего баланса. Остатки на начало текущего периода должны быть равны остаткам предшествующего периода.
8.Приоритет содержания над формой, то есть операции отражаются в соответствии с экономической сущностью, а не юридической формой.
9.Открытость, то есть отчёты банка должны быть ясными и подробными.

Методы бух учета в КБ


Метод бухгалтерского учёта – совокупность способов и приёмов, используемых для его организации и ведения.
1.Документация – все операции банка отражаются в бухгалтерском учёте на основании денежно – расчётных документов. Формы документов унифицированы и изготовляются типографическим способом или печатаются на компьютере. Стандартные документы содержат следующие основные реквизиты:

· Название документа

· Номер формы

· Дата документа

· Наименование и место нахождения плательщика

· Наименование и место нахождения получателя

· Номер счетов в банке

· Назначение платежа

· Сумма операции

· Валюта платежа

· Коды для обработки информации на вычислительных машинах

· Подписи (клиентов, работников)
К учёту принимаются только правильно оформленные документы. Исправления в бланках документов не допускаются. Документы, используемые в банковском учёте составляются в таком количестве экземпляров, которое достаточно для отражения операций по всем затронутым счетам.
2. Инвентаризация – проверка и документальное подтверждение наличия состояния и оценки имущества. Целью инвентаризации является проверка сохранности имущества и установление его соответствия ведомостям учёта материальных ценностей. Данные вносятся в инвентаризационную опись. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учёта зачисляются на финансовые результаты, то есть учитываются на счетах доходов и расходов.
3. Счёт – материальный носитель объекта бухгалтерского наблюдения предназначен для группировки и текущего учёта однородных банковских операций. По месту нахождения начального остатка счета подразделяются на А и П.
4. Сумма каждой банковской операции отражается по дебету одного счёта и по кредиту другого счёта, независимо от их вида, что является двойной записью. Оформление двойной записи называется бухгалтерской проводкой или корреспонденцией счетов.
5. Баланс – группировка финансовых средств и источников их формирования в денежном выражении на определённую дату.
6. Отчётность – намного шире освещает деятельность банка и включает кроме баланса ряд таблиц, характеризующих состав доходов и расходов банка ( отчёт о прибылях и убытках) , его инвентаризационных средств, фондов, резервов и других аспектов банковской работы. Формы отчётности должны полностью удовлетворять требованиям, предъявленным к бухгалтерскому учёту.

6. Этапы составления бух проводки. Пояснить на примере

Определить объекты, учавствующие в хозяйственной операции.
По плану счетов выбрать соответствующие номера
Определить природу счёта (А или П)
Определить изменения, произошедшие с объектами бухгалтерского наблюдения (увеличение, либо уменьшение)

Порядок расчетов Платежными Требованиями

ПТ-это требования поставщиками покупателям оплатить на основании направленных в банк расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной продукции, выполненных работниками, оказанных услуг.

ПТ выписывается поставщиком в 3х экземплярах:

1. Является основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка,

2. Высылается в банк поставщика для зачисления средств на счет поставщика,

3. возвращается плательщику в качестве расписки о совершении операции по его счету.

ПТ принимаются только при наличии средств на счете плательщика. Поступление в банк ПТ регистрируется в специальном журнале и передается плательщику под расписку для акцепта (согласия на оплату). В учете это отражается в карточке №1 по внебалансовому счету 90901.

Формы акцепта:

1. Положительный – форма акцепта при которой плательщик должен заявить в письменной форме согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

2. Отрицательный – плательщик письменно заявляет только об отказе акцепта. Незаявленный отказ расценивается как согласие на оплату (молчаливый).

3. Предварительный - согласие на оплату до снятия (списания) денег с его расчетного счета. Документ считается акцептованым если плательщик не заявил Банку от отказе в течении 3х рабочих дней (день поступления документов в расчет не принимается).

В случае отказа оплатить ПТ плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотировкой отказа от акцепта. Никаких споров Банк не рассматривает. Если отказ частичный, то сопроводительное письмо передается в банк плательщика вместе с ПТ для пересылке в банк поставщика и в графе «сумма к оплате» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен заплатить. Если отказ полный, то ПТ с сопроводительным письмом возвращется поставщику минуя банк.

Порядок расчетов чеками.

Расчетный чек –это документ установленной формы содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств чекодержателя. Чеки бывают именные. Чек как и ПП оформляется плательщиком и передается непосредственно получателю платежа в момент совершения хоз.операции.

Выдача кредита ю.л.- 441-453, 456.

1) для клиента банка ю.л. – Дт 4410453, 456Кт 401-407.

2)выдан кредит коммерч. Предпр. Нах. В фед собственности – Дт 44605Кт 40502.

