Объекты производственной практики
И РАБОЧИЕ МЕСТА
Производственную практику студенты проходят на предприятии, являющимся юридическим лицом и выполняют работу бухгалтера.
Во время практики студент должен быть закреплен на различных рабочих местах с таким расчетом, чтобы он мог выполнить все разделы программы. Не допускается использование студента на протяжении всего периода практики только на одном рабочем месте, а также на рабочих местах, не имеющих отношения к специальности студента.
Студент-практикант может быть зачислен предприятием на штатную должность только по специальности. В этом случае он проходит производственную практику без отрыва от своей работы. При этом студенту, зачисленному на штатную должность, для выполнения программы практики должна быть представлена возможность ознакомиться с организацией и постановкой бухгалтерского учета по всем темам.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Студенты третьего курса университета специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» проходят практику в течение 5 недель. Даты начала и окончания практики устанавливаются приказом по университету в соответствии с учебным планом. Продолжительность рабочего дня студента 8 часов.
Студент совместно с руководителем практики организации должен составить индивидуальный календарно-тематический план работы по форме (см.таблицу 1).
В плане должны найти отражение основные виды работы, предусмотренные программой. Последовательность их выполнения устанавливается руководителем практики в соответствии со сроками возможного их выполнения. Календарно-тематический план утверждается руководителем практики от предприятия.
ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА
Знать до отъезда на практику, кто из преподавателей кафедры руководит практикой, место и время ее прохождения; изучить программу производственной практики, сдать свое место в общежитии.
Прибыть своевременно к месту практики с тем, что бы начать ее в установленный срок.
Явиться по прибытии к руководителю практики от организации (предприятия), совместно с ним составить индивидуальный календарно-тематический план прохождения практики, получить указания о порядке и месте ее прохождения и решить вопрос о времени и месте получения консультаций.
Подчиняться действующим в организации (на предприятии) правилам внутреннего распорядка, в противном случае руководитель организации или предприятия может налагать на практиканта взыскания.
Организовать свою работу по прохождению практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом и полностью выполнить предусмотренные работы, стремиться приобрести практические навыки по своей специальности. При наличии недостатков в учете, постановке аналитической или контрольной работы студент обязан содействовать их устранению.
Таблица 1
Примерный календарно-тематический
план практики
Тема | Количество дней |
1. Организация бухгалтерского учета. Экономико-организационная характеристика предприятия. | |
2. Бухгалтерский учет денежных средств организации. | |
3. Учет обязательств и расчетов. | |
4. Учет ценных бумаг и финансовых вложений. | |
5. Учет временно привлеченных и заемных средств. | |
6. Бухгалтерский учет труда, заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда. | |
7. Учет основных средств. | |
8. Учет нематериальных активов. | |
9. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. | |
10. Учет материально-производственных запасов. | |
11. Учет готовой продукции и ее продажи. | |
12. Учет уставного капитала. | |
13. Учет фондов, резервов и финансовых результатов. | |
ИТОГО: |
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Производственная практика проводится под руководством и контролем университета и бухгалтерии предприятия, в которых студент проходит практику.
Перед выездом студентов на практику кафедра бухгалтерского учета проводит инструктивное собрание, на котором рассматриваются цели и задачи практики, особенности прохождения практики в каждой организации (предприятия), продолжительность практики, требования по составлению отчета о практике и др.
Руководство производственной практикой студентов от кооперативной организации осуществляет главный бухгалтер.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
ТЕМА 1. Организация бухгалтерского учета.
Экономико-организационная характеристика предприятия
Вначале студент должен выяснить по какой форме бухгалтерского учета организован учет на предприятии: либо журнально-ордерная, либо книжно-журнальная, либо автоматизированная, а если это малое предприятие – то либо это простая форма, либо форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества предприятия.
Выясняя форму бухгалтерского учета, студент должен разобраться с содержание и структурой учетных регистров.
Организационно-экономическая характеристика дается по данным текущего бухгалтерского учета, статистической и бухгалтерской отчетностей.
Данные собираются за отчетный и предшествующие года.
Целесообразно данные о хозяйственно-финансовой деятельности организации показать в таблице, структуру и содержание которой согласовать с руководителем производственной практики.
К основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности относятся: объем реализованной продукции (выручка (валовой доход) от продажи продукции (работ, услуг); затраты на производство продукции (работ, услуг), издержки обращения, прибыль, рентабельность и др.
В организационно-экономической характеристике организации следует показать:
- назначение организации;
- краткую историческую справку об образовании и развитии организации;
- организационную структуру организации;
- схему управления;
- состав бухгалтерии;
- форму бухгалтерского учета;
- уровень автоматизации учета.
Изучая нижеследующие темы на практических материалах исследуемой организации, студент должен рассмотреть:
ТЕМА 2. Бухгалтерский учет денежных средств организации
Порядок ведения кассовых операций и хранения денежных документов.
Документальное оформление движения денежных средств в кассе, в пути и денежных документов.
Ведение кассовой книги и бухгалтерская обработка кассовых отчетов.
Синтетический и аналитический учет наличных денежных средств и денежных документов.
Порядок открытия расчетного и прочих счетов в банке.
Документальное оформление движения денежных средств на расчетном и специальных счетах в банке.
Синтетический и аналитический учет движения денежных средств на расчетном и прочих счетах в банке.
Особенности учета операций по валютному счету.
Бухгалтерская отчетность о движении денежных средств.
Перечень рекомендуемых приложений к данному разделу:
- приходный кассовый ордер;
- расходный кассовый ордер;
- журнал регистрации приходных и расходных документов;
- кассовая книга;
- платежная ведомость;
- заявление на выдачу чековой книжки;
- заявление о бронировании средств;
- журнал-ордер № 1;
- ведомость № 1;
- журнал-ордер № 3;
- акт инвентаризации наличных денежных средств ф. № ИНВ-15;
- отчет о движении денежных средств;
- объявление на взнос наличными;
- заявление на открытие расчетного (валютного) счета;
- платежное поручение;
- платежное требование;
- заявление на открытие аккредитива;
- препроводительная ведомость;
- журнал-ордер № 2;
- ведомость № 2;
- поручение на обязательную продажу валюты;
- заявка на покупку иностранной валюты;
- извещение о зачислении валютной выручки на валютный счет;
- контракт на поставку товаров;
- счет-фактура;
- товарно-транспортная накладная.