Взаимосвязь системы управления и процесса формирования управленческого учета
Ведение управленческого учета, в отличие от ведения бухгалтерского финансового, не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее внедрения в той или иной форме следует принимать исходя из оценки соотношения затрат и выгод от ее функционирования.
Организационная структура системы управленческого учета строится с учетом:
1) структуры самой организации;
2) информационных потребностей руководства;
3) технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, ис-
пользуемой в организации;
4) квалификации и личных качеств менеджеров' и бухгалтеров-аналитиков.
Крупные и средние организации имеют в своей организационной структуре специальные подразделения, задачами которых является осуществление отдельных процедур управленческого учета. Такие службы, работающие на уровне всей организации, можно назвать штабными. Кроме того, в отдельных подразделениях и центрах ответственности назначаются специальные сотрудники, осуществляющие координацию учетно-управленческой работы как внутри подразделения, так и с вышестоящими уровнями управления.
В теории управления известно, что в настоящее время самыми распространенными являются три формы организации:
1. Унитарная (линейно-функциональная) структура с установленной иерархией взаимоотношений и ответственности, существующей неопределенно долгое время. При линейно-функциональной форме организации помимо бухгалтеров-аналитиков, работающих непосредственно в структуре учетно-финансовой службы (в финансовой вертикали), назначаются экономисты, нормировщики, администраторы цехов, отделов, служб (учетно-финансовые сотрудники на средних и низших уровнях производственной, сбытовой и других вертикалей).
2. Дивизиональная (холдинговая) структура представляет собой группу относительно самостоятельных подразделений, объединенных общим финансовым руководством и (чаще всего) отношениями собственности. При дивизиональной (холдинговой) форме организации учетно-финансовые службы бывают образованы не только в управляющей компании, но и в каждой компании холдинга по отдельности, причем так же, как в линейно-функциональной системе, в каждой компании специалисты могут работать как в администрации, так и в подразделениях.
3. Матричная структура, в которой подразделения (дочерние компании, проекты и т.п.) обладают определенной самостоятельностью в осуществлении своих задач. В этом случае помимо бухгалтеров-аналитиков, работающих в «штабе» с информацией, касающейся всей компании, управленческий учет в каждом из проектов ведет отдельная группа специалистов.
На практике реальные организации очень часто представляют в своей организационной структуре комбинацию трех основных типов с преобладанием какого-либо одного из них.
Вне зависимости от организационной структуры организации в число самых распространенных функций бухгалтеров-аналитиков в коммерческих организациях являются:
-учет затрат и калькулирование себестоимости;
-бюджетирование и анализ отклонений.
Организация управленческого учета будет во многом зависеть от того, какая форма реализации этих функций будет целесообразной для данной организации. Поскольку учет затрат и подготовка отчетов о себестоимости лежат на стыке управленческого и финансового учета, следует для начала решить вопрос о форме их взаимодействия.
В практике учета существуют две основные формы связи финансового и управленческого учета: интегрированная (в литературе у нее есть и другие названия - единая, унитарная, однокруговая, монистическая) и автономная (замкнутая, бинарная). Первая имеет место, если и в финансовом, и в управленческом учете используются одни и те же регистры учета (счета) и одна и та же корреспонденция счетов. Если управленческий учет построен в виде отдельной (частично, может быть, дублирующей) системы счетов, то такая структура никак с финансовым учетом не связана, разве что на уровне первичной бухгалтерской документации - в этом случае можно говорить об автономной системе управленческого учета. Если часть счетов дублирует счета финансового учета, то их называют зеркальными счетами (или счетами экранами). План счетов в управленческом учете разрабатывается с учетом особенностей и потребностей самой организации.
Вторым важным моментом в организации управленческого учета является решение о методиках ведения управленческого учета: подходах к оценке активов, способах обработки финансовой информации с учетом фактора времени, способе калькулирования затрат и т. д. Какие методы будут выбраны, должно быть зафиксировано в документах организационного уровня регулирования бухгалтерского учета - в приказах и распоряжениях руководителя организации. Эти документы станут обязательными не только для специалистов, работающих в системе управленческого учета, но и для всех, кто использует в своей работе учетные данные - это менеджеры всех уровней, технологи, маркетологи и др. Фактически совокупность документов, регламентирующих способы ведения управленческого учета, составляют учетную политику в области управленческого учета. По некоторым вопросам она может соответствовать учетной политике в области финансового учета, по другим вопросам могут быть выбраны другие подходы.