3)выдан для неклиентов банка – Дт 441-457Кт 30102

4)независимо от того клиент или неклиент банка одновременно с выдачей кредита оформл. Учет обеспечения кредита – Дт 99998Кт 91311-91313.

5)юр. Докуме5нтация по обеспечению кредита и кредитн. Договор ставятся на забалансовый учет (внебалансовый - )- Дт 91202Кт 99999 –в условной оценке 1 рую за 1 обязательство и одновременно создается РВПС. 6) резерв создается за счет собств. Средств и относится на расходы банка – Дт70706Кт44115-45715. Погашение разовых кредитов может производится единовременным разовым платежом и периодическим в согласованные с банком сроки.

Погашение кредита :

1)для клиента банка ю.л – Дт 401-407Кт 441-453, 456

2)коммерч. Предпр. Нах в федсобст-ти – Дт 40502Кт 44605

3)для неклиентованка–Дт 30102Кт 441-457

4)документы по обеспечению кредита сним. С учета – Дт91311-91313Кт99998.

5)погашение кредитн. Договора – Дт99999Кт91202

6)восстановление РВПС – Дт 44115-45715Кт 70601пролонгация кредита– Дт ссудный счет сновым сроком(45203)Кт ссудный счет со старым счетом.Несвоевременный или неполный возврат кредита : перенос задолженности по кредиту на просроченную задолженность по предоставленным кредитам 458. Дт 45806Кт 44605

Группы кредитного риска.

В зависимости от уровня кредитного риска (риска неуплаты долга и процентов в установленный срок): а) стандартные (безрисковые ссуды);- 0%. б) нестандартные ссуды (умеренный уровень риска невозврата);- 1-20%.в) сомнительные ссуды (высокий уровень риска невозврата);21-50%. г) безнадежные ссуды (вероятность возврата практически отсутствует). 100%.д) проблемные -51-100%. 3. Исходя из формализованных критериев: а) к стандартным ссудам могут быть отнесены: -текущие ссуды независимо от обеспечения при отсутствии просроченной выплаты процентов по ним; -обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной выплаты процентов по ним до 5 дней включительно; с просроченной выплатой по основному долгу до 5 дней включительно; переоформленные один раз без изменения условий договора (при условии своевременной уплаты процентов по нему); б) к нестандартным ссудам относятся: -обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной выплаты процентов по ним от 6 до 30 дней; с просроченной выплатой по основному долгу от 6 до 30 дней; переоформленные два раза без изменения условий договора; переоформленные один раз с изменением условий договора; -недостаточно обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной выплаты процентов по ним до 5 дней; с просроченной выплатой по основному долгу до 5 дней; переоформленные 1 раз без изменений условий договора; -льготные текущие ссуды; в) к сомнительным ссудам относятся: -обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной выплаты процентов по ним от 31 до 180 дней;с просроченной выплатой по основному долгу от 31 до 180 дней; переоформленные два раза с изменением условий договора; переоформленные более двух раз независимо от наличия изменений условий договора; * недостаточно обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной выплаты процентов по ним от 6 до 30 дней; с просроченной выплатой по основному долгу от 6 до 30 дней; переоформленные два раза без изменений условий договора; переоформленные один раз с изменениями условий договора; * необеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной выплаты процентов по ним до 5дней; с просроченной выплатой по основному долгу до 5 дней; переоформленные один раз без изменений условий договора; *льготные ссуды. 4. К безнадежным относятся все остальные ссуды.

Хозяйственный учет и его виды


Хоз. учет – процессы сбора идентификации, оценки, классификации, обработки и передачи информации о состоянии и изменениях экономического объекта.
По средствам хоз. учета осуществляется наблюдение и контроль за производством распределения и использованием хоз. результата.Суть учета состоит в том, что собираются сведения о состоянии в хоз-ве, о имуществе, деньгах и фиксируется в учетных документах. Учет ведется в масштабах региона и целой страны.
Хоз. учет делится на:
1.статистический(исследует массовые явления общественной жизни. Применяются различные стат. методы(динамические ряды, средние величины, экономические индексы))
2. оперативный (учет ведется без применения какой либо системы, для быстрого оперативного хоз. отражения совершаемых операций и служит для доведения информации до исполнения, которому она предназначена. Методы: наблюдение, передача информации, первичное документальное оформление)
3.бухгалтерский(охватывает менее широкий круг объектов чем статистический, но более чем оперативный учет. Он является достоверным и всеобъемлящим. Методы: документация, инвентаризация, стоимостная оценка, двойная запись, счета и счетные записи,, баланс и балансовое обобщение, отчетность)

Наши рекомендации