Организация управленческого учета с использованием системы учета расходов и доходов по центрам ответственности.

Под центром ответственности понимают часть организации, по которой целесообразно собирать и обобщать бухгалтерскую информацию о ее деятельности. Делается это для того, чтобы оперативно контролировать затраты и результаты деятельности центров, оценивать деятельность руководителей. Такой учет и система контроля могут быть внедрены при условии точного определения сферы ответственности каждого менеджера.

Различают три типа центров ответственности: центр затрат, центр прибыли и центр инвестиций. Центр затрат контролирует только затраты. Основная цель менеджера этого центра – минимизировать затраты на производство продукции. Итоги оценивают на основе сопоставления сметы и отчета о фактических затратах.

Центр прибыли контролирует затраты и доходы (выручку). Менеджер этого центра контролирует затраты, объем реализации и продажную цену (внешнюю или трансфертную). Деятельность центра оценивают по отчетности, составляемой по форме отчета о прибылях и убытках организации.

Центр инвестиций контролирует затраты, доходы и капитальные вложения. Центры инвестиций создаются, как правило, в крупных структурных подразделениях организаций. Для оценки деятельности этих центров применяют дополнительно показатели рентабельности активов, эффективности капитальных вложений и использования прибыли.

Инструменты управленческого учета по центрам ответственности – сметы и отчеты. Смета для центра ответственности должна содержать данные об ожидаемых затратах на определенный объем продукции или объем работы за определенный период. Все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными работниками.

28. Основные принципы классификации расходов.

практике наиболее часто используются следующие способы классификации затрат:


- по экономическим элементам;

- по целевому назначению и месту возникновения;

- по роли в производственном процессе;

- по способу отнесения на себестоимость отдельных видов выпускаемой продукции;

- по характеру связи с изменением объема производства.

Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Нормативными документами по планированию и исчислению себестоимости продукции предусмотрены следующие группировки затрат:

-по составу - одноэлементные и комплексные;

-по видам - экономически однородные элементы и статьи калькуляции;

-по отношению к объему производства - постоянные и переменные;

-по назначению - основные и накладные;

-по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции - прямые и косвенные;

-по характеру затрат - производственные и внепроизводственные;

-по степени охвата планом - планируемые и не планируемые.

Основные принципы организации системы управленческого учета на предприятии.

Управленческий учет — система сбора и предоставления важной информации для принятия решений по деятельности организации. Управленческий учет дает ответ на вопрос, в каком состоянии находится предприятие, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.

Принципы управленческого учета:

· периодичность, отражающая производственные циклы предприятия;

· преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;

· формирование показателей отчетности для коммуникационных связей между уровнями управления;

· применение бюджетного метода управления деятельностью;

· оценка результатов деятельности структурных единиц;

· полнота и аналитичность информации;

· использование единых единиц измерения.

Наши рекомендации