38 .Этапы постановки управленческого учета на предприятии
Для достижения положительных результатов постановку управленческого учета рекомендуется осуществлять в несколько этапов:
Этап 1. Определение финансовой структуры предприятия путем выделения центров финансовой ответственности. На практике финансовую структуру любого предприятия можно описать с использованием следующих типов центров финансовой ответственности.
1. Центр затрат - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает
за выполнение поставленных задач в рамках выделенного бюджета затрат.
Существуют два основных типа центров затрат:
- центр нормативных затрат;
- центр управленческих затрат.
Центр нормативных затрат - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за достижение планового уровня затрат на единицу продукции (работ, услуг) (например, производственный отдел, отдел закупок).
Центр управленческих затрат - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за достижение планового уровня суммарных затрат (например, бухгалтерия, администрация).
2. Центр доходов - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого в рамках выделенного бюджета затрат отвечает за максимизацию доходов от продаж.
3. Центр прибыли - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за максимизацию прибыли (обладает полномочиями принимать решения, влияющие на прибыль путем как снижения затрат, так и увеличения доходов).
4. Центр инвестиций - центр ответственности, руководитель которого обладает полномочиями руководителя центра прибыли, а также отвечает за уровень и эффективность инвестиций.
Этап 2. Разработка состава, содержания и форматов управленческой отчетности.
Для каждого центра ответственности надо разработать набор показателей, характеризующих эффективность его деятельности, а также регламент сбора, обработки и хранения полученной информации. Для этого нужно создать формы управленческой отчетности, в которые будут заноситься все данные.
Состав, содержание и формы управленческой отчетности необходимо разрабатывать с учетом следующих принципов:
1) релевантности (управленческая отчетность должна быть полезной для принятия конкретных управленческих решений, а не просто информировать о тех или иных аспектах деятельности компании); 2)оперативности;
3) адресности (отчетность должна представляться конкретным менеджерам в соответствии с их положением в иерархии управления);
4) достаточности (информации в отчетности должно быть достаточно для принятия управленческих решений на соответствующем уровне, в то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание руководителей на несущественные или не относящиеся к делу сведения);
5) аналитичности (управленческая отчетность должна предполагать возможность проведения последующего анализа с минимальными затратами времени);
6) понятности;
7) достоверности;
8) сопоставимости (сопоставимость управленческой отчетности дает пользователям возможность
выявить сходства и различия данных, представленных в нескольких пакетах отчетности. Сопоставимость достигается за счет использования одинаковых принципов учета в схожих сделках и условиях).
Всю управленческую отчетность можно разбить на три блока:
1) управленческая отчетность о финансовом положении, результатах деятельности и изменении
финансового положения предприятия;
2) управленческая отчетность по ключевым показателям деятельности;
3) управленческая отчетность об исполнении бюджетов предприятия.
Этап 3. Разработка классификаторов и кодификаторов управленческого учета Классификаторы управленческого учета определяют и описывают различные объекты учета с целью их однозначной трактовки всеми участниками процессов планирования, организации, стимулирования и контроля на предприятии. Как и в случае с управленческой отчетностью, количество и типы используемых классификаторов каждое предприятие определяет исходя из своих потребностей. Наиболее распространенными классификаторами управленческого учета, применяемыми в российских компаниях, являются:
1) виды производимой продукции, оказываемых работ и услуг;
2) виды доходов;
3) центры финансовой ответственности;
4) места возникновения затрат;
5) виды (экономические элементы) затрат;
6) статьи калькуляции;
7) виды активов;
8) виды обязательств;
9) виды собственного капитала;
10)проекты;
11)направления инвестиций;
12)основные и вспомогательные бизнес-процессы;
13)типы клиентов;
14)категории персонала.
Этап 4. Разработка методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Этап 5. Разработка управленческого плана счетов и порядка отражения типовых хозяйственных операций.
Этап 6. Разработка внутренних положений и инструкций, регламентирующих ведение управленческого учета.
Этап 7. Проведение организационных изменений на предприятии.
Этап 8. Рассмотрим подробнее, что нужно сделать на каждом из перечисленных этапов.